История одного полуострова в четырех актах с прологом и эпилогом
Аляска для русского человека – особый американский штат. Но что интересно. История с ее продажей широко известна (ну или люди уверены, что хорошо ее знают). Чуть менее, но широко известна история «золотой лихорадки». И… И, собственно, для многих на этом почти все. Потому, мне думается, этот небольшой цикл найдет своего читателя. А откуда литературно-театральные термины? Так история Аляски полна драматических эпизодов, достойных кино или спектакля.
И еще. У меня нет амбиций типа «объять необъятное», потому на полную историю Аляски я не замахиваюсь, скорее – на отдельные страницы, которые мне показались интересными. И да, в связи с загрузкой на основной работе, продолжения будут выходить не очень часто (раз в неделю примерно) и будут перемежаться с другими постами (не авторскими). Надеюсь на ваше понимание.)
Пролог
Вплоть до середины XVIII века территория Аляски для европейцев была сплошным «белым пятном». Испанцы на тихоокеанском побережье Америки к тому времени добрались лишь до
42° северной широты (севернее Сан-Франциско, но намного южнее Портленда). Англичане – вышли к устью реки Саванна. А французы так и вовсе не дошли до побережья, остановившись в районе Великих озер.
Намного лучше о тех краях были осведомлены русские люди, еще со времен плаваний Семена Дежнева. А в 1652 году в донесении из Москвы шведского комиссара Иоганна де Родеса к королеве Христине говорилось об экспедиции, организованной якутским воеводой Дмитрием Францбековым "в американские земли" (правда, других документальных подтверждений этому нет).
Но первые жители на Аляске появились за много тысяч лет до того. И были это предки современных индейцев, перебиравшиеся в Новый Свет из Сибири. Исследованием этого маршрута занимались еще совместные советско-американские археологические экспедиции.
Этот процесс, по мнению ученых, протекал неравномерно, а во время последнего ледникового периода так и вовсе надолго прервался. Самих поселенцев тоже было немного: ДНК-анализ показал, что группа людей, ставших первооткрывателями Америки насчитывала около 250 человек[1]. Когда отступление ледников открыло путь на юго-восток, эти представители древней адабасканской культуры начали расселение, дав начало остальным коренным народам Америки. А часть племен так и осталась на Аляске, и теперь их принято считать ее коренным населением.
Это, прежде всего, тлинкиты, эскимосы и алеуты. Те самые, у которых, по слухам, в ходу 49 названий оттенков снега (так его много в тех краях). А еще они придумали само слово «Аляска» (от алеутского слова алах'сах', что в дословном переводе означает «земля, на которую устремляется море»).
Они относительно мирно жили в этих суровых краях тысячелетиями, оставив после себя археологическую древнеберингоморскую культуру и культуру Туле. Последняя, к слову, распространилась оттуда на всю северную Канаду, достигнув Гренландии. При этом она сменила культуру Дорсет, ранее занимавшую северо-восток Канады и северо-запад Гренландии. Известно, что викинги в XI веке вступали в контакт с представителями этой культуры. Таким образом, потомки людей, покинувших Евразию с востока, спустя тысячелетия вновь столкнулись с ее обитателями, но уже на западных окраинах.
Ну и в завершение пролога – о том, кто же открыл Аляску для нашей цивилизации. Официальная версия одна – экспедиция Витуса Беринга в 1742 году. Но помимо нее есть ряд фактов и упоминаний в источниках, позволяющих предполагать, что знакомство русского человека с этим полуостровом произошло раньше. Вопрос – насколько раньше? И раз официально признанного ответа на него нет, предложу несколько вариантов (разной степени достоверности), из которых вы можете выбрать наиболее вам привлекательный.
Самая смелая версия утверждает, что первыми русскими людьми, достигшими Америки были героические русские пираты ушкуйники. Породили ее сообщения от русских поселенцев-промысловиков, активно заселявших эти земли, начиная с середины XVIII века. В 1762 году анадырский казак Иван Гребешков сообщал в канцелярию Охотского порта о бородатых русских поселенцах на «Большой Американской Земле»: «Домы у себя строют оные народы рубленные как русские, а платье носют долгое и едят из посуды деревянныя». Другой казак, Леонтий Вершинин, подтверждал сказанное: «А за теми двумя островами имееца да Большая Земля, на которой живут бородатые, подобно русским людям».
Тогда же (а может позже) и родилась то ли легенда, то ли гипотеза про новгородских ушкуйников, бежавших подальше из Российского царства Ивана Грозного. Большая часть их осталась в Сибири, а одну ладью штормом угнало на восток. Их считали погибшими, но они сумели добраться до берегов Аляски и даже выжить там (но не выбраться, поскольку после шторма ладья пришла в негодность). Частично смешавшись с местным населением, якобы потомки ушкуйников сохранили многие славянские черты лица, бороды и христианское вероисповедание. И даже основали на берегу одной из рек свой острожек.
В ХIХ веке на поиски их поселения Российско-Американской компанией были снаряжены три экспедиции, но обнаружить заповедный острожек им тогда так и не удалось. Зато в 1939 году в «Путеводителе по Аляске» М. Колби сообщалось об обнаруженном на Кенайском полуострове, близ селения Касилова, древнем поселении, «возраст которого определяется, по крайней мере, тремя столетиями», где были найдены три десятка фундаментов домов, сложенных из морской гальки, песка, кирпичей, бревен и дерна, а в центре каждого из них был выложен очаг.
Собственно на этом все доказательства и заканчиваются. Но история получилась красивая, вполне достойная стать сценарием фильма.
Следующий претендент на открытие Аляски – русский казак-землепроходец Семен Дежнев. В 1648 году его экспедиция прошла сквозь Берингов пролив, но до сих пор достоверно неизвестно, приближались ли они к берегам Аляски. С одной стороны, на фоне пройденных до того расстояний – крюк небольшой. С другой, никаких однозначных сообщений о факте такой высадки не осталось. Но остался факт, что во время этого плавания четыре коча из семи пропали без вести. И тут мы снова возвращаемся к сценарию с ушкуйниками, да и по возрасту эти кочи лучше совмещаются с находками на Кенайском полуострове.
Вполне вероятно, что между походом Дежнева и экспедицией Беринга были и другие плавания русских первопроходцев в тех краях. Нам достоверно известно, например, о попытке торгового человека Тараса Стадухина в 60-х годах XVII столетия повторить маршрут Дежнева. А в конце того же века иезуиты вывезли из России две карты, на которых Сибирь чуть ли не соединялась с Америкой цепочкой гор как раз в районе Берингова пролива. И, утверждают, что опираясь именно на копии с этих карт, Г.В. Лейбниц убеждал Петра I сосредоточить внимание предполагаемой экспедиции Беринга на арктических землях. Но что еще интереснее, сам Петр больший интерес выказывал к югу Камчатки, который был ближе всего к Калифорнии (куда там Аляске против Золотого штата).[2]
Еще одним фактом в пользу более раннего заселения Аляски русскими людьми являются упоминания об этом среди местного населения, зафиксированные первыми официальными исследователями этих краев. Одним из них был руководитель Второй Камчатской экспедиции Г.Ф. Миллер. В его архивах нашлись и записки о походе Стадухина, который, якобы, выяснил, что на острове «в Пенжинском море живут люди бородатые, платье носят долгое, а русских называют братьями».
А вот уже цитата из самого Миллера. «Подлинное известие имеется, - писал он в 1737 г. о сведениях, полученных в Анадырском остроге от чукчей, - что с восточной стороны Чюкоцкаго носу есть за морем островы или матерая земля ... бородатые люди и долгое платье оным известием подтверждаются; от них же получают деревянные чашки, которые с рускою работою во всем сходны; и надеются, что помятнутые люди подлинно от руских людей произошли, которых прадеды во время бывших в прежние годы морских путей, имея на море несщастие, на сих островах или матерой земле остались»[3].
В общем, дело ясное, что дело темное. Вполне вероятно, что на берега Аляски русские высаживались задолго до Беринга, но они то ли не могли, то ли не хотели делиться ни с кем своим открытием. А потому официальная история русской Аляски начинается именно после 1742 года. О чем и будет в следующей части цикла.
-------------------------------------------------------------------------------------------
1. Nelson J.R. Fagundes, Alice Tagliani-Ribeiro and others. How strong was the bottleneck associated to the peopling of the Americas? Genetics and Molecular Biology. 2018. http://dx.doi.org/10.1590/1678-4685-gmb-2017-0087
2 Б.П. Полевой. Из истории открытия северо-западной части Америки// От Аляски до Огненной земли. Сб. статей. М. 1967
3 А. В. Ефимов. Из истории русских экспедиций на Тихом океане. Первая половина XVШ в. М., 1948, с. 261.



Лига историков
18.9K постов54.5K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения