374

Как мы классифицируем гласные

Читатели просили меня рассказать о том, что такое Международный фонетический алфавит (МФА) и трапеция гласных. Знание этого не помешает не только интересующимся лингвистикой, но и любому изучающему иностранный язык.


Начну с того, что с самого начала зарождения лингвистики как науки учёные отдавали себе отчёт в разнице между написанием и произношением. Это заставляло изобретать различные системы транскрипции, что, в свою очередь, создавало новое неудобство: большое количество разных транскрипций приводило к путанице. Решением стал придуманный в конце XIX века Международный фонетический алфавит, базирующийся на сложившихся к тому времени представлениях о том, как устроены звуки в языках мира.


Лично я убеждён, что МФА должен преподаваться в школе наравне, скажем, с таблицей Менделеева. Однако, чтобы понимать, как устроен МФА, необходимо знать, как мы классифицируем звуки.


Звуки артикулируются при помощи органов речи (губы, зубы, нёбо и так далее), важнейшим из которых является язык. Изменяя положение языка в ротовой полости, мы получаем разные гласные. Вот, например, прорисовки рентгенограмм русских гласных в словах это, ты, ту, кто, щи, та (снимки сделаны в профиль; источник – Болла К. Атлас звуков русской речи. Будапешт, 1981):

Как мы классифицируем гласные Лингвистика, Занудная лингвистика, Фонетика, Французский язык, Немецкий язык, Длиннопост

Отталкиваясь от нахождения языка при произнесении того или иного гласного, мы получаем классификацию по месту образования. Она задаётся двумя параметрами – вертикальным (подъём – верхний, средний, нижний) и горизонтальным (ряд – передний, средний, задний). Так мы получаем следующую симпатичную трапецию:

Как мы классифицируем гласные Лингвистика, Занудная лингвистика, Фонетика, Французский язык, Немецкий язык, Длиннопост

Соответственно, и (i) – это гласный переднего ряда верхнего подъёма, а у (u) – заднего ряда верхнего подъёма.


Вот так выглядят системы гласных четырёх европейских языков:

Как мы классифицируем гласные Лингвистика, Занудная лингвистика, Фонетика, Французский язык, Немецкий язык, Длиннопост

Как мы видим, в МФА различается два вида э (e и ɛ), а также два вида о (o и ɔ). Действительно, существуют языки, в которых закрытым e и o противопоставлены открытые ɛ и ɔ. К ним относятся немецкий, французский и итальянский, словенский. Несколько примеров (ʃ = ш):

Как мы классифицируем гласные Лингвистика, Занудная лингвистика, Фонетика, Французский язык, Немецкий язык, Длиннопост

Произношение можно послушать по ссылкам: Beet; Bett; stehlen; stellen; Schote; Schotte; épée; épais; été; étais; fée; fait; venti; venti.


Что интересно, в речи многих носителей русского слово этот произносится с ɛ, а эти - с e, но это распределение позиционное, то есть эти два звука на могут различать минимальную пару слов, как в примерах выше. В связи с этим они не осознаются как разные звуки, и когда русскоговорящие учат немецкий, французский или итальянский, поначалу они не слышат разницы между e/ɛ. В этом разница между фонемой и звуком: для немца e и ɛ - две разные фонемы, а для русского – два варианта (аллофона) одной фонемы.


Однако гласные могут отличаться не только местом образования, но и другими параметрами. Несложно заметить, что на трапеции выше в одной точке, как правило, находятся два гласных. Слева – неогублённый, справа – огублённый (лабиализованный). Как понятно уже из названия, при произнесении лабиализованных гласных активно участвуют губы. В этом легко убедиться, если произнести звуки и (неогублённый) и у (огублённый).

Как мы классифицируем гласные Лингвистика, Занудная лингвистика, Фонетика, Французский язык, Немецкий язык, Длиннопост

В русском нет пары гласных, которые противопоставлялись бы только по огублённости/неогублённости и имели одно место образования. Но такие пары есть, например, в немецком:

Как мы классифицируем гласные Лингвистика, Занудная лингвистика, Фонетика, Французский язык, Немецкий язык, Длиннопост

Kiste; Küste; Tier; Tür.


Или во французском (в МФА j = й):

Как мы классифицируем гласные Лингвистика, Занудная лингвистика, Фонетика, Французский язык, Немецкий язык, Длиннопост

cri; cru; ni; nu; héros; euro.


Поскольку степень огублённости может варьироваться, существует способ представления гласных в виде трёхмерной трапеции, где третье измерение позволяет показать большую или меньшую степень лабиализации. Правда, такая трапеция хуже читается, чем двухмерная, поэтому используется редко.

Как мы классифицируем гласные Лингвистика, Занудная лингвистика, Фонетика, Французский язык, Немецкий язык, Длиннопост

Ещё одним важным признаком является назализованность (в транскрипции обозначается тильдой над буквой). Если при произнесении гласного звука опустить нёбную занавеску, воздух будет выходить не только через рот, но и через нос, что создаёт довольно характерное звучание. Носовые гласные довольно широко распространены в языках мира. Самым известным случаем является французский:

Как мы классифицируем гласные Лингвистика, Занудная лингвистика, Фонетика, Французский язык, Немецкий язык, Длиннопост

fait; fin; sec; cinq.


А вот польские носовые не являются носовыми в подлинном смысле, это скорее назализованные дифтонги.


Часто в языках мира встречается также различение кратких и долгих гласных. Этот момент я сравнительно подробно освещал здесь. В МФА долгота обозначается при помощи символа ː


Сложно переоценить роль МФА при изучении иностранных языков, особенно тех, где орфография непоследовательна, как в английском. Например, ou в английском может читаться минимум восемью различными способами:

Как мы классифицируем гласные Лингвистика, Занудная лингвистика, Фонетика, Французский язык, Немецкий язык, Длиннопост

А теперь немного лингвоклубнички. Вот так выглядит русский текст голеньким, без своей орфографической одёжки (сперва огрублённая фонематическая запись, потом точная фонетическая; Yanushevskaya I., Bunčić D. Russian //Journal of the International Phonetic Association, 2015, 45, 2. Pp. 221–228):

Как мы классифицируем гласные Лингвистика, Занудная лингвистика, Фонетика, Французский язык, Немецкий язык, Длиннопост

Конечно, в посте я лишь прошёлся по верхам. Наиболее любопытных отсылаю к следующим изданиям:


Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.

Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М., 2001.

Handbook of the International Phonetic Association. Cambridge, 2007.

Ladefoged P., Maddieson I. The Sounds of the World's Languages. Oxford, 1996.

https://phoible.org – сайт, посвящённый инвентарям фонем языков мира

Наука | Научпоп

9.1K постов82.4K подписчика

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


- Посты-ответы также должны самостоятельно (без привязки к оригинальному посту) удовлетворять всем вышеперечисленным условиям.

Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.