История о двух самолётах-братьях
На рубеже 1980-1990-х годов в нашей стране проходило множество интересных выставок. Большой интерес у публики вызывали авиационные выставки, из которых в итоге вырос знаменитый МАКС. На фото ниже - не Жуковский и даже не Тушино. Это Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе - лётное поле почти в самом центре Москвы. (фото К.Н. Руденко)
В августе 1989 года тут, на Ходынском поле, состоялась крупная выставка самолётов и вертолётов. Народ валом валил поглазеть на невиданную ранее секретную военную технику. (фото М. Пискунова)
Тогда город уже начал вытеснять «пузырь» аэродрома из своего плотного тела: на горизонте возводят дома Хорошёвского района Москвы. (фото М. Пискунова)
После выставки 1989 года на поле образовалась постоянная экспозиция авиационной техники, пополнившаяся гражданскими, спортивными и экспериментальными летательными аппаратами. В 1993 году она выступала одной из площадок первого МАКСа. (фото tomato)
Пришло время познакомиться с героями нашего сегодняшнего рассказа. Первый из них - ударный истребитель-бомбардировщик МиГ-23Б под номером 321-зелёный. (фото В. Савельев)
Второй - МиГ-27Д номер 51-красный. Почему я назвал самолёты «братьями»? Да потому, что модернизированная версия МиГ-23Б - МиГ-23МБ после принятия на вооружение получила обозначение МиГ-27. Оба самолёта появились на выставке примерно к августу 1991 года. (фото В. Савельев)
В 1990-е годы выставка на Ходынском поле значительно разрослась и насчитывала уже под сотню экспонатов. Тогда она вполне могла составить конкуренцию старейшему и крупнейшему музею авиации в стране. Правда, в отличие от Монино, эта выставка имела куда более выгодное местоположение. (фото AVIA)
Но с самого начала с выставкой было что-то не так. На фоне неразберихи в стране выставка всё никак не могла реорганизоваться в настоящий музей с нормальным руководством и подходом к сохранению экспонатов. (фото А. Себрант)
К концу 1990-х годов тут стало нормой валяющиеся на брюхе полуразобранные машины, по которым бесконтрольно ползают редкие посетители. (фото Litho)
Ситуация выглядит ещё более вопиющей, если учесть, что выставку буквально окружали авиационные КБ и заводы. В радиусе сотни метров находились ОКБ Сухого, Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, серийный завод МиГ. Некоторым КБ удалось вовремя эвакуировать часть экспонатов на свою территорию, и тем самым спасти их от разграбления.
Чтобы кому не положено не пробрался в кабину МиГ-23Б, на неё повесили навесной замочек. Это не помогло. (фото С. Рябцев)
«Зачем вскрывать замок, если можно разбить остекление фонаря?» - подумали мародёры, и просто уничтожили остекление МиГ-23Б. (фото Psycho)
МиГ-27 повезло ещё меньше: откидная часть фонаря исчезла в неизвестном направлении. За ним отправилось и оборудование кабины. (фото Tanuxa)
В грузоотсеке Ми-6 хранился один из фонарей самолёта семейства МиГ-23. Вероятно, он канул в лету вместе с вертолётом в 2012 году. Кто знает, может, так же ушёл и фонарь МиГ-27? (фото с urban3p.ru)
Финал настал в 2013 году. То, что осталось от техники, которую городские власти уже собирались пустить на цветной лом, забрал в свой музей техники Вадим Задорожный. (фото Л. Широнина)
Тут пути самолётов-братьев расходятся. 321-й уехал в Калужскую область, на окраину города Медынь. Переехал туда как есть, с бесполезным замочком на переплёте фонаря. (фото И. Колоколов)
К 2016 году МиГ-23Б собрали, прикрыли разбитое остекление чехлом. Но музей так и не открыли до сих пор. (фото С. Рябцев)
А вот 51-й сначала перебрался на основную музейную площадку Задорожного, в Архангельское. Отсутствующий фонарь также прикрыли брезентовым чехлом. (фото А. Вечернин)
Но в апреле 2018 года МиГ-27 вместе со своим соседом, 5-м опытным МиГ-29 (9.12), был передан (продан?) в другой частный музей - Музей военной и автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме. (фото Е. Лебедев)
Там он занял место на новой музейной территории, рядом с вывезенным из Жуковского Ту-16ЛЛ. Фонарь решили не восстанавливать, а просто зашили дыру в остеклении гибким прозрачным пластиком. Дёшево и просто. (фото Navigo)
Вскоре музейное руководство решило придать самолёту более жизнерадостный вид, о чём даже похвасталось в своём инстаграме.
Цветовое решение вызвало немало вопросов у любителей авиации. А спустя год выявилось низкое качество коричневой краски: она выгорела на солнце. (фото А. Катаев)
Тут некоторые могут возмутиться, что частные музеи техники уродуют экспонаты или держат их недоступными для публики вдалеке от крупных городов. Но в наших современных реалиях правильнее не возмущаться, а пропеть про себя:
«Подумаешь, разграбили кабину,
Подумаешь, раскрасили охрой,
Подумаешь, отправили в Калугу,
Скажи ещё спасибо, что живой!»