Как давать хороший фидбэк

Хорошим фидбэк можно назвать при условии, что после него у сотрудника появилось четкое понимание по конкретному вопросу или проблеме и соответствующий план действий.

Если после обмена фидбэком сотрудник не понял ничего, кроме того, что он накосячил и был отчитан, это плохой фидбэк. Как и тот, после которого ничего не изменилось.

Поэтому первое, о чем стоит подумать, если тебе захочется дать фидбэк сотруднику — зачем ты хочешь это сделать?

Если человек спокойно себе работает, выполняет обязательства и не косячит, не надо его лишний раз тюкать замечаниями. Если же твоя обратная связь необходима, исходи из позиции помощника, а не директора.

Фидбэк должен помочь человеку увидеть не только проблему, но и варианты ее решения. Если ты вызовешь сотрудника и скажешь “все плохо, а должно быть идеально или накажу”, он испытает стресс и вряд ли что-то изменит.

Поэтому помогай увидеть проблемы или зоны роста и направляй сотрудников в нужную сторону для их решения. Спроси сотрудника: “Как бы ты решил этот вопрос? Что мы могли бы сделать, чтобы избежать этого в будущем?”. А дальше внимательно слушай.

Хорошо, когда после такого обмена обратной связью у сотрудника формируется четкий план действий, к которому он пришел самостоятельно благодаря твоему вмешательству.

Другой момент в обмене фидбэком — контекст. Нельзя вырасти перед сотрудником из под земли с внезапной порцией обратной связи. Человек этого не ожидает и, скорее всего, ничего толком не поймет и только испугается.

Конечно, это не значит, что надо собирать отдельную встречу каждый раз, когда требуется дать фидбэк. Если это твоя инициатива, дай человеку понять контекст парой вступительных предложений и переходи к сути.

Кстати, в том, как давать фидбэк, помогают фреймворки обратной связи — алгоритмы, которые облегчают процесс и структурируют обратную связь. Один из самых распространенных — сэндвич, многие пользуются им по опыту, не зная ничего о фреймворках. Суть в том, чтобы позитивно начать (например, похвалить человека), затем дать конструктивную обратную связь и так же позитивно закончить (поблагодарить за работу или адекватную реакцию на фидбэк).

И самое главное: функция фидбэка — созидать и развивать. Если ты помнишь об этом каждый раз, когда им делишься, все будет отлично.