Из жизни репетитора.

Я являюсь репетитором по математике. И так как работаю я в крупном городе(СПб) есть клиенты которые нанимают меня чтобы прививать детям любовь к математике. Мы с ними играем, решаем логические задачки с помощью математики. В общем не просто проходим школьную программу а применяем математику в реальной жизни . И вот занимаясь с одним из таких учеников решил рассказать ему про "задачи тысячелетия". Для справки: Задачи тысячелетия — семь открытых математических проблем, определённых Математическим институтом Клэя в 2000 году как «важные классические задачи, решение которых не найдено вот уже в течение многих лет», за решение каждой из которых обещано вознаграждение в 1 млн долларов США.(с) Википедия.
Рассказал ученику что есть такие задачи. Что за решение каждой из таких задач институты готовы дать 1 млн. Рассказал про нашего математика(Перельман) который смог решить такую задачу но отказался от 1 млн.В общем рассказывал ему эту тему около 15 минут. В конце он меня спросил:" А решения этих задач в интернете есть?"
Мои чувства в тот момент:

Из жизни репетитора. Репетитор, Ученики, Задача, Дети, Интернет
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

Коллега, очень кстати вижу ваш пост. Я тоже репетитор по математике уже почти 3 года. Внезапно меня стали одалевать терзания. Мои ученики чаще всего изначально имеют слабую тройку. Но наши занятия выводят их максимум на нетвёрдую четвёрку! За всю мою практику было только два ученика, которые реально за короткие сроки вышли на 5. И я считаю, что здесь дело в них и их способностях. Но неужели другие дети тупые? Это ведь не так, они могут решать, когда хотят. Но их губит лень и невнимательность. Теоретически, именно я должна с этим бороться. Или не должна? Все таки моя задача разложить материал по полочкам, а не слепить другого человека из ученика. Короче, меня угнетает, что успехи моих учеников скачкообразные:( дети 6-9 класс.

Что скажете? Как у вас?

раскрыть ветку (20)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Имхо. У детей разные умы, разные способности. Кто-то запоминает легко и понимает после объяснений репетитора, а кто-то очень плохо воспринимает на слух и ему нужно прочитать несколько раз учебник, а ему лень. Разная мотивация у детей - ну так мозг устроен. Разная способность к концентрации. Кто-то дома может решать нормально, а на контрольных очень нервничать.

Ну и способности к математике у школьников не одинаковые. Я как ни билась, как ни старалась, все равно не вышла на твердую пятерку, было 4-5. Из-за невнимательности забывала минус вечно))или много черкала(а наша математичка почему-то за два зачеркивания снимала балл)

В то время пара моих одноклассников вообще не делали дз, но имели твердую 5.

Имхо, математика очень важна, она учит думать, анализировать, но если ребенку она не заходит, ну не получается, ничего страшного пусть будет 4.(ну или даже 3 в каких-то случаях)Не всем дано быть отличниками

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Вот плюсую, причём разные способности не только в плане восприятия, но и в самом образе мышления. Решить типовую школьную задачу может в теории любой ученик, но вот усилия и способ решения будут совершенно разные. У каждого из нас есть какие-то навыки в которыми мы владеем на уровне понимания, а есть такие в которых мы можем только зазубрить инструкцию и скорее всего будем паниковать если ситуация нештатная.

Кто-то хорошо понимает логику работы с любой техникой, там, компами, ауди-видео техникой и зачастую такому человеку не нужно дополнительно обучаться чтобы разобраться с новой техникой. А кто-то годами работает за компами но им всё равно нужна пошаговая инструкция куда что нажимать и если что-то не получилось, то беда, даже если они этим пользуются в своих интересах.

Кто-то готовит интуитивно, смешивая вкусы в голове, "прикидывая" нужное время, а кто-то может готовить только внимательно следуя пошаговому рецепту и готовить что-то сложное типа праздничного блюда для такого человека будет пыткой.

Кто-то за жизнь может максимум выучить пару стандартных аккордов и потом мычать выученные по табулатурам песни, а кто-то даже без муз. образования знает как писать музыку чтоб было красиво.


