11

История семьи не всегда ищется просто. Мой "тупик" в родословной

Говоря о неожиданных сведениях в родословной разных людей, я не могу не рассказать о своей собственной «тупиковой» истории.


Насчет «тупиковости» поясню:

• Не известны имена родителей прадеда, его самого зовут Попов Николай Васильевич (не самая редкая комбинация).

• Название населенного пункта – просто цифры.

• Документы по местности почти не сохранились за нужный период.

• Предки из староверов (отсутствуют метрические книги и запись о рождении прадеда)


А теперь, что и как мне удалось выяснить об этой семье (период с 1926 по 1942 гг.)


Семья Поповых Николая Васильевича и Фатиньи Моисеевны была создана примерно в 1928 году. В 1930 году у них родилась старшая дочь Евдокия, а следом еще 5 детей.

Последним ребенком была моя бабушка Нина, родившаяся в 1940 году. В паспорте у нее в качестве места рождения указано село Лузское Опаринского района, а свидетельстве о браке и вовсе Лузский сельсовет того же района (без указания названия населенного пункта). (информация из документов)


О Поповом Николае известно минимально. Родился примерно в 1908 году. В 1942 году Николая призвали на фронт, с 1 марта 1944 года он считается пропавшим без вести (ОБД мемориал и запрос в военкомат)


Бабушка отца не помнит (что неудивительно, ей всего 2 года было). В семье о нем не принято было рассказывать. Во время войны Фатинья с детьми переехала в город, поближе к своим родственникам. У Николая остались мать и сестра, с ними общения практически не было (не то что письма, даже имя известно только сестры «вроде бы Акулина»). (со слов бабушки)


В 1959/60 году приезжал из Кемерово в Опарино родственник, сын другой сестры Николая. Эту семью раскулачили в 1930-е годы и выслали в Кемеровскую область. Он хотел узнать подробности о своих бабушках и дедушках, поэтому приехал на родину. (неизвестны его имя, фамилия, возраст, хотя бабушка ездила вместе с ним в Опарино. Ниже фото с этой встречи с родней). (со слов бабушки)

Перепись Северо-Двинской губернии 1926 года позволила узнать, что мать Николая была хозяйкой двора (указана только фамилия без инициалов), значит его отец уже умер. Получены сведения о всех семьях Поповых и даже их составе (на основе похозяйственных книг за последующие годы). Часть из них, вероятно, мои родственники. (архив Опаринского района).


Село Лузское в переписи 1926 года не обнаружено (его никогда и не было). Справки о рождении детей Николая и Фатиньи дали сведения о месте проживании семьи: Лузский сельсовет Опаринского района (Вологодская губерния, затем Северо-Двинская, затем Северный край, затем Северная область, затем Архангельская, затем Кировская область), хутор №4 участок №106. Сам сельсовет тоже был расформирован и передан по частям в разные районы. (ЗАГС Опаринского района)

Запросы в архивы все этих областей (кроме Северо-Двинской, она была расформирована) не дали результатов. Все отвечают: «такого у нас нет, пишите в другие архивы». Но теперь-то я знаю, что кое-какие данные можно искать в архиве Великого Устюга (Опарино было в составе Никольского уезда Вологодской губернии до начала 20 века).


Дело осложнилось тем, что Фатинья и Николай из староверов. Если с семьей Фатиньи всё сложилось удачно (редкое имя, большая семья, сохранность архивного фонда). То с Николаем одни вопросы.

В основном, дети Николая и Фатиньи  уже давно умерли, я с ними никогда не общалась, а их потомки ничего не знают. Бабушкина сестра, 1931 г.р., ничего рассказать не может.


Поиск я вела удаленно, с помощью запросов. Пока поиски предков по этой линии зашли в тупик (но я надеюсь, что перспектива все-таки есть).
Мой сайт о поисках родственников и составлении родословной https://yulianovozhilova.ru

Правила сообщества

Нельзя терять человеческий облик, старайтесь, пожалуйста, не унижать окружающих.