История эпоса Олонхо

История эпоса Олонхо Якутия, Октябрьская революция, Русская литература, СССР, История, Длиннопост

Олонхо - древний эпос народа Саха. В переводе с якутского языка Олонхо означает " То что было." В Олонхо описывается весь древний мир удивительного народа Саха. Древний эпос можно сравнить с Финским фольклорным эпосом - Калевала. Олонхо называют как сам большой эпос так и его малые части. Самые длинные сказания читались олонхосутами семь дней и ночей. Олонхо сначала не записывался, он как и в русском народном творчестве был устным. Его передавали из уст в уста, из поколения в поколения. Первые письменные упоминания датируются 1840-ми годами. Только после революции будет записано и издано крупнейшее сказание о "Нюргуне Боотуре Стремительном" Платоном Ойунским. Платон Ойунский был олонхоустом до того как начал издавать эпос. Деятельность Олонхоустов сравнивали с камланием. У них не было атрибутов культа, но все дело в голосе. Он был волшебным. Олонхоуст с точностью передавал речь каждого из героев. Это ремесло занимало очень много времени. Ведь олонхоуст - должен был быть великим актером. Подготовка голоса занимала очень много времени и сил, поэтому чаще всего у людей, занимающихся этим ремеслом, времени на хозяйство и скотоводство не хватало. Они были странственниками, можно сравнить с Дервишами. Останавливались в домах людей, которые были согласны дать приют и питание. Олонхоусты были в почете всегда.

Сейчас их очень мало. Эпос Олонхо очень любят читать на традиционных празднествах. Сказания известных олохоустов включены в школьную программу. В 2005 году Олонхо был признан наследием ЮНЕСКО.

История эпоса Олонхо Якутия, Октябрьская революция, Русская литература, СССР, История, Длиннопост

В продолжение темы эпоса народа Саха хочу рассказать о переводчике, олонхоусте и революционере Якутии -Платоне Алексеевиче Ойунском. Платон Ойунский родился 30.10.1893 года в семье крестьян. Его мать была из известного рода шаманов, придёт время и это отразится на его псевдониме, ведь фамилия при рождении была -Слепцов. Ойунский буквально переводится с якутского как Шаманский Род. Его родители занимались сельским хозяйством и скотоводством, но в Якутии наступила беспощадная засуха, которая длилась два года, после чего вся растительность умерла и родителям Ойунского пришлось продать весь скот. Они обеднели. В 1906 году в поселении, где жил Ойунский открывается школа, первый учитель знаменитого олонхоуста-переводчика становится образованный человек, который учит Ойунского и отмечает в юноше неподдельный интерес к знаниям.

В 1910 году Ойунский отправляется в Якутск, где через несколько лет он начнёт свою не только литературную, но и политическую карьеру, которая правда не увенчается для него успехом, уже в Советское время, в 1939 году он умрет в тюрьме от туберкулеза. В Якутске он становится членом " Юных Социал-Демократов".

Приход революции.

В 1917 году он с восторгом встречает Революцию, в надежде, что она изменит все в лучшую сторону. В 1918 году Ойунский вступает в КПСС, в Якутии он пытается убедить людей принять новую власть, но за его идеи он выслан из Якутии. После преподавания в Томской школе он возвращается на Родину. В 1924 году делает большой вклад в письменность родного языка, с 1934 по 1938 год является председателем союза писателей. Попадает в тюрьму по обвинению в антисоветской деятельности. В 1939 году Ойунский скончался от туберкулеза легких.

Платон Алексеевич сделал большой вклад в культуру Якутии, показав многим, что мы обязаны знать свои корни, происхождение с самого начала. Очень важно любить и изучать родную культуру и историю, Платон Алексеевич не смотря ни на что делал это. Сейчас его именем называют улицы и проспекты в Якутии. Он сделал вклад в развитие не только Якутии, но и мировой культуры. Ведь Олонхо известен везде.

Я упомянул его выше, сказав, что он издал Якутский эпос " Олонхо". Он издал:" Нюргун Ботуур Стремительный" 1920-30 годы; " Красный Шаман" 1925 год.

Он был переводчиком, оратором, революционером, сделавшим большой вклад в развитие как родной культуры и языка, так и культуры России в целом.

История эпоса Олонхо Якутия, Октябрьская революция, Русская литература, СССР, История, Длиннопост

Продолжая тему эпоса народа Саха, хочу рассказать об исследователе Олонхо - Илларионове Василии Васильевиче. Он родился 8 сентября 1946 года в Кюкайском улусе, в семье колхозников. В 1973 году, окончив университет, работал в Вилюйском педагогическом училище. Василий Васильевич является доктором филологических наук по якутскому языку. В 1981 году в Алма-Ате защитил кандидатскую работу по теме:"Искусство Якутских Олонхоустов", а в 1997 году в Улан-Удэ защитил докторскую работу по теме:" Сказительство в фольклорной традиции народа Саха". Илларионов Василий Васильевич также как Ойунский Платон Алексеевич является исследователем проблемы Олонхо. На эту тему он написал более чем 350 научных статей. Он также записывал на магнитофонную ленту многие сказания. Во многом благодаря Ойунскому Платону Алексеевичу и Илларионову Василию Васильевичу мир узнал Олонхо.

2 декабря 2013 года Олонхо был представлен в Лондоне. 10 лет Олонхо переводился и редактировался на английский язык. Главным редактором работы выступал Василий Иванов - доктор филологических наук, директор НИИ Олонхо СВФУ.

Я надеюсь, что эти великие сказания вскоре будут переведены на множество языков, ведь их обязаны изучать во всем мире, на своих родных языках.