Как Фонд капитального ремонта гробит дома и кидает жителей (Часть 1)
6 утра, проснулся от шума: топот по крыше и в подъезде, громкие разговоры и даже крики. Жена уже не спит, выходила узнать, что случилось, рассказывает:
Ночью, пока все спокойно спали, пошёл дождь. Дождевая вода затопила соседние квартиры и подъезд. Соседи, вставая с кровати, ногами погружались в воду: она набралась в их квартирах на уровень в несколько сантиметров.
Я не знаю, кто первый среагировал, кто понял, что это проблема не сантехники, а протечка крыши, но уже в тот момент кто-то бегал на крыше и пытался чем-то ее укрыть. Но было поздно.
Это было начало лета 2019 года. Мы, на тот момент, 3 года уже жили в собственной двушке на верхнем девятом этаже панельного дома. Купили ее в ипотеку, без ремонта, мечтали сделать из неё своё "гнёздышко" с хорошим ремонтом "под себя". Так выглядела квартира на момент покупки:
За три года, не спеша, имея ограничения по бюджету, но, всё же, сделали около 70% планируемого ремонта: выровняли стены и поклеили обои, заменили электропроводку и сантехнику, все двери и окна, поменяли полы и напольное покрытие. Оставалось доделать ремонт в одной комнате и обставить мебелью:
Делал почти все своими руками, либо во время отпуска, либо в свои выходные (работаю по сменам), при этом жили тут же.
Когда в квартире стало чуть лучше, решились на первого ребенка, а в 2019 году родился второй. Хотелось скорее закончить последнюю комнату и сделать в ней детскую комнату.
Эх, мечты…
Итак, 6 утра, я ходил по квартире и искал, есть ли вода у нас. Я не знаю, как нам тогда так повезло, но у нас была сухая квартира, разве что слегка сырой угол в коридоре. Всё, что я знал о причинах утреннего потопа на тот момент: нам делают от Фонда капитального ремонта крышу, и она побежала. Я попросил супругу наблюдать за стенами, сам уехал на работу. Позже, поговорил с соседями, узнал, что у них начались проблемы с электропроводкой, отошли обои, пострадал ламинат. В общем, около 2х месяцев они устраняли последствия затопа. Им даже выплатили подрядчики 40 тысяч из 53, в которые был оценён ущерб. Ливневых дождей больше не было, подрядчики продолжали что-то ремонтировать на кровле. Но я чуть притормозил ремонт. Как оказалось позже, не зря.
11 августа 2019 года.
Мы семьёй уехали с утра за продуктами, в городе начался дождь, переходящий в ливень. Мы вернулись с покупками домой. Уже в подъезде увидели, как бежала вода по стенам. Зашли домой, а там лужи воды.
Бросили все, собирали воду, ставили тару под протечки, я параллельно пытался куда-то позвонить (в аварийную службу, управляющую компанию, подрядчикам) – никто не отвечал, воскресенье.
Аварийка приехала чуть позже, но бригада только оценила риски, отключила электричество по всему подъезду, квартирах и уехала.
Затопило тогда уже весь подъезд до 1го этажа, все квартиры верхних этажей всего дома. И мы остались в заливаемой квартире, без света, с двумя детьми…
Собрав воду, я отвёз жену с детьми к тёще, вернулся выливать и вытирать воду. Так провел всё воскресенье. Помню, как уже стемнело, время около 12 ночи, я сидел один в темной квартире, на голове очки с фонариками чтобы хоть что-то видеть.
Я в очередной раз пробовал куда-нибудь дозвониться, ответила только аварийка, что они бессильны, что могут только отключать, а спасать от дождя должны подрядчики или управляющая компания…
На следующий день, мне удалось связаться с виновниками.
Управляющая компания (далее по тексту УК) сразу заняла позицию: "мы хорошие, мы вас понимаем, но мы не при делах: есть ужасный Фонд капитального ремонта и их подрядчики, это они пришли и наворотили, а мы им только обязаны доступ предоставить, они сами нас не пускают на крышу".
Подрядчики (читать с характерным акцентом): "это все предыдущие подрядчики, которые в первый раз затопили, их сейчас выгнали, и мы пришли переделывать за ними, сейчас сделаем всё, подождите немного"
Фонд капитального ремонта (далее по тексту ФКР). Тут важно: курировал эту работу от ФКР некий Дмитрий Кабанов (имя и фамилия не изменены). Дмитрий очень серьезный человек. На мои вопросы, почему так произошло, когда устранят, кто будет компенсировать, ответил, что работы ведутся, больше никакой информации дать не может, и вообще, что это я пристал к нему, и положил трубку.
Я уже тогда понял, что хорошего конца ждать не стоит. А поднявшись на крышу, я окончательно в этом убедился.
Вот так выглядела кровля до ремонта, она нигде не протекала, её постоянно проверяли, следили за ней. Надо отдать должное УК - даже в сильные ливни в квартирах было всегда сухо, за крышей следили хорошо.
Поскольку наш дом исправно оплачивает взносы в ФКР, то ФКР решил, что мы заслужили замену кровли. Ну и пусть, что старая тоже хорошая, новая-то лучше будет! И тут снова появляется на сцене Дмитрий Кабанов. К сожалению, некоторые нюансы работы Дмитрия, которые я дальше буду описывать, я не смогу документально подтвердить, так как узнал эту инсайдерскую инфу только на словах. Можно было бы отнести это к моей фантазии, откуда я могу знать, что и как там собирался делать Дмитрий. Но почти в самом конце моего рассказа будет любопытный факт, который развеет все ваши сомнения.
Итак, проект договора появился ещё в 2018 году, Дмитрий прикинул, что ФКР готов заплатить за ремонт кровли трёх домов (в т.ч. и нашего) около 50 млн рублей. Дмитрий так же прикинул, что затраты на проведение работ будут (если брать по самому минимуму) около 15 млн рублей. Дмитрий уже имеет тесные связи с подрядной организацией ООО "Вертикаль", поэтому после проведения фейкового тендера, право на проведение работ уходит именно к этой фирме. Но есть проблема: делать дёшево и плохо можно лишь в том случае, если никто за этим не будет следить. Если контроль проведения работ (а точнее, бесконтрольность) Дмитрий может взять на себя, то как быть со сдачей работ? Ведь должна быть комиссия, при том на всех ключевых этапах, без её одобрения никто не заплатит деньги. Что делать? Правильно! Нужно сделать такой договор, где не нужно будет привлекать независимую комиссию. Именно поэтому работы откладываются на 2019 год: нужно юридически правильно сделать так, чтобы работы принимала ещё одна "нужная" фирма. И когда уже этот момент был согласован, весной 2019 года начались работы.
А так выглядела крыша всё лето:
Сухая летняя погода расслабила подрядчиков, получив объект, они не торопились с работами. Сначала ребята подошли ответственно, и, чтобы работа шла, снимали кровлю со всех домов. Вроде, у них были проблемы с поставкой бетона. Поэтому сняли всё, что смогли. Немного залили бетоном и успокоились. Дождей не было, бетона тоже нет, ребята и вовсе перестали появляться на крыше. Середина лета 2019 года, жара, куда торопиться? Возможно, они догадывались, что в любой момент может пойти дождь и это все "выльется" в большие проблемы, но почему-то это их не беспокоило.
Наступает август 2019, заливает дома (в том числе и нашу квартиру). Жильцы видят, что происходит полнейший беспредел, начинают поднимать шум. Мы пишем обращения в Администрацию к мэру города, в УК, в ФКР, в ЖилНадзор, подрядчикам, депутатам, пишем заявление в прокуратуру.
На носу выборы депутатов городской думы и мэра. Я был уверен, что сейчас-то найдут и накажут виновных. Ведь власть любит показать, как она заботится о народе, особенно когда пора переизбираться. И действительно, приезжают депутаты, телевидение, тащат подрядчиков на крышу, показательно возмущаются. Показывают как они твердо намерены разобраться в этом.
Жаль, только руки у них связаны… могут только обращение написать или жалобу в вышестоящие инстанции. И пишут. И присылают ответы нам. Проходят выборы, всё осталось на своих местах: мэр снова мэр, депутаты снова депутаты, крыша всё ещё не крыша.
Так прошел август, сентябрь, октябрь.
Нас периодически продолжает заливать в дожди. Это уже становится "нормальным", работы на крыше ещё ведутся, нам пишут, что крайний срок - до ноября должны все доделать и всё возместить. Тогда нам казалось, что ноябрь далеко и это наглость так переносить срок - ведь работы должны были закончится ещё в середине лета.
Я не пишу точные даты начала работ, планируемого окончания по договору потому, что я не видел этого договора. Я несколько раз обращался в ФКР с просьбой прислать мне его (копию или ссылку на электронный документ). Ответ: "Мы не можем предоставить вам договор и доп.соглашения о продлении сроков, акты и прочее, потому что вы всего лишь жилец дома. Но вы можете поискать его сами на сайте сбербанка". Полный договор я так и не нашел (возможно, плохо искал), только проект договора, до проведения тендера.
Октябрь. У меня уже собралась толстая папка ответов по нашим обращениям. Работы велись как попало: баннер с информацией о проведении капремонта так и не вывесели, в подъезде постоянно грязно, лифт периодически сломан, потому что на нём катали инструменты, материалы и газовые баллоны (мне понравилось общаться с ФКР на эту тему, очень продуктивно). Мне ещё нормально было подниматься на 9 этаж, по лестнице, но моя жена была не очень рада ходить пешком, поднимая на себе двух детей, когда я на работе.
Жильцы возмущены, при удобном случае материли подрядчиков и ФКР, пару раз сам был свидетелем, как на одного из работников наехал сосед, сразу оскорбляя, угрожая. Я старался занимать более спокойную сторону, общаться с подрядчиками только по делу. Но даже меня бесило, когда трижды я вежливо попросил убрать за собой грязь на моей площадке и трижды они обещали, что уберут и не убирали. Приходилось ругаться, но, зато, было чисто, хоть и не долго.
17 октября, я поднимаясь к себе домой, услышал грохот на весь подъезд, будто что-то тяжёлое упало. У себя на площадке увидел, парня, стоящего с газовым баллоном (баллон примерно высотой человека, скорее всего пропан) и веревкой, которая привязана к горлышку баллона. Люк на крышу был открыт, веревка шла с люка. Парня этого видел впервые (как оказалось позже, он уже не раз конфликтовал с соседями). Я поднялся через люк на крышу, почему-то был уверен, что там есть кто-то ещё, я уже знал их бригадира и старался общаться только с ним. Но на крыше я был один, следом за мной поднялся этот парень. То есть, он один спускал через люк на верёвке этот баллон, и, видимо, уронил. Я поинтересовался, кто он такой (для тех, кто не знает: транспортировка баллонов таким способом запрещена, как и перевозка баллонов в лифте, по идее, балонны, а также все строительные материалы должны поднимать краном, но кран, зараза, стоит денег). На мои вопросы, он мне так и не смог объяснить почему он один спускал баллон, при этом сама ситуация начала перерастать в конфликт.
Он сбрасывает куртку с видом, что готов уже решать вопрос не на словах. Я достаю телефон и начинаю снимать его.
Продолжение следует...