Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Качество товаров в условиях плана. Ограничение произвола власти. Господствующий класс и чины. "Спрашивали? Отвечаем"

Таймкод видео рубрики "Спрашивали? Отвечаем". Текст под видео

0:06 - о принципах повышения качества товаров в условиях плановой экономики

3:23 - о демократии и ограничении произвола властей

6:01 - почему господствующий класс теряет деньги из-за действий государственных чиновников

1. Разъясните принципы повышения качества производимых товаров в условиях социалистической плановой экономики.


Начнём с того, почему качество товаров не растёт при капитализме. Да, все мы изучали сказку о конкуренции, которая волшебным образом заставляет производителей повышать качество своих товаров, чтобы завоевать себе потребителей. Но эта сказка давно разбилась о реальность. Продавцы предпочитают не повышать качество товаров, а договариваться друг с другом и держать общие цены – формируются монополии, господство которых поддерживается в том числе силовыми и даже бандитскими методами. Но даже там, где конкуренция сохраняется, – прежде всего между монополиями, – она вынуждает не повышать, а понижать качество товаров ради уменьшения издержек. Более того, при рыночной экономике производить качественные товары вообще невыгодно. Не верите? Тогда подумайте вот о чём. Качественно сделанная вещь не нуждается в замене очень долгий срок. Купивший её потребитель долго и успешно будет ей пользоваться. Ему не нужно покупать новую такую же вещь. То есть, у продавцов качественных вещей продажи будут низкие.


Что делают в таких условиях капиталисты? Во-первых, они создают и навязывают искусственные потребности — и вот люди спешат купить новый телефон, хотя старый вполне хорошо работает. Во-вторых, они намеренно снижают качество своих товаров, чтобы те быстрее изнашивались, быстрее ломались, иными словами — быстрее требовали замены. Есть даже такой специальный термин «запланированное устаревание».


Таким образом, при капитализме в целом невыгодно производить качественные товары.

Другое дело — социализм. Производство при социализме ориентировано на количество и качество продукции, на физические показатели, а не на прибыль. Следовательно, нет гонки за прибылью, нет побуждений экономить на качестве ради снижения издержек. Далее, между потребителями и производителями нет посредников в лице бизнеса, который заинтересован в выжимании прибыли. Потребители и производители — часто одни и те же люди, они стараются для себя. При социализме сами люди, простые труженики, в конечном счёте определяют, что, как и для кого производить, и сами пользуются плодами своего труда. Поэтому Сама организация производства нацелена на качество.


Наконец, очень важна живая обратная связь по поводу качества. С помощью специальных механизмов (например, пресса, специальные сайты, централизованная система отзывов) потребители доносят свои замечания и предложения до производителей и соответствующих общественных служб, что служит законодательным основанием для принятия мер.

Между прочим, в раннем Советском Союзе действовал такой механизм. «Тоталитарная» сталинская пресса тщательно анализировала письма граждан, проводила целые расследования, направляла по ним запросы на предприятия, в учреждения, даже в министерства, и все они обязаны были отрабатывать эти запросы и устранять выявленные недостатки. Почитайте как-нибудь фельетоны Ильфа и Петрова — вы увидите там множество таких примеров.



2. Часто говорят, что основой любой демократии является разделение властей, то что оно ограничивает произвол власти. Так ли это?


Разделение властей — одно из оснований системы сдержек и противовесов, которая призвана не допустить взаимного влияния разных властных институтов друг на друга и тем самым избежать коррупции. Но, глядя на современные западные демократии, можем сказать: что-то не помогает.

Оборотной стороной разделения властей является анархия при принятии и выполнении решений. Законодательная и исполнительная ветви власти разделены; следовательно, те, кто пишет законы, и те, кто их выполняет, никак друг с другом не связаны. Что же получается? Законодатели сплошь и рядом пишут нелепые, оторванные от реальности законы. Недаром Госдуму в народе называют «бешеный принтер». А потом исполнительная власть выполняет эти законы на свой лад, вкривь и вкось, часто совсем не так, как задумывалось. В итоге вместо координации усилий получается государственный бардак.


Коммунисты всегда выступали против принципа разделения властей. Ленин писал:

«...Парламентарии должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избирателями».

Этот принцип был положен в основу Советской власти. Советы Ленин называл «работающей корпорацией», в отличие от «корпорации болтунов», каковой является буржуазный парламент.


Не разделение властей, а советский строй, то есть единая система выборных руководящих органов, каждый из которых на своём уровне (местный, областной, центральный) решает весь спектр стоящих перед страной и народом задач — вот действительная основа демократии. При советской системе решения принимают не профессиональные политики, оторванные от народа, а сами простые люди, выбранные трудовыми коллективами. Притом они выполняют функции депутатов без отрыва от производства и в любой момент могут быть отозваны со своего поста с помощью довольно лёгкой процедуры. И, разумеется, принимая то или иное решение, они сами организуют его выполнение и сами отвечают за последствие. Очевидно, это гораздо эффективнее, чем пресловутое разделение властей.



3. Если государство - это аппарат насилия и принуждения в руках господствующего класса, то почему нынешний господствующий класс от действий государственных чинов теряет деньги, капиталы?


Есть интересы отдельных капиталистов и есть интересы всего класса в целом. Часто они вступают в противоречие. Например, отдельные капиталисты могут слишком зарваться, не поделиться с кем надо или начать играть в политику. В этом случае они действительно могут потерять деньги и влияние. Но делается это только для того, чтобы весь класс капиталистов продолжал господствовать, чтобы государство капиталистов оставалось устойчивым.

Говоря словами «Коммунистического Манифеста»:

«Современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии».

Если перевести это на простой язык, то государство – общий инструмент класса капиталистов. Оно заботится о благосостоянии своего класса, а в странах буржуазной демократии оно даже непосредственно избирается капиталистами. И конечно, оно может применять авторитет, власть и даже силу против кое-кого из них ради пользы общего дела. Дело же это состоит в том, чтобы сохранять прибыли капиталистов и отсекать от системы управления людей без капиталов – рабочих и простых тружеников. Порой капиталистам приходится терпеть довольно жёсткого «руководителя», который их мобилизует и сплачивает в единую организацию за счёт отдельных ограничений и даже притеснений, - лишь бы не допустить возмущения простонародья и попыток свержения класса буржуазии в целом.


Иными словами, отдельные представители господствующего класса могут пострадать от государства, если это надо для сохранения и упрочнения власти всего класса.