Как работает иммунная система, лекция 2 ч. 9 (ч. 18)

Нейтрофилы живут очень недолго. На самом деле они выходят из костного мозга, запрограммированные на смерть в среднем примерно через пять дней. В отличие от макрофагов, нейтрофилы не антигенпредставляющие клетки. Это профессиональные убийцы, которые “по вызову” доставляются кровью.


Как только прозвучал вызов, нейтрофилам требуется всего около получаса, чтобы выйти из крови и полностью активироваться. В этом состоянии нейтрофилы невероятно фагоцитарны, и как только их добыча попадает внутрь, несчастного “гостя” ждет целая батарея мощных химических веществ. Нейтрофилы также вырабатывают боевые цитокины (например, ФНО), которые могут предупреждать другие клетки иммунной системы. И самое главное, активированные нейтрофилы выделяют разрушительные химические вещества, которые предварительно производятся и хранятся внутри нейтрофила до тех пор, пока это не потребуется. Эти химические вещества могут превратить ткани в “токсичный суп”, который смертелен для вторгающихся микробов. Действительно, нейтрофилы уникальны тем, что они служат единственными клетками иммунной системы, которые “имеют право” превращать в жидкость как клетки, так и соединительные ткани.


Мой друг Дэн Тенен изучает нейтрофилы. Другая подруга, Линда Клейтон, которая экспериментирует с Т-клетками, любит подшучивать над ним, спрашивая: “Зачем ты утруждаешь себя изучением нейтрофилов, Дэн? Все, что они делают, это ныряют в гной и умирают!” Она, конечно, права. Гной в основном состоит из мертвых нейтрофилов. Однако Дэн напоминает ей, что люди могут долго жить без ее причудливых Т-клеток, но без нейтрофилов они подхватят инфекцию и умрут в течение нескольких дней.


Теперь, как вы думаете, почему все устроено так, что макрофаги живут очень долго, а нейтрофилы живут всего несколько дней? Разве это не кажется расточительным? Почему бы не позволить нейтрофилам наслаждаться долгой жизнью, как макрофагам? Вот именно! Это было бы слишком опасно. Нейтрофилы выходят из кровеносных сосудов, готовые к убийству, и в ходе этого убийства всегда происходит повреждение нормальных тканей. Таким образом, чтобы ограничить сопутствующий ущерб, нейтрофилы запрограммированы на короткое существование. Если битва требует дополнительных нейтрофилов, из крови можно набрать больше – их там много. Действительно, нейтрофилы составляют около 70% циркулирующих лейкоцитов.


Уже давно известно, что нейтрофилы — это прожорливыми фагоциты и что они могут выделять химические вещества, которые разрушают как вредителей, так и ткани. Однако недавно было обнаружено, что при определенных условиях некоторые умирающие нейтрофилы могут высвобождать сетчатые структуры, называемые нейтрофильными внеклеточными ловушками (НВЛ). Эти ловушки состоят из клеточной ДНК, покрытой белками, полученными из гранул, в которых нейтрофилы хранят химические вещества, которые они используют для своей разрушительной работы. В лаборатории НВЛ могут ловить или убивать бактерии, вирусы, грибы и паразитов. Тем не менее, пока не ясно, что заставляет нейтрофилы высвобождать эти НВЛ или насколько важны НВЛ для иммунной защиты. Хотя вполне возможно, что НВЛ играют определенную роль в защите нас от определенных вредителей, функция нейтрофилов обычно жестко контролируется, чтобы ограничить нежелательные повреждения тканей. Следовательно, кажется нелогичным, что воспаление и повреждение тканей, вызванные сетями, были бы хорошей вещью. Действительно, большая часть исследований НВЛ сосредоточена на выявлении возможной роли этого явления в развитии заболеваний.


Перевод книги LAUREN SOMPAYRAC "HOW THE IMMUNE SYSTEM WORKS", продолжение следует.