История одного бога: роман о Лисе

В Японии примерно сто тысяч синтоистских святилищ: от огромных храмовых комплексов, где служат целые династии священников, до «часовенок» размером со скворечник, посвящённых безымянным ками ручьёв и полей.

Богов там, в общем, тоже немало. Сами японцы говорят, что ками у них бесчисленное множество.

Однако среди этого множества есть одно божество, стоящее особняком. Ему посвящены тридцать две тысячи святилищ из этих ста – каждое третье, во много раз больше, чем любому другому. Ему возносят молитвы рыбаки и кузнецы, актёры и проститутки. Его алтари стоят во дворах средневековых замков и на верхних этажах офисных небоскрёбов. Оно считается небесным покровителем нескольких крупных японских корпораций.

Одним словом – оно ещё популярнее в Японии, чем Богородица в России, и во многом занимает примерно то же место в религиозном воображении.

И при всём том оно не упоминается ни в одном из «официальных» синтоистских мифов и даже не имеет устоявшегося облика.

Это Инари.

История одного бога: роман о Лисе Япония, Богиня, Колдовство, Лиса, Синтоизм, Длиннопост

Богиня Инари, как полагают, появилась в Японии примерно в пятом веке нашей эры, а в восьмом было воздвигнуто первое большое святилище в её честь – Фушими Инари близ Киото.

История одного бога: роман о Лисе Япония, Богиня, Колдовство, Лиса, Синтоизм, Длиннопост

Её имя буквально значит «поклажа риса», а происходит скорее всего от ине-нари («сажать рис»). Уже по имени понятно, что она покровительствовала земледелию.

Хотя мифов об Инари нет в хрониках «Кодзики» и «Нихон сёки» – официальной «библии» синтоизма – это не значит, будто их нет вовсе. Наоборот, сказание об Инари весьма популярно в Японии.

Давным-давно Японские острова были покрыты бесплодными скалами и топкими болотами. На этой земле ничего нельзя было вырастить, и люди голодали.

В ответ на их молитвы с неба спустилась прекрасная богиня и принесла им рис. Его можно было сажать в болотах – собственно, только там он и мог расти и процветать. Так люди были спасены от голода и обрели богатство.

В стране, где риса едят больше, чем всего остального, и рисом же меряют благосостояние (а именно так было в Японии в те времена), рисовая богиня просто обязана была пользоваться всеобщей любовью.

Так и получилось.

Даже буддисты отдавали ей должное. Монах Кукай, основатель школы Сингон, избрал Инари покровительницей храма Тодзи – главного храма этой школы.

В десятом веке император Судзаку пожаловал Инари высший небесный ранг в благодарность за её помощь в подавлении восстаний.

Постепенно сфера ответственности Инари всё росла и росла. Ей начали молиться кузнецы, ковавшие оружие, и владетельные князья, этим оружием воевавшие. Святилища Инари появились в кварталах, где располагались театры и публичные дома – их обитатели тоже избрали Инари своей покровительницей.

К Инари взывали и для защиты от пожаров, так что японские пожарные вполне могут считать её своей богиней тоже.

Словом, везде, где человек нуждался в удаче и процветании, он обращался к Инари. Только медицина долгое время оставалась в ведении других божеств – но в какой-то момент Инари принялись молиться и об исцелении, причём от таких разнородных недугов, как переломы, кашель и сифилис. Возможно, это как-то связано с профессиональными опасностями кузнецов, воинов, актёров и проституток.

Затем правительство Японии обратило внимание, до какой степени переплелись в стране буддизм и синто – и решило их разделить. Каждое святилище должно было официально провозгласить, буддийское оно или синтоистское, и снести на своей территории все посторонние постройки.

На культ Инари это не повлияло никоим образом. Священники из храма Фушими – того самого, первого – просто разобрали у себя буддийские строения. А храм Тоёкава провозгласил себя буддийским... и продолжил почитать Инари, заявив, что на самом деле это буддийская богиня Дакинитэн, которую народ называет Инари просто по невежеству.

История одного бога: роман о Лисе Япония, Богиня, Колдовство, Лиса, Синтоизм, Длиннопост

Инари в облике Дакинитэн

Его примеру последовали и многие другие, благо у японцев вообще не было традиции изображать ками в человеческом виде, и вся синтоистская иконография создана на основе буддийской.

Тогда правительство предприняло решительный шаг. Инари провели операцию по смене пола. Отныне его надлежало изображать исключительно в мужском обличье. Прекрасная дева превратилась в доброжелательного старца.

Простой народ почесал в затылках и решил, что раз правительство не знает, какого рода Инари, то им до этого и подавно дела нет. Так что теперь Инари – божество без определённого пола и облика, и каждый представляет его/её так, как считает нужным. Однако большинство всё равно думает, что это богиня. И я тоже.

А ещё Инари – в некотором роде покровительница колдунов.

Дело в том, что ещё в глубокой древности она как-то незаметно стала ассоциироваться с лисами. Лисы, особенно белые – священные животные Инари, её вестники и слуги.

История одного бога: роман о Лисе Япония, Богиня, Колдовство, Лиса, Синтоизм, Длиннопост

В 18 веке в Токио начали чеканить особую монету для подношений в храм Инари. На ней изображались две лисы и самоцвет изобилия – символы богини.

В Японии есть целая деревня, посвящённая лисам. На особой территории на острове Хонсю обитает множество лис всех возможных цветов. Формально это контактный зоопарк, но главное сооружение в деревне – святилище. Угадайте чьё.

История одного бога: роман о Лисе Япония, Богиня, Колдовство, Лиса, Синтоизм, Длиннопост

А где лисы – там и колдовство.

Если ты хочешь стать японской ведьмой, тебе придётся отправиться в безлюдное место, приманить лисиц вкусной пищей и заключить с ними договор. Лиса, которая к тебе пришла, станет твоим цукимоно (одержащей штукой).

Цукимоно – гораздо больше, чем фамилиар европейской ведьмы. Он ближе к греческому паредросу – дух-союзник, источник магической силы. Это он по твоей воле приносит тебе богатство, лечит болезни и наказывает твоих врагов, вселившись в них.

Собственно, там, где мы говорим «ведьма», японцы говорят кицунэ-мочи (обладающая лисой).

И кому, спрашивается, ведьмы должны молиться об успехах в своём оккультном занятии?

Правильно, вопрос риторический.

Источник

Духовные практики Востока

1.8K поста1.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.