История Никитского ботанического сада.

После присоединения Крыма к России в 1783 г. полуостров стал активно заселяться переселенцами: греки, болгары, украинцы, молдаване, немецкие колонисты получали по царскому указу здесь земли. Мягкий климат и удивительно красивый ландшафт привлекли на Южный берег Крыма русское дворянство. Прекрасные дачи, дворцы и поместья требовали соответствующего оформления. Возникла насущная потребность в саженцах, посадочном материале, семенах южных культур; не хватало специалистов, знающих особенности южного земледелия. Частные ботанические сады графа Мордвинова, графа Потемкина не справлялись с нагрузкой.

История Никитского ботанического сада. Крым, Ялта, Никитский ботанический сад, Длиннопост

Идея создания казенного Ботанического сада на Южном берегу Крыма принадлежит большому любителю природы, энтузиасту южного края, военному губернатору Дюку де Ришелье. По его ходатайству, при активной поддержке графа Воронцова, главного инспектора по шелководству Бибирштейна и Таврического губернатора Бороздина 10 июня 1811 г., был подписан указ об учреждении в Крыму Казенного Императорского экономо-ботанического сада с ежегодным денежным содержанием в 10 тысяч рублей. Сумма, отпускаемая казной, была незначительной, если учесть, что на содержание частного ботанического Сада графа Разумовского в Горенках (под Москвой) ежегодно расходовалось 150 тысяч рублей.


Дюк де Ришелье, на которого были возложены обязанности по организации Сада, определил и место для его закладки. В 7-ми верстах от Ялты, южнее деревни Никиты, по названию которой он и получил наименование «Никитский». Ранее здесь жили греки, впоследствии выселившиеся в Мариуполь, а их одичалые многочисленные сады стали собственностью коллежского советника Н. Смирнова. Из выкупленных в 1807 г. у вдовы Н. Смирнова земель для Сада отводилось всего 375 десятин: 100 пригодных для возделывания, остальное — неудобья: скалистые склоны и овраги.

История Никитского ботанического сада. Крым, Ялта, Никитский ботанический сад, Длиннопост

Дюком де Ришелье была подобрана кандидатура на должность директора Сада. Известнейший в то время ученый-натуралист, помощник главного инспектора по шелководству юга России — Христиан Христианович Стевен. Швед по происхождению, он был русско-подданным. Родился в Финляндии, а образование получил в Санкт-Петербурге в медицинской академии по классу биологии. 1 марта 1812 г. Х. Стевен назначается директором Никитского сада. В июле 1812г. вместе с садовником из Москвы Конрадом Вальдом он прибыл на место. До наступления холодов занимались строительством и обустройством домов для себя и рабочих, подготовкой почвы.


В сентябре 1812 года, не взирая на трудности, Стевен с рабочими высаживает первые растения и семена. Вот почему сентябрь 1812 г. является по праву датой основания Никитского ботанического сада.


Благодаря продуманной программе развития и «огненному» темперамент Х. Стевена, его преданности цели и умению, уже на третьем году существования Никитский ботанический сад заявил о себе публикацией в «Северной почте» каталога предлагаемых к продаже растений. За 12 лет работы Стевеном были налажены связи с 40 учреждениями и частными лицами, присылавшими семена и саженцы из различных уголков Европы. При нем была создана библиотека и кабинет ботанических растений — прообраз музея.

История Никитского ботанического сада. Крым, Ялта, Никитский ботанический сад, Длиннопост

Преемником Х. Х. Стевена был Николай Андреевич фон Гартвис — капитан артиллерии из войск фельдмаршала Кутузова, юрист, который вышел в отставку, приобрел небольшое имение на территории современного Артека и занялся своим любимым делом садоводством. Интерес к новым культурам привел его в Сад. По рекомендации графа Воронцова в 1824 году Х. Стевен предложил Николаю Андреевичу пост главного садовника и он согласился. А с 1827 года — Гартвис Н. А., стал директором Никитского Сада на долгие 33 года.


При нём к Никитскому Саду было присоединено урочище Магарач, где были заложены опытные и маточные питомники итальянских, французских и испанских сортов винограда (более 400 сортов!). На этой базе в 1828 году открылось Магарачское училище виноделия и виноградарства. Коллекция дендрария выросла в 2 раза. Гартвис собрал великолепные образцы хвойных пород, роз и других цветочных культур. Проводил опыты с маслиной, чаем, табаком.


Отмечая выдающиеся заслуги первых директоров Сада, академик Вавилов Н. И. писал в 1940 г.: «С именами Стевена и Гартвиса связан замечательный период продуманной интродукции ценных сортов плодовых культур, винограда, декоративных растений, оказавших большое влияние не только на южное побережье, но и на другие районы европейской части страны».

История Никитского ботанического сада. Крым, Ялта, Никитский ботанический сад, Длиннопост

В ознаменование 100-летия Никитского ботанического сада в 1912–1914 годах заложили Приморский парк, в котором было высажено более 100 наиболее теплолюбивых, субтропических видов и форм растений. Вход в Нижний Парк был оформлен белой колоннадой в дорическом стиле.


Первым советским директором сада, по существу, является Феофил Клементьевич Калайда — 1922–1927 г.г. — бывший до этого более 30-ти лет главным садовником Сада. Еще до официального утверждения его директором, он в 1919 г., в связи с отсутствием директора Н. И. Кузнецова, исполнял его обязанности. В 1920–21 г.г., официально замещая директора, он фактически руководил Садом.


Главным образом, именно ему, его заместителю А. И. Паламарчуку и плодоводу Э. А. Альбрехту принадлежит заслуга сохранения коллекции Сада в тяжелейшие годы разрухи и голода. При нем, несмотря на огромные трудности, Сад претерпевает колоссальные изменения: растет земельная площадь, увеличивается научный коллектив, создаются новые отделы: генетики и селекции, энтомологии и фитопатологии, агрохимии и физиологии растений.

История Никитского ботанического сада. Крым, Ялта, Никитский ботанический сад, Длиннопост

В связи с общей реорганизацией научно-опытного дела в СССР и переходом Сада в качестве Южнобережного отделения во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) (1931 г.) начинается передача некоторых коллекций специализированным зональным опытным станциям, которые впоследствии становятся самостоятельными НИИ: Всесоюзный научно-исследовательский институт эфиромасличных культур; институт табака и махорки; известный «Магарач» — виноделия и виноградарства; опытная станция лекарственных ароматических растений. Организуется Симферопольское отделение, как база для продвижения изучаемых культур на север.


К 1940 г. в НБС было собрано около 2 тысяч сортов персиков, абрикосов, вишен, слив, алычи, миндаля, яблонь и других плодовых. В питомниках выращивались саженцы для хозяйств Крыма и юга страны, более 300 тысяч штук посадочного материала было передано в производство.


Годы Великой Отечественной войны явились тяжким испытанием для коллектива Сада. С первых же месяцев началась работа в помощь фронту. Лаборатории работали над изобретением и массовым производством воспламенителей для горючей смеси, применявшейся в противотанковых боях. Срочно изучали состав и действие лобелина, возможности его применения в борьбе с параличом дыхательных путей.


Позднее всё, что возможно, было эвакуировано на Кавказ (Ленкоранская опытная станция чая и субтропических культур).

История Никитского ботанического сада. Крым, Ялта, Никитский ботанический сад, Длиннопост

Оккупация Крыма немецкими фашистами нанесла коллекциям Сада колоссальный ущерб. По данным послевоенного учета в парках оказалось вырубленными или погибшими 3962 экземпляра растений (225 видов и разновидностей), среди которых были очень редкие экземпляры.


Ценнейший Гербарий, создававшийся в течение 130 лет трудами нескольких поколений отечественных ботаников, был вывезен (вместе со шкафами, где он хранился) в Германию по инициативе немецкого ботаника Генриха Вальтера, который был во время оккупации Крыма «шефом» Никитского Сада и вполне понимал его исключительную научную ценность.


К счастью, в 1945 году, по окончании войны, Гербарий все же был найден в Германии прямо на железнодорожных путях возле небольшого городка Бейгена, близ Берлина. Большая заслуга в его поисках и возвращении принадлежит директору Сада А. С. Коверге и хранителю Гербария — Симанской Лидии Анатольевне. Возвращение Гербария позволило продолжить издание «Флоры Крыма», начатой еще Е. Ф. Вульфом.

История Никитского ботанического сада. Крым, Ялта, Никитский ботанический сад, Длиннопост

С 1958 г. по 1977 г. директором Сада был Кочкин Михаил Андреевич, почвовед, доктор сельскохозяйственных наук. Занимался комплексной разработкой рационального использования природных условий в сельском хозяйстве, борьбой с водной эрозией почв.


При М. А. Кочкине происходит стремительный рост материальной базы Сада, расширение его площади, строительство и оборудование лабораторных корпусов (трехэтажный лабораторный корпус — 1960–1963г.г.; в 70-е годы высотное здание научных отделов) и жилых домов (поселок у Метеостанции), в 1975 году — Музей Сада. По его инициативе созданы Приморское отделение (пос. Партенит) декоративного цветоводства и карантинный питомник в Степном Крыму.


В 1973 году на территории Сада организуется заповедник «Мыс Мартьян» и на его базе — отдел охраны природы. Он занимает 120 га реликтового дубово-можевелового леса и 120 га акватории моря.

История Никитского ботанического сада. Крым, Ялта, Никитский ботанический сад, Длиннопост

Общая площадь земель, занимаемых всеми отделениями Сада составляет около 2000 га. Коллекция отдела дендрологии и декоративного садоводства сосредоточена в 4 парках.


http://jalita.com/big_yalta/nikita/nbc_history.shtml