84

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони

Совсем недавно нас покинул Бернардо Бертолуччи — глыба итальянского, да и мирового кино.

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони Италия, Фильмы, Режиссер, Неореализм, Длиннопост

Пик его славы был 40 лет назад. Именно тогда, в период с 50-ых по 70-ые, итальянское кино наряду с французским было одним из главных кино в противовес голливудскому.


В этой статье разберу основных режиссеров итальянского кинематографа — так как для неподготовленного читателя все эти Феллини, Пазолини, Берлускони, Пепперони вызывают диссонанс.


Немного терминологии


Неореализм (1945 — 1955)

Основное направление, которое вознесло итальянское кино на вершину — это эпоха неореализма, длившаяся с 50-ых по 60-ые.


Для фильмов этого жанра типична демонстрация жизни низов общества, отсутствие романтизма и закадровой музыки.

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони Италия, Фильмы, Режиссер, Неореализм, Длиннопост

(Кадр из оскароносного "Похитители велосипедов", где отец и сын ищут украденный велосипед —единственную их возможность вернуть работу отцу.)


Так сложилось, что основные творцы неореализма (такие как Росселлини, Висконти и Де Сика) были тесно связаны с журналом "Cinema", главным редактором которого был Витторио Муссолини (сын диктатора Бенито).


Основные фильмы: "Рим — открытый город" (1945), "Похитители велосипедов" (1948).


Модернизм (1955 — 1970)

Позже, итальянский неореализм переродился во французскую новую волну (о ней расскажем в другой раз).


А в Италии на ему смену пришел философский модернизм в лице Феллини и Антониони.

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони Италия, Фильмы, Режиссер, Неореализм, Длиннопост

(Кадр из "Сладкой жизни")


Основные фильмы: "Дорога" (1954), "Сладкая жизнь" (1960), "Ночь" (1961)


Свинцовые времена (1970 — 1980)

С 70-ых годов в Италии начинаются так называемые "свинцовые времена" — постоянные волнения, схватки между ультралевыми и ультраправыми, терроризм.


Это вызвало большие эмоции в обществе, на смену романтизму и отчуждению возвращаются жесткие эмоции (как в эпоху неореализма), начинают подниматься табуированные темы.


Основные авторы этого времени — Пазолини, Бертолуччи.


Основные фильмы: "Конформист" (1970), "Сало, или 120 дней Содома" (1975).


Спад (1980 — ...)

После 70-ых, итальянское кино идет на спад, работая в основном на экспорт.


А теперь давайте поближе остановимся на личностях, которые ознаменовывают собой итальянское кино:


Лукино Висконти

Годы жизни: 1906 — 1976

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони Италия, Фильмы, Режиссер, Неореализм, Длиннопост

Самые значимые фильмы: Одержимость (1943), Рокко и его братья (1960), Леопард (1962).


Происходил из знатного аристократического рода Висконти, был ярым антифашистом и членом итальянской коммунистической партии. В 1943 снимает фильм "Одержимость", положивший начало новой эре итальянского кино.


Продолжал снимать в течение 30-лет, был самым главном кинотворцом Италии до появления Феллини.


Будучи открытым геем, постоянно имел проблемы с партией и властями, что отражалось в его фильмах.


Режиссерский стиль: трагедийный пафос, аристократичная утонченность и театральный психологизм.


Роберто Росселини

Годы жизни: 1906 — 1977

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони Италия, Фильмы, Режиссер, Неореализм, Длиннопост

Значимые фильмы: «Рим — открытый город» (1945), «Пайза» (1946) и «Германия, год нулевой» (1948).


Его фильм «Рим — открытый город» считается первым официальным фильмом в жанре итальянский неореализм.


После успеха на родине, Роберто больше углубляется в военную тему, и уезжает снимать коммерческое кино в Голливуд


Витторио Де Сика

Годы жизни: 1901 — 1974

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони Италия, Фильмы, Режиссер, Неореализм, Длиннопост

Самые значимые фильмы: Шуша (1946), Похитители велосипедов (1948), Чудо в Милане (1951), Умберто Д. (1952).


До того, как стать великим режиссером, Витторио был прекрасным актером — он даже номинировался на Оскар за лучшую роль второго плана.


Став режиссером, Де Сика сначала оттачивал мастерство на несложных комедиях. И, наигравшись с легким жанром, Витторио заинтересовался неореализмом: в 5-летний период режиссер выпустил 4 шедевра одни за одним: Шуша, Похитители велосипедов, Чудо в Милане и Умберто Д.


Первые два фильма стали обладателями Оскара как лучшие фильм на иностранном языке.


Режиссерский стиль: в своих фильмах демонстрировал образы "низкой" Италии — герои его картин преимущественно бедняки, угнетаемые обществом или системой.


Федерико Феллини

Годы жизни: 1922 — 1993

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони Италия, Фильмы, Режиссер, Неореализм, Длиннопост

Значимые фильмы: Дорога (1954), Ночи Кабирии (1957), Сладкая жизнь (1960), 8 с половиной (1963).


Обладатель пяти Оскаров, самый признанный и известный режиссер Италии всех времен.


Изначально, Федерико был известным сценаристом (именно он написал сценарий «Рим — открытый город» для Росселлини, положивший начало неореализму). Позже, Феллини начинает работать режиссером, сняв "Дорогу", которая ознаменовала переход итальянского кино из реализма в экспрессивный символизм.


Ну а "Сладкая жизнь" подняла Феллини на уровень самых великих кинотворцов того времени.


Режиссерский стиль: ему присуще показание кризиса человека, его вечный поиск себя, мотив дороги и пути. В отличие от Де Сика или Росселени, у Феллини преобладают герои из богемы.


Микеланджело Антониони

Годы жизни: 1912 — 2007

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони Италия, Фильмы, Режиссер, Неореализм, Длиннопост

Значимые фильмы: Приключение (1960), Ночь (1961), Затмение (1962), Фотоувеличение (1966).


Главный поэт одиночества и отчуждения того времени, Микеланджело изначально был кинокритиком и одним из основных теоретиков и идеологов неореализма.


Начав снимать, Антониони полностью отходит от жанра реализма, уходя в философский символизм и размышления.


Режиссерский стиль: рассмотренные под углом философии экзистенциализма проблемы современного общества: духовное омертвение, эмоциональная усталость, одиночество людей.


Серджо Леоне

Годы жизни: 1929 — 1989

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони Италия, Фильмы, Режиссер, Неореализм, Длиннопост

Значимые фильмы: Хороший, плохой, злой (1966), Однажды в Америке (1984)


Пока основные кинотитаны Италии бились в противостоянии неореализма и символизма, Серджо шел спокойной дорогой коммерческого режиссера.


Несмотря на это, Леоне изобрел жанр спагетти-вестерна, из-за чего вестерны как таковые обрели второе дыхание.


Режиссерский стиль: будучи большим поклонником Куросавы, Леоне переиспользовал те же приемы, делая их доступнее для массового зрителя: большое количество склеек, динамичная смена кадров, необычные ракурсы и большое значение фоновой музыки.


Пьер Паоло Пазолини

Годы жизни: 1922 — 1975

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони Италия, Фильмы, Режиссер, Неореализм, Длиннопост

Значимые фильмы: Мама Рома (1962), Евангелие от Матфея (1964), Сало, или 120 дней Содома (1975).


Будучи ярым коммунистом, Паоло был главным провокатором киномира того времени — он вкладывал марксистские лозунги в уста Иисуса Христа, показывал итальянских политиков участвующих в гей-оргии и демонстрировал съедение свиньями немецких буржуа.


К несчастью, подобный эпатаж дорого обошелся Пазолини — он был убит в 1975 года ночью, в одном из районов Рима. Четверо людей из неофашистской организации избили его до смерти и несколько раз переехали машиной. Пойман был только один из убийц.


Режиссерский стиль: помимо провокаций в виде затрагивания тем инцеста, зоофилии и фекалий, Паоло использовал классическую литературу в качестве основы сценария, перенося события в окружающую его действительность.


Бернардо Бертолуччи

Годы жизни: 1941 — 2018

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони Италия, Фильмы, Режиссер, Неореализм, Длиннопост

Значимые фильмы: Конформист (1970), Последнее танго в Париже (1972), Двадцатый век (1976), Мечтатели (2003)


Был помощником Пазолини на съемках нескольких его фильмов, что не могло не повлиять на его взгляды.


Режиссерский стиль: тем не менее, Бернардо отходит от эпатажа Пазолини в сторону более тонкого психологического изучения тревожных тем, таких как фашизм, гомосексуальность и насилие.


И несмотря на это, Бертрано также способен показывать эпические саги, как, например "Двадцатый век", или "Последний Император".


Паоло Соррентино

Родился в 1970.

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони Италия, Фильмы, Режиссер, Неореализм, Длиннопост

Значимые фильмы: Великая красота (2013), Молодость (2015), Молодой Папа (сериал, 2016).


Главный кинодеятель Италии нашего времени. Является продолжателем традиций Феллини — многие считают, что его фильм "Великая красота" является омажем на "Сладкую жизнь".


Режиссерский стиль: Паоло находится ровно посередине между реализмом Де Сика и символизмом Феллини — с одной стороны всем его лентам присущ символизм и философские вопросы, с другой - они наполнены цинизмом и гиперреализмом.


Телеграм-канал Одно Кино: https://t.me/odno_kino

Найдены возможные дубликаты

+4

Грустно, что статья не взлетела.

+3

Огорчительно, что на таком огромном ресурсе очень мало людей, которые интересуются кинематографом ... А это целый огромный и бесконечно прекрасный мир, который заслуживает изучения и популяризации! Спасибо вам большое за потраченное время на посты!

раскрыть ветку 2
+2

+

Ещё меня удивляет что многие люди просто не умеют смотреть фильмы. Понятно что существуют фильмы снятые ради интересного сюжета и развлечения, которые смотрят для поднятия настроения (и ничего плохого в этом нет), но многие при столкновении с хоть немного художественным и метафорическим кино просто теряются. И даже если весь символизм и образная система фильма лежит буквально у поверхности, многие после просмотра говорят что не поняли о чем шла речь.

Мне кажется стоит с самого начала в школах на уроках ИЗО когда начинают просто рассказывать про искусство сразу проговаривать что кинематограф это такое же искусство как и скульптура и живопись и литература.

0

Тут много интересующихся кинематографом (судя по количеству подписчиков сообщества "Всё о кино" -- 14 113 человек).

Просто интересуются в основном с позиции развлекалова и индустрии. А вот интересующихся кино как искусством, к сожалению реально мало.

+2

Было интересно почитать!

+1

"Позже, итальянский неореализм переродился во французскую новую волну (о ней расскажем в другой раз)."


"Итальянский неореализм" вообще не имеет никакого отношения к "французской новой волне" и не перерождался в неё. Абсолютно отдельные направления, их питали разные социально-общественно-политические явления, происходившие в разное время в разных странах. Разная форма, разное содержание.

"Итальянский неореализм" -- это защитная реакция на вторую мировую войну, на фашизм и на эстетику фашизма -- уход в уличную простоту, намеренный отказ от кинематографичности, то есть отказ от единства формы и содержания. Форма в итальянском неореализме вообще теряет всякую пластичность.

Во что "итальянский неореализм" и переродился, так это в так называемый "розовый неореализм", а затем в кино контестации.


"Фр. новая волна" была протестным явлением на так называемое "папино кино" и подпитывалась либо традициями классического и позднеклассического американского кино (особенно фильмами Хичкока или Хоукса), либо французским поэтическим реализмом (Ренуар, Виго). Повлияли на неё конечно и левые настроения во французском обществе конца 1950-х -- начала 1960-х, и сексуальная революция.


"Фр. новая волна" (прежде всего Трюффо, Шаброль, Годар, Рене, в меньшей степени Маль) -- это торжество единства формы и содержания, то есть французским нововолнистам было важно придать содержанию наиболее пластичную форму.

Грубо говоря, "ит. неореализм" -- это больше социальное явление, а "фр. новая волна" -- это явление эволюции искусства.

раскрыть ветку 1
0
Кроме того, существует термин "Итальянская новая волна", аналогично с французской, немецкой и другими. И, ну, нельзя же всех под неореализм записать, разбив на закаты и восходы
Еще, половину текста можно было бы сократить, введя понятие философии экзистенциализма. Это то, что действительно объединяло направления в кино, вызванное, как Вы сказали - рефлексией на WW2 и прочие вытекающие
+1

Торнаторе можно добавить к Соррентино

раскрыть ветку 1
+1
И Маттео Гарроне тоже
0

Почему нет Торнаторе? И известен, и снимал отличные фильмы со своим вполне оформившимся стилем, и даже Оскар за лучший фильм на иностранном языке получал.

0
Повезло посмотреть фильм "Дорога" в прошлом году на большом экране. Хорошо, что кинотеатр Иллюзион в Москве иногда показывает старые фильмы!
0

Не упомянут Марко Феррери. "Диллинджер мёртв" и "Большая жратва" -- выдающиеся картины, мирового класса.

Лилиана Кавани ("Ночной портье").

0

Почему нет ни слова про Джузеппе Де Сантиса, если уж речь о неореализме? Если речь про итальянских режиссёров в общем, стоило бы упомянуть об Этторе Скола.

0

А Роберто Бениньи?

0

Свинцовые семидесятые... Из того что запомнилось -"Площадь Сан-Бабила, 20 часов" Смотрел конечно в начале 90-х, фильм всё-таки недетский ;)

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: