Из путевых заметок. Акома Пуэбло, Нью-Мексико
Почти в самом центре штата Нью-Мексико, в 100 км. к западу от Альбукерке, располагается Акома Пуэбло – старейшее постоянно населенное поселение на территории США. Археологи утверждают, что Акома было основано задолго до Колумба, в XI веке. Выходит, оно на целый век старше Москвы.
Когда испанцы пришли в те края, а первым из них был Франсиско Коронадо, искавший мифические Семь Городов Сиболы, они обнаружили там не только воинственных кочевников, апачей и навахо, но и мирные земледельческие народы, проживавшие в городках-крепостях с глинобитными двух-четырех ярусными жилищами. Из-за таких городков эти индейцы и получили от испанцев свое общее название – пуэбло (от испанского «pueblo» - деревня, небольшой город).
Эти народы считаются потомками древней культуры Анасази, от которой остались величественные строения в Меса-Верде (Колорадо) и Чако (Нью-Мексико).
На настоящее время в Нью-Мексико существует около 20 таких пуэбло, сохранившихся в той или иной степени, и каждое из них является центром одноименной индейской резервации. Самые интересные из них это Таос (о нем в другой раз) и Акома.
Акома Пуэбло является сердцем Индейской резервации Акома, которая занимает 1500 кв.км. В ней живет около 6000 индейцев народности Керес.
В путеводителях Акома Пуэбло часто называют Небесным Городом. Дело в том, что индейцы построили его на вершине месы (горы с плоской вершиной), возвышающейся над долиной на 112 метров.
В прежние времена попасть в пуэбло можно было только по приставным лестницам или по узким, вырубленным в скале ступенькам. Конкистадорам пришлось сильно потрудиться, прежде чем поднять над селением испанский флаг.
Теперь туда прорублена дорога, ведущая от визиторского центра до вершины месы. Туристы могут посетить пуэбло только в составе группы с гидом. Автобусы отправляются каждый час, за тур придется заплатить 25 долларов и еще 15 за разрешение на фотосъемку. В 2006 году у нас не было времени на тур, мы просто проезжали мимо, я вышел из машины сфотографировать пуэбло хоть издалека и был арестован племенной полицией за отсутствие такого разрешения.
Само пуэбло – это нагромождение примыкающих друг к другу одно-двуярусных домишек (путеводитель сообщил мне, что их насчитывается аж 250), построенных из адобы – перемешанной с соломой глины. В прошлые века попасть внутрь такого домика можно было через крышу, забравшись на нее по лесенке, которая в случае опасности втягивалась наверх. Двери и окна отсутствовали. Теперь индейцам бояться некого, они прорубили на первых этажах и двери, и окна.
Над этими домишками возвышается католическая церковь San Esteban del Rei, построенная в 1692-ом. Предыдущая была разрушена в 1680 году, когда случилось восстание пуэбло, и падре полетел вниз головой с месы. Церковь тоже из сырца, а роспись внутри представляет собой забавное сочетание христианской и традиционной религий.
Обитатели резервации – католики, но католики своеобразные. На католические праздники они всей семьей посещают церковь, на племенные – спускаются в свой подземный храм – киву – куда вход всем неиндейцам категорически запрещен. Церковь и кива мирно соседствуют друг с другом.
Вообще, индейцы Акома неплохо относятся к белым, сильно подозреваю, что в первую очередь потому как туристы – главный источник доходов. Своих же индейских соседей, особенно навахо и апачей, они сильно недолюбливают еще со старых времен. Легендарный Джеронимо для них просто разбойник с большой дороги.
В пуэбло нет ни водопровода, ни электричества, ни канализации. Отопление – дровяное, водоснабжение – привозное, в укромных местах стоят кабинки биотуалетов.
Понятно, что современному человеку, пусть даже индейцу, жить в таких условиях очень некомфортно, поэтому постоянно населяют пуэбло человек двадцать от силы. Остальные же приезжают туда на праздники, христианские или племенные, просто отдохнуть от суеты, или же продать что-нибудь заезжим туристам вроде меня.
В основном продают местную керамику, и, как правило, продают ее индейские бабушки. И то, и другое – отдельная песня.
Еще в первую мою поездку по Юго-Западу бабушки эти сильно меня тронули – они до боли напомнили мне наших, родных, продающих всякую всячину на российских полустанках или провинциальных рынках. Те же платочки, та же грусть в глазах и молчаливая просьба: «Купи, милок». И доброе отношение.
Мы с женой очень любим керамику, поэтому решили обязательно прикупить себе что-то для коллекции. Выбор был большой, а денег не очень, и тут супруге приглянулся один горшочек с искусно замаскированным дефектом (он то и придавал горшку особую прелесть), который продавала милая седая дама.
Она сильно удивилась тому, что мы без слов заплатили запрошенные ею 130 долларов. Потом мы разговорились, и, узнав, что они с женой коллеги-учительницы, индеанка подарила ей еще одну свою работу.
К моей досаде все наши русские сувениры остались внизу в машине, и возможности ответить по-индейски подарком на подарок не было. Поэтому, вернувшись в визиторский центр, мы собрали пакет, написали на нем имя, которое узнали из подписи на горшке: «D.R. Lewis», и попросили передать его художнице/учительнице. Надеюсь, она его получила.
Теперь о керамике. Керамика – это традиционное ремесло индейских народов Юго-Запада, доведенное до совершенства. Причем в каждом пуэбло свой характерный стиль - даже без подписи можно безошибочно определить, где она изготовлена.
Индейцы не знали и не знают гончарного круга, поэтому свои изделия они выводят вручную. Потом высохшую, но еще не обожженную керамику расписывают ангобами – естественными красителями на основе глины. После чего она идет в печь.
На мой вкус керамика из Акома – лучшая. В росписи органично сочетается плавность линий и строгая геометрия элементов орнамента. Черно-бело-красная гамма, четкость и контрастность рисунка, стилизованные изображения животных, птиц и растений - это сочетание впечатляет, поверьте!
Да, забавно отметить вот что. Одним из любимейших элементов росписи Акома является попугай – птица, ни разу не замеченная в тех краях белыми орнитологами.
Пуэбло оставило двоякое впечатление. В нем странным образом сочетались древность и современность, бедность и богатство духовных традиций, христианство и традиционные верования. Мы ни секунды не пожалели о потраченном на эту экскурсию времени. И, к тому же, нам выпала возможность с высоты оценить практически нетронутую человеком красоту долины Сан-Хуан, в которой вот уже почти 1000 лет и живут индейцы Акома.
© Comanche1976
Акома Пуэбло. Вид на Небесный город от визиторского центра.
Акома Пуэбло. Город на месе
Акома Пуэбло. Католическая церковь San Esteban del Rei
Акома Пуэбло. Единственное дерево в пуэбло
Улочка Акомы
Акома Пуэбло. Вид с месы на окрестности
Акома Пуэбло. Художник-керамист Lee Vallo
Акома Пуэбло. Местная учительница а заодно и художница D.R. Lewis
Акома Пуэбло. Керамика из Акома - лучшая в мире))
© Comanche1976
Лига путешественников
25K пост53.3K подписчиков
Правила сообщества
1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.
2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.
3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.
А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы
Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.