Вот и математика так же- у кого-то мозги отлично работают с числами и они не просто запомнили формулы, они "видят" связи на уровне подсознания, на этом же уровне они именно понимают какой шаг нужно сделать чтоб продвинуться в решении. Другие так не могут, даже если захотят. Максимум- вызубрить все формулы и алгоритмы решения задач, но понимание таким людям овладеть крайне сложно. Сам знаю, всю жизнь строю из себя дофига технаря, математику очень старался учить, но вот не выходит, только зубрёжкой, а в то же время творческие навыки, даются без особых усилий.

Вот и вернёмся к началу моего коммента: да, решит задачку школьную любой ученик, только даже с одинаковым багажом знаний одному это будет сделать гораздо легче потому что один эти знания просто помнит, а второй- понимает. И это не делает первого ребёнка тупым, его мозг по эффективности работы в его родных стихиях может превосходить эффективность работы ребёнка-математика в математике. И потому говорить, что всё равно математика полезна для развития вроде и можно, но не совсем- не способному в математику ребёнку вы будете тренировать по-большей степени память и концентрацию, лучше всё же делать упор на то, что получается.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Предлагаете забить на математику в 5м классе, если плохо получается? Имхо, математика заставляет думать. А для ребенка и подростка именно напрягать мозг очень важно.)
Я вообще не технарь. Я не понимаю физику. Но хз, вот я сейчас пишу говнокод и у меня мозг напрягается так же как когда я делала задачки. И у меня получается, ну мне не стать гениальным программистом, это точно. Но нормальным или хорошим я могу быть теоретически.) А если бы я забила на математику в самом начале, потому что у меня лучше получалась гуманитарщина, то смогла бы я это делать? Не знаю. Хоть и прямой связи математики и говнокодства я пока не заметила(да ее вроде и нет), но умение абстрактно мыслить и строить наперед что-то в башке у меня есть в основном благодаря моему сидению с задачками.

Имхо, человек должен быть всесторонне развит.Математика способстует развитию той части мозга которая отвечает за пространственное мышление.  Предметы которые тебе не понадобятся в работе можно исключать в классе хотя бы 10м. А до этого нужно напрягать мозг. Сугубо мое мнение.

Насчет упора - опять же имхо, я могу быть неправа. Но это стоит делать опять-таки в старшей школе, но не раньше.

Но возможно я просто не могу себя представить на месте человека у которого получается только зубрежкой. В моем случае проблема была в невнимательности скорее. И поставить себя на чужое место мне тут сложно. Возможно, я неправа, и действительно стоит поскорее забить на математику, или что-то еще, если вообще не получается. Или я вас неправильно поняла)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, не предлагаю забивать, предлагаю не пытаться делать крутых математиков из детей, которым суждено быть крутыми художниками или историками. Форсировать развитие слабых сторон вместо сильных как-то не логично, не находите? Это не значит, что на слабые стороны надо забивать, просто не надо ожидать в этих сферах того же результата, который покажет понимающий. Скажем так, без задачек с подвохом и тем более задачек со "звёздочкой". Давать основной уровень по всем аспектам предмета без углублений в совсем специфичные дебри и повышенный уровень. А углубляться уже по предметам которые получаются.
Что касается ваших рассуждений о полезности математики. Да, на том или ином уровне она нужна даже в быту, но вот на уровне вышки- редко. Но, блин, ну не только математика развивает мозг.
Развитие это когда человек осваивает что-то простое и он после этого может научится чему-то сложнее и так далее. Если пихать уравнения с интегралами человеку, который и тригонометрию не может понять (не выучить наизусть формулы, а именно понять связь углов и сторон треугольника) то какое это развитие мышления? Это развите памяти путём запоминания новых формул. А когда применяешь формулы всё обычно сводится к обычной алгебре. Вот когда человек не просто зазубрил и считает по формуле, а когда он отдаёт отчёт почему эта формула именно такая- вот тогда он что-то понял.

Пространственное мышление развивает почти любая форма творчества, как ни странно даже занятия музыкой.


