Из сталинских архивов №3. Суровые меры при обороне Петрограда

Редакция Бескома совместно с Рабочим Университетом им. И.Б. Хлебникова продолжает рубрику — «Из сталинских архивов». Сегодня вниманию читателей предлагаются сразу два документа от мая 1919 года, повествующих о мерах укрепления обороны революционного Петрограда. Один из документов “Приказ по войскам, обороняющим Петроград” наиболее известен широкой общественности, его не раз использовали антисоветчики для создания мифа о беспрецедентной жестокости большевиков и Сталина во время гражданской войны. Но обо всем по порядку!

Из сталинских архивов №3. Суровые меры при обороне Петрограда Сталин, Гражданская война, Ленин, Зиновьев, Контрреволюция, Петроград, Архив, Длиннопост

ЗАПИСКА ПРЕДСОВОБОРОНЫ В.И. ЛЕНИНУ

19 мая 1919 года
т. Ленину.
Срочно

Сегодня Зиновьев и я имели беседу с Главкомом, комфронтом и командармом семь. Выяснено, что фронт прорван набегом кавалерийского полка противника. Со стороны противника оперирует тысячи три-четыре штыков и сабель. Наша пехотная дивизия рассыпалась в пыль, сдав противнику, по сведениям командарма, двадцать шесть орудий. Положение в районе Петрограда неустойчивое. И комфронт, и командарм производят впечатление никчемных и лишних для фронта людей. Комиссарский состав неважный. Семашко недовольны все. Мешает делу глупый сепаратизм эстов и, отчасти, латышей. Наше несчастье — отсутствие кавалерии. Наш флот в составе двух судов вчера выступал и отогнал суда противника на юг, устранив угрозу Красной горке. Зофф передаёт, что скоро, совсем скоро, выступят один броненосец и один крейсер, и несколько миноносцев. Дано соответствующее задание. Матросы подтянулись, суда выходят из ремонта, через неделю будет три подводки. Флот мог бы выступить более внушительно, но беда в недостатке угля. Приняты следующие меры. Первое: отстранён Семашко. Второе: назначены членами реввоенсовета фронта Позерн и Шатов, и направлены с двумя карательными ротами на фронт. Третье: Залуцкий временно уполномоченным совобороны в помощь Шатову и Позерн. Четвёртое: вызваны Главкомом с разных мест тысячи две кавалерии и тысяч восемь пехоты, их коих тысячи две уже подъезжают к Питеру. Пятое: вызваны два бронепоезда из Москвы, из коих один будет в Гатчине сегодня ночью. Абсолютно необходимо направить обещанных Склянским курсантов в количестве 500–800 человек с командным составом в Питер. Примите срочные меры по присылке угля лучшего качества. Имейте в виду, что один крейсер пожирает в час 8000 пудов угля. Необходимо, кроме северных губерний, отведенных уже Питерскому фронту, отвести ещё Новгородскую и Тверскую губернии. Необходимо не только профессионально-партийную, но и волостную мобилизацию северных губерний, а также в Тверской и Новгородской отдать Питеру. Я и Зиновьев полагаем, что ЦК должен дать немедля соответствующее распоряжение. Передаю список вызванных в Питер воинских частей с адресами, с тем, чтобы Вы всемерно подтолкнули кого нужно в смысле быстроты передвижения. Для меня ясно, что если опоздаем - проиграем. Завтра выезжаю в Старую Руссу.

Сталин

Список частей. 1. Одна стрелковая бригада 33-ей дивизии и кавалерия при ней 800 сабель из Самары. 2. Петроградская кавалерийская бригада в тысячу сабель из Казани. 3. Одна стрелковая бригада четвёртой дивизии и при ней гаубичный дивизион из Симбирска. 4. Миномётный дивизион из Саратова. 5. Два бронепоезда из Москвы. 6. Из Москвы 500–800 курсантов. 7. Из высшей школы маскировки сколько можно. 8. Из шестой армии один стрелковый полк из Вологды.

Сталин. Труды. Т. 11. С. 226–228.
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 1. Д. 614. Л. 1–4.

Примечание.

Ленин ответил: «20.V.1919 г. Петроград. Смольный, Сталину. Обе записки получил. Подробно договорился со Склянским о неослабном надзоре за исполнением. Надеюсь, что поголовная мобилизация питерцев поведёт их к наступлению, а не сидению в казармах. Ленин» (ПСС. Т. 50. С. 317).


= = =

ПРИКАЗ ПО ВОЙСКАМ, ОБОРОНЯЮЩИМ ПЕТРОГРАД

(после 19 мая 1919 года)

Буржуи и помещики прибегают к новой хитрости. В решительную минуту на боевом участке появляется обыкновенно какой-нибудь наймит белогвардейцев. Этот негодяй начинает кричать: вас обошли, вы окружены, сдавайтесь, а то всех перебьем.

Бывает и так, что среди наших советских войск найдётся паршивая овца, которая хочет перепортить все стадо. Бывает так, что некоторые иуды предатели идут в Красную Армию для того, чтобы в решительную минуту предать вас.

Настоящим объявляется:

Семьи всех перешедших на сторону белых немедленно будут арестовываться, где бы они ни находились.

Земля у таких изменников будет немедленно отбираться безвозвратно.

Всё имущество изменников конфисковываться.

Изменникам возврата не будет. По всей Республике отдан приказ расстреливать их на месте.

Семейства всех командиров, изменивших делу рабочих и крестьян, берутся в качестве заложников.

Только немедленное возвращение на сторону рабочих и крестьян Советской России и сдача оружия избавит перебежчиков от беспощадной кары.

Кто за рабоче-крестьянскую Россию, кто против предателей России, тот должен быть в рядах Красной Армии, тот должен сражаться с белыми до полного их истребления.

Солдаты Красной Армии. Вы защищаете свою землю, вы защищаете власть рабочих и крестьян, вы защищаете вашу родную рабоче-крестьянскую Россию. Белые хотят вернуть царя и рабство, белые подкуплены английскими, французскими, немецкими и финскими буржуями, врагами рабоче-крестьянской России.

Белых надо истребить всех до единого. Без этого мира не будет.

Кто сделает хоть один шаг в сторону белых, тому смерть на месте.

Настоящий приказ прочитать во всех ротах.

Председатель Комитета Обороны Г. Зиновьев

По уполномочию Совета Обороны Республики И. Сталин


Сталин. Труды. Т. 11. С. 231–234.
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 1. Д. 3278. Л. 1.

Примечание.

Этот текст стал излюбленным поводом для псевдоисторических спекуляций. В этом отношении, если так можно выразиться, сложилась уже определённая традиция. Некто Липицкий в очерке «Сталин Иосиф Виссарионович» (РВС Республики. М., 1991) пишет: «Обращает на себя внимание предельно жёсткий тон, которым разговаривали с подозреваемыми в возможной измене руководители Петрограда. В подписанном Сталиным и Зиновьевым приказе по войскам, оборонявшим Петроград, говорилось “Семьи всех перешедших на сторону белых будут арестованы, а сами перебежчики и всякие паникеры будут расстреливаться на месте”». И хотя автор ссылается на ЦПА ИМЛ (ныне РГАСПИ), Ф. 558. Оп. 1. Д. 3278, очевидно, что цитируемых строк в упомянутом приказе нет. Во-первых, никто не собирался арестовывать семьи всех изменников, речь идёт о взятии в заложники семей предателей-командиров; во-вторых, никто не собирался расстреливать паникеров, речь шла именно об изменниках, да и то оговаривается способ избежать кары — «немедленное возвращение на сторону рабочих и крестьян». Ясно, что «историк» Липицкий, на тридцати страницах упорно убеждающий читателей в кровожадности большевиков вообще и Сталина в особенности, не заинтересован в буквальном цитировании документа. Расчёт прост: в архив не пойдут, поверят на слово.

Но одно дело — читатели, иное — собрат по историческим исследованиям. И вот уже другой автор, Рыбас С.Ю. в журнальной статье под названием «Иосиф Сталин. Биография» («Российский кто есть кто». 2005. № 3(48)), ничтоже сумняшися ссылается на «авторитетного» Липицкого: «Обращает на себя внимание тон и содержание сталинских распоряжений. Так, в подписанном им и Зиновьевым приказе говорилось: “Семьи всех перешедших на сторону белых будут арестованы, а сами перебежчики и всякие паникеры будут расстреливаться на месте”» (Цит. по сб. Реввоенсовет Республики. М., 1991. С. 393)».

Фальшивка пошла гулять.

И не только по России. Знакомясь с работой некоего Льва Барского под названием «Игра без правил в одной отдельно взятой стране, или Россия во мгле сталинизма» (The yonge street review. Независимая еженедельная газета для новых канадцев. 2002. № 181. 14 марта), читаем: «Приказ, подписанный Зиновьевым и Сталиным по Реввоенсовету Западного фронта, гласил: “Семьи всех перешедших на сторону белых будут арестованы, а сами перебежчики и всякие паникеры будут расстреливаться на месте”. (Ian Grey “Stalin.Man of History”, New York, 1979)».

Кажется, вот он, источник злополучной цитаты. Может, во всём виноват топорный обратный перевод? Книжка Я. Грея переведена русский язык, однако никакого упоминания о «зверском» приказе и ничего похожего на процитированный фрагмент она не содержит…

Приказ перепечатан в сборнике «Документы о героической обороне Петрограда в 1919 году» (М., 1941) под заглавием «Листовка. К войскам, обороняющим Петроград!», без подписи Г.Е. Зиновьева, датирован июнем 1919 года (C. 26).


= = =

Беском же напоминает читателям, которые желают помочь сотрудникам Рабочего университета в распространении и технической подготовке очередных томов (расшифровке рукописей, наборе, поиске сведений об упомянутых в тексте лицах и т.д.), что они могут обратиться со своими вопросами в редакцию Бескома или в РУ, чтобы стать частью общего дела.

источник