Как писать конспекты, что бы через пол-года разобрать свои каракули.
Решила поделиться методами ведения конспекта, которые я использую.
В начале учебы мои конспекты выглядели так
В последствии я старалась применять различные правила ведения конспекта, и конспекты стали выглядеть так
Во время учебы мне приходилось конспектировать двумя способами:
Конспектировать из учебника и на паре, слушая лектора.
Конспект из учебника.
Подготовка к записи конспекта.
1) Читаем текст - затем конспектируем.
Для этого следует понять, какого объема должен быть материал, что бы быть для вас наиболее легким в усвоении.
Можете прочитать главу о царстве растений?
Или вам легче сначала прочитать про мхи и лишайники, а после переходить к следующему отделу царства Растений?
2) Пометки.
Выработайте собственную систему пометок (впоследствии она понадобится и для конспектов, записываемых на слух).
Я советую отмечать:
- Новые термины
- Места, требующие особого внимания, которые в последствии надо будет подробно разобрать.
Как помечать?
- Цветные стикеры.
- Пометки карандашом (не забудьте их стереть, если книга вам не принадлежит).
В электронных книгах есть функция заметок, но мне не нравится скорость, с которой она работает, и я ей не пользуюсь.
Часто, основные понятия уже выделены авторами учебника за вас. Они используют жирный шрифт или курсив, в таком случае – помечать не требуется.
3) Тип тетради при конспектировании из учебника не так важен.
Сам конспект.
1) Выделение цветом в конспекте.
Я советую использовать для разметки текста цвета из одного семейства. Это могут быть выделители, гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши.
- Если вы смешаете разные «семейства», то конспект будет выглядеть неаккуратным и трудным для чтения.
- Выделяйте темы разных уровней по-разному:
Название глав обводите в рамку желтого цвета.
Темы подчёркивайте волнистой линией зеленого цвета.
Подтемы отмечайте пунктирной линией розового цвета.
2) Схемы и рисунки.
Зарисовывая схемы и рисунки, старайтесь понимать, в чем их суть, а не просто бегло просматривать и рисовать «нечто похожее». Будьте внимательны к деталям.
- Если с навыком рисования или черчения "не очень", то лучше нарисовать карандашом, или распечатать картинку и вклеить ее в конспект.
Пример плохой схемы.
3) Использование сокращений.
Сокращения могут быть локальными для одной главы или книги, а могут быть глобальными.
Глобальные сокращения – те, которые вы часто используете, ведя записи и заметки.
Локальные – чаще всего сокращение часто встречающегося слова до одной или нескольких букв.
- Примером глобальных сокращений для меня стали знаки из математики. Их я использую везде. От самой математики, до биологии и философии.
- Избегайте обильного количества локальных сокращений, велик шанс того, что вы не сможете разобрать свои записи в последующем.
*Е наоборот - "существует".
4) Почерк.
Старайтесь вести записи понятным почерком. Очень тяжело готовиться к экзаменам, когда ломаешь глаза о собственные записи.
- Делайте различимыми группы буквы П, Н и К и Ш и Т.
- Незнакомые слова и термины можно и вовсе писать печатными буквами.
Идите на любые ухищрения, что бы в последствии вам самим было комфортно читать ваш конспект.
Конспект на слух.
Подготовка к коснпекту.
1) Тетрадь.
Если есть возможность, ведите конспект в тетради с кольцами.
- В такую тетрадь можно вставить файлы с необходимыми материалами.
Например: формулы по математике или распечатанные рисунки по биологии.
- В ней можно вести сразу несколько предметов, без ущерба для качества конспектов.
- Можно докупать листы блоками, в итоге все лекции по одному предмету будут аккуратно храниться в одной папке.
Преподаватели в университетах имеют свойство во время диктовки совершать кульбит в духе: «А теперь вернемся на тридцать тем назад и допишем там небольшой отрывок ,всего три страницы».
2) Ручка.
Пишите одной пастой.
Желательно тонкой, т.к. толстая паста имеет свойство размазываться по тетради, по вашим рукам, по Аллаху.
Разная толщина и разные оттенки синего будут вас отвлекать при чтении конспекта, а так же это выглядит неаккуратно.
Особо злобствующие лектора могут придраться к неаккуратному конспекту.
Пишем конспект.
И так вы на паре.
Если у вас проблема с тем, что бы быстро писать есть несколько способов помочь себе, то
1) Используйте диктофон.
Спросите, согласен ли учитель быть записанным на диктофон и положите микрофон на стол, ближайший к доске.
Вы можете это не делать, и просто сесть за парту, ближайшую к доске.
В последствии, записи можно использовать при подготовке к экзамену.
2) Фотографируйте.
Мобильные телефоны спасают тех, кто медленно пишет, плохо зарисовывает схемы и страдает от плохого преподавательского почерка.
Делайте фотографии слайдов, рисунков и прочих материалов, предоставленных лектором, и вы можете разобраться с ними дома, в более комфортной обстановке.
Если вы стесняетесь, подумайте, как будет здорово, если у вас спросят данную тему на экзамене.
Если у вас не возникает никаких трудностей.
1) Выделение цветом.
Все тоже самое, что и при конспектировании из учебника.
2) Система ссылок.
Если вы слышите, что учитель опирается на ранее озвученный материал, имеет смысл, вернутся к этому месту в своем конспекте и сделать в нем пометку.
Ссылки могут быть пронумерованы по всему лекционному материалу, или же начинаться с единицы на каждой теме.
Дополнительно, для тех кто хочет заморочиться.
Существует система Cornell note taking.
В чем суть?
Лист делится на три блока.
В самой большой части – ведется конспект.
В боковой части отмечаются все то, что поможет быстро ориентироваться в своих записях.
- Термины
- Пометка о том, что на странице есть теорема
- Имена
В нижней части то, что требует дополнительного разбора.
- вопросы учителю
- краткое содержание темы
- заметки
Не знаю, продаются ли такие тетради в России. Я их не видела, но можно самостоятельно расчертить тетрадь.
Лучше использовать тетрадь большого формата, например, А4.
Что я не советую делать:
- Стараться уместить конспект на небольшом пространстве и всячески экономить место в тетради.
- Делать карточки по каждой лекции. В последствии, повторяя материал по этим карточкам вы повторяете урезанный материал. Лучше прочитать конспект полностью.
- Выделять яркими маркерами большие отрезки текста. Лучше сделать отметку на полях. ( мое имхо).
- Писать под диктовку учителя, не разбираясь в структуре предмета. Лучше сделайте запись на диктофон или в черновик, а затем сделайте конспект в более приемлемом виде.
- Вести конспект и решать задачи с семинаров в одной тетради.
Спасибо, что прочитали.
Надеюсь, мои советы пригодятся в учебе.
Прошу простить за ошибки =)