16

Как мы в суде целый дом построили

Строят люди дома, потому что тяга к своему жилью движет человечеством. Только вот некоторые не совсем понимают, что строят дом - только не свой.

Марине родители подарили земельный участок и подарили деньги. Грамотно так подарили, чтобы в случае развода с мужем не делить. Это нормально. Если есть земля и есть деньги, то надо строить дом. Вот только кто его должен строить? Правильно - муж.

Сергей. Трудился таксистом и по совместительству - мужем Марины. Кстати, это не легкий труд. Жена ради стройки пересадила мужа из легкового автомобиля в старенькую «Газельку». Теперь он - и водитель, и закупщик строительных материалов, и грузчик, и прораб, и даже автомеханик. Грузовичок старый и часто ломается на ходу.

Но все ничего, если есть деньги. Худо-бедно дом построили. Так не до конца, но жить уже можно. Даже зимой. Кстати, в первую зиму Марина решила, что жить в доме она хочет без Сергея. И выгнала его. Бывают такие бойкие женщины, находящие в себе таланты прогнать мужика. Страшная сила!

Сергей не сопротивлялся: все равно семьи не сложилось. Вот только сил, потраченных на строительство дома, было жалко. Пришел ко мне посоветоваться. Решили подавать иск о разделе имущества.

Позиция Марины: дом построен на земле, подаренной супруге, на деньги подаренные супруге. Следовательно, дом является личной собственностью супруги и не подлежит разделу.

Позиция Сергея: статья 37 СК РФ говорит о том, что если за счет труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость личного имущества другого супруга, суд может признать такое имущество совместным.

Оставалось дело за малым - убедить суд, что Сергей на этой стройке трудился. Начался суд.

Сергей детально составил список работ по строительству дома, в которых он принимал участие. С помощью сметчиков определили необходимое количество нормо-часов на эту работу. Заказали отчет о рыночной стоимости подобных работ. Выходило, что почти две третьих стоимости дома.

Марина сопротивлялась. Пыталась доказать, что эти работы были проделаны другими людьми. Вот только бывший муж, в отличии от нее, знал каждый кирпич в этом доме и то, как все было устроено. Марина этого не знала и внятно не могла пояснить, какие работы делали эти люди. Сами люди, приглашенные в суд свидетелями, так же не могли пояснить порядок работ, выполненный объем и дату производства.

Дом в свое время строился без проекта. Так называемый хозспособ. Это означает, что каждый последующий этап делаешь не раньше окончания предыдущего, и заранее не знаешь, как все получится.

Зато в многочасовых судебных заседаниях, уже по факту, был составлен проект дома. Определен объем работ и количество строительных материалов. По сути дела - вся та проектная документация, необходимая настоящим строителям. А с помощью пояснений сторон, был проговорен каждый момент этой стройки.

У меня создалось впечатление, что мы этот дом построили заново - прямо в суде. Усилий было потрачено не меньше, наверное, даже больше. Но оно того стоило.

В любом споре нужно ловить момент, когда можно договариваться. Как правило, это момент наибольших сомнений оппонента. В самом начале спора Марина была уверена в исключительном своем праве на дом. Мы скромно попросили одну треть в денежном эквиваленте. Но уверенность женщины трудно преодолеть простым словом.

На одном из заседаний, когда суд сказал задумчиво: «Ну, я не знаю, давайте обсудим экспертизу…» - я предложил обсудить мировое соглашение. Суду мое предложение понравилось. Я понимаю почему. Все просто. Чтобы удовлетворить наши требования, суду пришлось бы проводить экспертизу со сложным расчетом сметы, а затем – впоследствии - расписывать каждый пункт, почему суд в него поверил. Та еще работа. Но и чтобы отказать нам, суду предстояло дать не менее сложный анализ обстоятельств. А здесь - мировое. Стороны договорились - и все. Суду остаётся только утвердить.

Мировое соглашение устраивало и Сергея. Мы, не смотря на проделанную работу, не были уверены в результате. Всякое может случиться. Но больше всех сомневалась Марина. Она злилась и нервничала. Мы, как и прежде, попросили треть деньгами, но с небольшим минусом, но под залог дома. Итог превзошел ожидания. Женщина нашла всю сумму, и мы спокойно заключили мировое соглашение.

Да, работа была большой, сложной. Но оно того стоило. Наверное, нет смысла говорить, что если бы в самом начале стройки Сергей…. Впрочем, а что он мог делать в самом начале, кроме того, что слушать жену и строить дом? Как вы считаете? Прокомментируйте и да, спасибо, что читаете меня.

Больше публикаций в телеграмм-канале «Секреты семейного права от Антона Слипченко» Подписывайтесь и будьте в курсе!