но умение абстрактно мыслить и строить наперед что-то в башке у меня есть в основном благодаря моему сидению с задачками.
Вы можете научится мыслить и строить наперёд также если будете заниматься не математикой а например, рисованием (прикинуть формы, прикинуть цвета, движение света- где блик, а где тень, в какой последовательности рисовать отдельные элементы - тоже задача не простая) или каким то крафтом, например шитьём (прикинуть что надо, как оно будет выглядить и какой функционал будет, какие будут выкройки и фурнитура, в какой последовательности это будет удобнее всего пришить- аналогично с предыдущим примером). Поверьте, как человек, пытающийся шить себе разного рода чехлы для всякого снаряжения могу сказать что спланировать правильную последовательность сборки какого-то изделия сложнее банального мешочка- задачка не хуже математической.
Что касается программирования, я сам разработчик, конечно программирование мне даётся не настолько легко как просто обращение со всяким железом, но тем не менее, мне не кажется что в этом виновата именно математика- моя работа-то заключается в перегоне данных из одного места в другое с некоторым преобразованием формата этих данных (middleware/backend системы), математики как таковой в работе нет, максимум на уровне примитивной алгебры. Вот писал бы шейдеры для игровых движков или в принципе что-то связанное с рендером 3D графики- тогда бы точно без математики обосрался бы, там она нужна. У меня проблемы скорее от того, что я распыляюсь на слишком много увлечений, не могу без разнообразия, был бы больше фокус на повышение квалификации- было бы больше толку.
А гуманитарщина- есть в айти гуманитарии и не среди тестировщиков. Гумманитарии порой в принципе неплохо умеют работать с организацией данных и после обучения из них выходят адекватные data-инженеры, работающие с базами данных. С другой стороны я знаю людей хорошо знающих математику, которым разработка даётся не легче чем мне. Так что тут тоже корреляция с математикой спорная, очень зависит от специфики работы.

Но возможно я просто не могу себя представить на месте человека у которого получается только зубрежкой.
И поставить себя на чужое место мне тут сложно.


А не надо представлять, у каждого из нас есть что-то что никак не получается понять, как ни крути. Если вы такого у себя не знаете, значит вы с этим ещё не столкнулись как следует) У меня вот с математикой так, но например с музыкой у меня всё неплохо- я не учился, но мне просто подсознание генерирует музыку на ходу, ритмы "чувствую" и могу воспроизвести некоторые сложноватые хотя никогда не пытался считать их, в какой отрезок времени и как бить. А вот мой выше упомянутый товарищ- наоборот, математику там и на усиленном уровне учил, но ритм дежать не может никак, если хочет превратить шутку в песню - кладёт на мотив известной песни, ни разу не слышал чтоб сам мотив придумал.
Тем не менее каждый из нас может сделать то что ему даётся плохо, только времени и сил потратим гораздо больше, придётся искать готовые методики решения задачи, мне придётся искать давно забытые формулы и решения задач а потом пытаться понять как их соеденить в решение, а товарищу придётся брать какую-нибудь гамму, взять из неё сколько-то нот, а потом играть с длительностями и последовательностями нот, чтобы составить что-то интересное. Так к чему это я- фрустрация и методы борьбы с ней в целом похожие, так что если найти пример у себя, будет понятно каково человеку с другой слабой стороной.
Полезно, кстати: я когда это осознал, меня перестало так бесить когда мама тупит в компе, потому что теперь я понимаю, что для неё это так же непонятно, как для меня- решить задачу по вышке. Начинаешь как-то лучше понимать людей у которых что-то не получается.

4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
стали одалевать терзания

=(

6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Не должна. И чтобы стать математиком или хорошим программистом - к этому нужен специфически настроенный мозг и интерес. Я, например, думал, что люблю математику, но сдался на функциональном анализе :) Нафиг, кесарю кесарево. Алгебра в школе такая же игра в абстракции, и если ребенку оно не интересно, то лучше и не мучить. В мире есть множество других интересных областей.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Тут очень много моментов на которые стоит обратить внимание.
У меня есть родители которым без разницы какая у ребенка будет оценка, им важно чтобы ребенок понимал что он делает.
скажу честно у меня есть ребенок которого я не могу уже год вытянуть на "4" ибо он очень "вялый". Маме нужно лишь бы я ним занимался и чтобы ребенок хоть 10% усвоили того что я говорю.
есть ученики которые с "2" стали приносить "5" и такой результат пошел на второй месяц. Родители в шоке.
Как я говорю всем родителям знания ребенка всего на 30% будут зависить от меня. Все остальное должен ребенок сделать. От нас конечно много зависит но намного больше от ребенка. Мы не сможем вытащить тех кто сам этого не хочет
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, вы определённо правы:)

2
Автор поста оценил этот комментарий

Я тоже репетитор. Предметы разные - больше опыта в иностранных языках, немного математика и немного матан/вычмат. Да, это вы абсолютно верно говорите - с "тройбаша" можно вылезти только на четверку, причем плавающую (как только ребенок прекращает занятия или пропускает пару недель, тройки-двойки возвращаются). Причина в смене тем в школе - одну тему поняли, потом бац! - синусы косинусы, снова 2.


Лень и невнимательность - это и есть другими словами "не знаю, не умею". Тупые - это наше бытовое слово для обозначения тех, у кого с детства проблемы по неврологии, хреновая обстановка в семье, загруженность и прочие негативные факторы. (То есть - да, часть детей тупые).


У математики в сравнении с английским есть такая специфика - правильный ответ в задаче только один. Учитель никак не сможет натянуть оценку выше, если все задачи решены, но все - неверно. Оценка - это вообще прерогатива школьного учителя, а не репетитора, поэтому мы иногда не можем угадать, что нашему ученику поставят. Был у меня один мальчик, клиент логопеда и невролога, там прямо жопа жопская была, а не чтение по-английски. Однажды мы с ним готовили д/з - отчитать текст, который им дали на дом (распечатка 7 строчек 14 кеглем, 3 класс); он еле-еле повторял за мной по слогам, путал буквы, я ушла с мыслями о том, как ему влепят 2-3, а ему поставили пятерку, он был рад. По сути, он просто зазубрил этот текст, после моего ухода еще много сидел над ним, как-то смог. С математикой такое бы не прокатило. Но главная "фишка" математики и физики в сравнении с другими предметами в том, что учитель не станет завышать оценку за старания, как это бывает на английском и других предметах. И еще на английском общая компетенция и скорость речи имеют бОльшее значение, чем одна новая тема - там можно выезжать на старых знаниях по принципу "говори, что знаешь, а что не знаешь - не говори вообще". И еще часто замечала, что гуманитарии ставят оценки на свой вкус, а математики по-честному, поэтому сдавать матан на 1 курсе тяжелее, чем что-либо еще. Итоговый объем знаний по любому предмету определяется количеством часов, потраченных на честное вникание в материал, отработку, д/з, доп.материалы.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо вам за сообщение, очень разумные рассуждения!

3
Автор поста оценил этот комментарий

Родители должны примером показывать, что знания р есть гуд. А когда мамашаркорова, сплетничает в одноклассниках, а папаша-алкаш с банкой пива смотрит телек, то у ребенка нет стимула что-то изучать (за редким исключением), такая жизнь для него норма.

4
Автор поста оценил этот комментарий

если вы сможете объяснить зачем учить математику и как она полезна, то ребёнок с удовольствием выучит. только вы не сможете, потому что математика - бесполезный предмет для 95% населения и в реале хватает умения на базовые действия вроде сложения\деления и т.д.

так что бороться не надо. лично я жалею, что меня заставляли учить математику, геометрию и прочий "мусор", лучше бы это время на что полезное потратил.

раскрыть ветку (8)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Тут такое дело... по сути вас могли научить писать и складывать в 3 классе. Но учились вы вероятно до 9 или 11. Это необходимо чтобы происходило развитие головного мозга. Не более того. А по поводу знаний я с вами согласен. 95% математики просто не нужны. В том же магазине я пользуюсь калькулятором.
раскрыть ветку (5)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А у меня другая проблема, мной в детстве не занимались вообще, и я как-то с 2 на 3 перебивалась, закончила школу с всеми тройками. Дуб, так сказать, дубом. И видя как мне приходится тяжело в жизни, я пытаюсь с детьми заниматься как могу, но так как я сама уже даже с трудом делаю математику для дошкольнков (на логику. ну тупая, да), то 8 класс частной сильной школы, я вообще не тяну, ну никак. И поэтому у нас репетиторы, дополнительный школы по субботам и тд . Но! проблема вот в чем, если 5 летняя особо пока не понимает, то старшая понимает, что она умнее, и я с ней не могу заниматься, не могу помочь никак, и у нее вопросы, типа ты ж устроилась хорошо, почему я должна заниматься? почему ты с меня требуешь отлично, если сама скорее всего плохо училась (понятно я не скажу что я была троечница). Вот и как мотивировать в такой ситуации? Когда самой было ужасно тяжело, знаний не хватает, но сумела вырваться и добилась хорошей жизни, а ребенок считает, что типа раз вот так живем классно, то и без учебы как бы можно, а значит можно и не стараться. Но не всем же так повезет попасть в струю как мне, как быть? как заставить? заинтресовать? как стимулировать? как смотивировать?

И помимо математики еще программированием она занимается, я считаю две вещи важны в жизни - математика и программирование.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да вашей бы старшей в общеобразовательную школу на неделю. Или потусить в обычном дворе на окраине города. Сразу бы и дошло, зачем учиться. Я сама из крутой платной школы, мне почти 30, но до сих пор офигеваю, насколько тупыми и никчемными могут быть люди, у нас таких не было... Воспитывают по сути не хорошие примеры, как вы и ваша работа, а  плохие. Плюс осознание того факта, что невезучих в этой стране в разы больше.

раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

В общеобразовательной только покажут плохой пример, и тупые примеры типа если нет айфона, то нищеброд и тд..  Плюс там учиться сразу станет вообще легко ничего не делая, и это понятно клевее будет. Так что пока я могу платить, не будет у них общеобразовательной школы.


У меня есть знакомые, у них ребенок учится в США в общеобразовательной школе, так они его решили на год в Россию отправить поучиться, типа что бы понял наверное, что он имеет, и чтобы ценил. Мне так кажется ценить он не будет, а вот доверие к родителям потеряет, да и стресс жуткий, потеря года учебного, друзей и тд..

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Мотивация вообще непростая штука, книг по ней сотни, реального "секрета" нет. Мне нравится фраза Лебедева: "как себя мотивировать? да никак. оставайтесь в жопе". По реальной научной педагогике могу только одно сказать - результат в разы лучше, если хвалить за старание и усидчивость, а не за ум. Так-то хороший педагог может привить интерес к любому предмету - биология, спорт, рисование, языки, литература, математика, музыка, шахматы, психология. Всё по-своему интересно, на всём можно сделать карьеру. Главное не скакать с одного на другое, иначе будет по всем фронтам плохо. Для простых ребят важно, что егэ по математике сдавать в любом случае (рисование, например, не сдавать). Иногда это отталкивающий фактор, иногда наоборот побольше выучат из-под палки. Отличнику на это наплевать, выбор интересов большой. Не имей сто рублей, как говорится.

2
Автор поста оценил этот комментарий

я мог бы развивать мозг в том направлении в котором мне нравится. вариантов развития - множество. вы же не считаете что только математика развивает мозг? если установить различные игрушки на развитие мозга, то там из 50 задач около 3-4 это математика. можете посмотреть neuronation к примеру. и раз уж мы заботимся о развитии мозга детей, то не нужно его развивать однобоко.

так есть нюанс - когда понимаешь алгоритм , то мозг отключается как и мышление, работаешь по накатанной не вдумываясь. никакого развития тут нет, скорее деградация. помню как решал задачки - нулевой напряг, лишь бы отстали. скорее тупо, чем вау какой я умный.

тогда встаёт другой вопрос - нужно ли учить людей 1) решать задачки или таки нужно учить людей 2) логически мыслить и уметь выстраивать логические цепочки?

1) решаются задачки для педагогов и родителей, чтобы они отстали по накатанному алгоритму. развития мозга стремится к нулю и выходит на плато, либо деградирует.

2) логические задачки НАМНОГО сложней чем решение по алгоритму, хоть и используется там от силы базовые навыки + - : *. умения делать выводы пригодятся больше, чем умение считать логарифмы.

выпускается такая отличница и раз, а по жизни ничего не знает, элементарно просчитать ситуацию не может, думать головой не может, потому что привыкла всё решать по накатанной.

очевидно, что математика в плане развития мозга - бесполезный предмет. в прикладном плане - тоже бесполезный. но если все будут бросать матан в 4 классе, то кто будет двигать тех прогресс? может ему в 10 лет не интересно, а в 14 станет интересно?

то есть принудительное изучение матана нужно! но не более 7-8 класса, когда подросток уже знает чего он хочет и определился, что матан ему не интересен и кем он планирует стать или он точно уверен, что не планирует стать технарём.


ну вот( опять стеночку накатал, а хотел просто согласиться в одно предложение х((

1
Автор поста оценил этот комментарий

Я ученикам говорила, что матзадачи помогают тренировать мозг, чтобы не отупеть, как большинство населения. Очень помогало.

Автор поста оценил этот комментарий

Дело в том, что когда у вас спросят : - На сколько выросли ваши рога, если сейчас сосед заглянул к вашей жене? Вы должны не задумываясь ответить сразу...

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку