История «сухого закона» в СССР (1985 год)

История «сухого закона» в СССР (1985 год)

Главный государственный секрет советского союза, это данные об алкогольной смертности. На чаше весов оказались: смертность народа от алкоголя и доход от алкогольной продукции. Уже ни для кого не секрет, что одно время бюджет СССР, а потом и России называли «пьяным бюджетом». Вот небольшой пример: во время правления Л. Брежнева, продажа алкоголя выросла со 100 млрд. рублей до 170 млрд. рублей.

По закрытым данным Госкомстата СССР за 20 лет с 1960 по 1980 годы, алкогольная смертность в нашей стране выросла до 47%, это значит, что примерно каждый третий мужчина умирал от водки. Советское руководство серьезно озадачилось данной проблемой, но вместо того, чтобы принять меры оно просто засекретило данную статистику. И очень медленно зрели планы, как бороться с данной проблемой, т.к. страна двигалась к катастрофе.


При Брежневе цены на водку поднимались неоднократно, госбюджет получал дополнительные доходы, но производство водки не снижалось. Алкоголизация страны достигла своего апогея. Безумная толпа алкоголиков на непопулярные методы борьбы, сочиняла частушки:

«Было шесть, а стало восемь,
всё равно мы пить не бросим.
Передайте Ильичу, нам и десять по плечу,
если водка станет больше,
то мы сделаем, как в Польше!»

Намек на Польские антикоммунистические события не случаен. Алкоголизированное стадо болезненно относилось к подорожанию водки, и готово было ради водки и на такие поступки как в Польше. Дошло до того, что бутылка «беленькой» стала равна советской валюте. За бутылку водки, деревенский тракторист мог вспахать бабушке целый огород.

Андропов на имя Брежнева и политбюро приводил объективные данные о том, что при среднем мировом потреблении 5,5 литров водки на душу населения, в СССР эта цифра зашкаливала за 20 литров на душу населения. А цифра 25 литров алкоголя на душу населения, во всем мире медиками признана, как граница после, которой фактически начинается самоуничтожение нации.

В середине 80-х годов, алкоголизм в СССР принял масштаб национальной катастрофы, потерявший голову народ, тонул, замерзал, горел в своих домах, падал из окон. В вытрезвителях не хватало мест, а наркологические больницы и лечебно-профилактические профилактории были переполнены.

Андропову приходило десятки тысяч писем от жен, матерей, сестер, в которых они буквально умоляли принять меры по преодолению размеров пьянства и алкоголизации общества – это был «стон народа» от этого оружия геноцида. В письмах убитые горем матери писали, как их дети, отмечая день рождения на природе, тонули пьяными. Или как сын возвращаясь домой пьяным, попал под поезд. Жены писали, что во время распития напитков мужа убили ножом собутыльники и т.д. и т.п. И таких писем с подобными трагичными историями было очень много!


В политбюро была создана специальная комиссия по разработке специального антиалкогольного постановления, но череда похорон первых лиц государства, затормозило его внедрение.


И только в 1985 году с приходом Горбачева началась реализация данного постановления (сухого закона).
Народ продолжал спиваться, решение о радикальных методах борьбы с пьянством было рискованно, однако расчет был на то, что потерянные доходы от продажи водки СССР сможет пережить, т.к. цена на нефть в начале 1985 года была около 30$ за баррель, этого было достаточно, чтобы поддерживать советскую экономику. Правительство пошло на сокращение дохода в бюджет от реализации алкоголя, так как пьянство достигло катастрофических показателей. Готовящуюся акцию лично рекламируют Горбачев, однако на первых выступлениях перед народом он говорит загадками.

17 мая 1985 года во всех центральных изданиях страны, по телевидению и радио было объявлено постановление ЦК «о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» - сухой закон . Большинство советских граждан поддержало постановление правительства, специалисты Госкомстата СССР подсчитали, что 87% граждан за борьбу против пьянства, и каждый третий советский гражданин требовал ужесточения мер. Эти данные ложатся на стол Горбачеву и убеждают его, что надо идти дальше. Народ требовал введения «сухого закона». Были созданы «общества борьбы за трезвость» в каждом коллективе. В СССР подобные общества организовывались уже второй раз, впервые это случилось при Сталине.

М.С. Горбачев знал о масштабах пьянства в стране не только по данным, которые регулярно ложились ему на стол (записки статистов, письма отчаявшихся родителей, жен, детей), но и от дочери самого Горбачева, которая была медиком и занималась исследовательской работой по вопросам алкогольной смертности, именно она со своими коллегами собрала эти материалы и показала отцу материалы о колоссальной смертности в СССР именно от алкоголя. Данные этой диссертации закрыты и по сей день. Кроме того в семье самого Горбачева было совсем не благополучно с алкоголем, брат Раисы Максимовны также пристрастился к алкоголю (из материалов автобиографической книги Раисы Максимовны «Я надеюсь»).

И вот в один прекрасный день закрылись 2/3 магазинов торгующих спиртным, с прилавков исчезли горячительные напитки. Именно тогда алкоголики придумали анекдот про Горбачева:

Анекдот про Горбачева во времена Горбачевского сухого закона:


Стоит огромная очередь за спиртным, алкаши негодуют.
Один не выдержав, сказал: «всё иду убивать Горбачева!»
Через какое-то время приходит и говорит: «что туда очередь еще больше».

Закоренелые алкоголики не сдавались, и начали пить лаки, политуру, тормозную жидкость, одеколоны. Эти отбросы общества пошли дальше, начали употреблять «клей БФ». Поступление в больницы с отравлениями были не редкость.

На борьбу с пьянством власть мобилизовала ученых и творческую интеллигенцию. Миллионными тиражами стали выходить антиалкогольные брошюры. В конце 80-х годов на страницах печати, выступил известный врач и сторонник трезвого образа жизни - академик Федор Углов. Он сообщил стране о своем открытии, суть которого была в том, что причина физической и моральной деградации населения, заключается в употреблении даже не больших доз алкоголя.

Но тут возникла еще одна проблема: Алкоголем начали торговать спекулянты! В 1988 году от продажи алкоголя, теневые дельцы получили 33 млрд. рублей. И все эти деньги были активно использованы в дальнейшем при приватизации и т.п. Вот так зарабатывали и продолжают зарабатывать на здоровье граждан различные спекулянты!!!

Горбачев и Рейган во время сухого закона 1985 года


Кстати и наши заморские друзья не заставили себя долго ждать! Западные аналитики особенно заинтересовались новыми шагами советского руководства. Западные экономисты кладут на стол Р. Рейгану донесения, в которых говорится, что СССР ради спасения своих граждан отказалось от огромных доходов от продажи алкогольной продукции. Военные аналитики докладывают, что СССР застрял в Афганистане, восстание в Польше, Кубе, Анголе, Вьетнаме. И вот тут наши «западные друзья» решают нанести нам удар в спину!!! США убеждают саудовскую Аравию в обмен на поставки современного оружия снизить цены на нефть, и за 5 месяцев к весне 1986 года цена «черного золота» падает с 30$ до 12$ за баррель. Таких громадных потерь всего через год после начала антиалкогольной компании, руководство СССР не ожидало и тогда у нас началась вакханалия рынка! А потом в 90-х годах к членам правительства приезжали под эгидой Валютного фонда так называемые эксперты, которые говорили: "Вы знаете, переход к рынку – это будет такая тяжелая вещь. Миллионы людей потеряют работу. Не дай Бог, у вас начнутся народные волнения. Поэтому мы вам можем посоветовать", - почему-то поляки особенно нам любили это советовать (а им в свою очередь говорило США), - "разрешите полностью алкоголь, проведите дерегулирование, полную либерализацию оборота алкоголя, и заодно разрешите порнографию. И молодежь будет занята. Вот этим будет занята". И либералы с радостью приняли эти "советы" они быстро поняли, что трезвое общество не даст разграбить страну: пусть лучше народ пьет, чем будет выходить на улицы требовать свои права, протестовать против потери работы, снижения зарплат. И эта вакханалия вседозволенности привела к чудовищной алкоголизации. Именно тогда пошел всплеск алкоголизма.

В самом СССР люди еще не догадывались, чем обернется «удар запада». А пока сухой закон дает свои результаты. Трезвое население моментально начало поднимать демографические показатели. Смертность в СССР резко упала, только за первые полгода, смертность от алкогольных отравлений понизилась на 56%, смертность мужчин от несчастных случаев и насилия на 36%. Многие жители в период антиалкогольной компании, стали отмечать, что стало возможным свободно гулять вечером по улицам.
Женщины, которые почувствовали плюсы от сухого закона, при встрече с Горбачевым так и кричали ему: «Не поддавайтесь на уговоры отменить «сухой закон»! Наши мужья хоть увидели своих детей трезвыми глазами!»
Именно на этот период пришелся небывалый всплеск рождаемости. Мужчины перестали пить, а женщины почувствовав уверенность в «завтрашнем дне» стали рожать. С 1985 по 1986 в стране на 1,5 миллиона детей стало больше, чем в предыдущие годы. В благодарность главному реформатору многие родители стали называть новорожденных в его честь. Миша самое популярное имя тех лет.

Противники сухого закона

В 1988 году противники сухого закона, в основном это члены правительства ответственные за состояние экономики, рапортовали, что доходы в бюджет уменьшаются, тает «золотой запас», СССР живет в долг, занимая деньги на западе. И такие люди, как председатель совета министров СССР (1985-1991) Н. Рыжков, начали давить на М.Горбачева, требуя отмены «сухого закона». Эти люди не придумали не чего лучшего, как опять начать восполнять бюджет за счет спаивания своего же народа.

Рыжков - противник Горбачевского сухого закона





Итак, подведем итоги по сухому закону

Ни один сухой закон в нашей стране не был взорван изнутри, самим народом. Все отмены были вызваны давлением