Как нужно пересказывать текст.
Итак, представляю вам мою статью о том как пересказывать тексты (параграфы).
(НЕ ВАРИАНТ пересказов из ОГЭ - ЕГЭ !).
Скажу сразу, я ученик 9 класса и за все 9 лет у меня ни разу не было ни одной ТРОЙКИ или ДВОЙКИ за пересказ какого либо текста(Параграфа).
Эта статья будет актуальна для учащихся 5-9 классов.(Т.к. 1-4 началка, а там и пересказывать то особо нечего).
Начеём с того, что пересказ параграфа по всем предметам (История, биология, география и.т.д.) формируется примерно одинаково. Я делю пересказы на 2 типа:
1)Своевременный пересказ (СВП) - это когда вам задали учить что либо на след. день или на 2-3 дня.
2)Экспресс пересказ (ЭП) - это когда вы в начале дня узнали, что на сегодня задали учить что-либо, а вы нихрена не учили.
Сейчас мы разберём (СВП), но если после этого нужна будет статья по (ЭП) я напишу и её.
Начнём с того, что в любом тексте есть основные летали (ОД). В них входят:
1) Название или тема.
2) Микро темы (Абзацы, подтемы).
3) Сложные моменты (СМ).
Если с первым пунктом вопросов возникнуть не должно, то со 2м и 3м мы сейчас разберёмся. 2е) Микро темы - грубо говоря это отдельные части всего текста (параграфа)
в каждой из которых меняется объекты или мысли о которых идёт речь. Пример: у нас есть текст про Животных. Его микро темами могут быть часть о сухопутных животных, а часть о земноводных.
И как правило, нам задают пересказать или весь текст (параграф) или одну микро тему (часть). Любые микро темы мы обводим карандашом в овал, но чтобы потом можно было стереть.
Наша задача запомнить их количество и о чём каждая из них + их порядок. Если с этим возникают проблемы нужно выписать их себе на страничке учебника карандашом или на отдельный листочек. Т.к. наша задача их запомнить мы просто прочитываем их по очереди, а затем переворачиваем листок и пытаемся повторить. Сначала можно по 2, потом по 3 и каждый раз повторять уже заученные вместе с новой микро темой. В идеале за 10 мин их запомнить, но у всех скорость запоминания разная, поэтому за сколько смогли за столько смогли.
Далее читаем текст под каждой микро темой и убираем лишнее. Например: На нашей планете обитают сухопутные и земноводные животные. Можно сократить до: Животные бывают сухопутные и земноводные.
Таким образом выбираем из текста ТОЛЬКО НУЖНУЮ информацию (Даты, имена, термины), всё остальное просто опускаем.
Далее 3 пункт (СМ). Сложные моменты это слова, которые мы затрудняемся запомнить или произнести. Пример: Картина Писсарро "Бульвар Монмартр в Париже". С ними мы поступаем следующим образом:
Если нужно запомнить дату, то скорее всего она состоит из 4х чисел. Например 1941г. Мы можем её поделить на два числа 19 и 41. Так они проще запоминаются, а соединив их можно получить нужную дату.
Если в тексте все даты будут начинаться с 19 (как пример: 1941, 1945, 1990), мы можем учить только последние две цифры т.к. первые всегда будут 19. Если встретится трудное слово или название (как пример: Монмартр),
мы его точно также делим на части. Мон-март-р = так легче его запомнить (мне лично так, но вы можете делить как хотите). Хорошо если в сложном слове встретилось другое слово (как пример- Март), ведь у нас в голове сразу появляется ассоциация с этим словом и его очень просто вспомнить.
В итоге, мы должны: 1.Произнести название. 2.Вспомнить 1ую микро тему и выдать её СОКРАЩЁННОЕ содержимое. Затем вспомнить 2ую и так до конца или пока не остановят.
Если попросят подвести итог, просто вспоминай названия микро тем и в двух словах расскажи о них.
Спасибо за внимание. Всё это я написал лишь потому, что когда я учился в 5-7 классах мне было трудно учить пересказы, но я всё таки учил их на 5. Если бы я узнал обо всём этом раньше, мне бы было значительно легче учиться.