История Мая Данцига и его пейзажа, который видел каждый минчанин

Если выбрать одного художника, чье творчество неразрывно связано с жизнью Минска, сразу вспоминаешь знаменитого Мая Данцига. Он, безусловно, создавал портреты и пейзажи, ездил за сюжетами в дальние путешествия, но хорошую часть своей творческой наследия посвятил родному и любимому Минску.


На его больших полотнах оживают Минские проспекты, улицы, Национальная библиотека (рядом с которой еще растут сады, а не бетонные высотки), площадь Победы. Однако, пожалуй, самое известное произведение мастера -  "Мой город древний, молодой" с видом на давнюю Немигу. В очередном подкасте искусствовед Екатерина Изофатова объясняет, почему эта картина уникальна, в чем ее достоинство и почему Данциг так любил писать городские сюжеты.

История Мая Данцига и его пейзажа, который видел каждый минчанин Республика Беларусь, Минск, Художник, Картина, Onliner by, Повтор, Длиннопост

Что такое суровый стиль и зачем он был Данцигу?

Сегодняшний разговор посвящен народному художнику Беларуси Маю Вольфовичу Данцигу. Его творчество действительно стало яркой страницей и заметным явлением в живописи. Экспрессивные, масштабные, многофигурные композиции (а он мастер преимущественно больших форматов для музейных представлений), портреты заметных деятелей — все это характеризует эпоху и вызывает неизменный интерес у любителей искусства. Но, наверное, для широкого круга зрителей без Данцига невозможно себе представить художественный образ Минска второй половины прошлого века. Я уверена, что жители столицы хорошо себе представляют его работу "Мой город древний, молодой", которая является музейной визиткой художника и украшает постоянную экспозицию Национального художественного музея.


Знаменитый Данциг не только потому, что создал художественный портрет города. Он принадлежит тому поколению художников-шестидесятников, которые формировали искренний и истинный взгляд на события Великой Отечественной войны, которые лично знали, что это такое. Кто как фронтовик, а кто как ребенок. Собственно тема войны поворачивала искусство в 1960-х от штампов соцреализма до реализма. Это был период хрущевской оттепели, который вывел в авангард искусство еще совсем молодых художников, основателей так называемого сурового стиля. Это было действительно интересное время. Оттепель - она двоякая, и если охарактеризовать ее двумя словами, это будет период травмы и восстановления. С одной стороны, оттепель - это новый рассказ о войне: истинный, жестокий, трагический и страшный, а с другой — время невероятного подъема, ощущение радости, беспечности и легкости.

История Мая Данцига и его пейзажа, который видел каждый минчанин Республика Беларусь, Минск, Художник, Картина, Onliner by, Повтор, Длиннопост
«Минск. Площадь Победы» 1972

Перед советским зрителем приоткрывают и западноевропейское искусство, ведь во второй половине 1950-х происходила интервенция зарубежного искусства в Москве. Проходит много выставок, проходит Международный фестиваль молодежи 1957 года, куда привозят американских абстрактных экспрессионистов. Это, разумеется, не означает, что абстракция и другие запрещенные художественные явления присутствуют на художественной сцене, однако у художников появляется возможность говорить совсем по-другому, со второй интонацией. Это был феноменальный расцвет искусства, который освободил творческий потенциал. Великолепный взрыв в кино, искусстве не мог произойти без изменений в общественной жизни. Оттепель - это время, когда Советский Союз, закрытая страна, начал приоткрываться миру и в Москве начали появляться иностранцы из разных уголков мира. Это время, когда показывают драгоценности Дрезденской галереи, когда открывается музей икон. Все время что-то открывалось. Сошел снег, и появилась новая советская культура.


В противовес пафосным работам, сделанным по официальным канонам, художники стремились изобразить жизнь своих современников без прикрас. Оказалось, что не бывает румяных рабочих. Они на самом деле грязные, усталые, а толпа — серая и бледная. И было бы неправдой писать иначе. Это грубая неподкрашенная действительность, без лжи. Вот он суровый стиль. И среди его основателей в белорусском искусстве вместе с Михаилом Савицким, Виктором Громыко, Леонидом Щемелевым был, безусловно, Май Данциг.

Художник, передавший дыхание нашей столицы

Важной темой в творчестве Данцига стал образ города. И это понятно, ведь 1960-е - это время крупного строительства: возникали новые города, люди массово переселялись из коммуналок в отдельные квартиры. Город заявляет о себе как публичное пространство, в котором ты реализовываешь себя, читаешь стихи, танцуешь. И город становится одним из героев в тот период. А у каждого большого города, безусловно, есть свой художник. И для Минска мастером, сумевшим передать дыхание столицы, широкие перспективы, панорамы, ритмичный характер городской жизни, стал Май Данциг. Он словно исследователь обошел весь город. Коллеги шутили, что сказать что-то новое и оригинальное о Минске после Данцига почти невозможно.


Откуда такой пиетет до Минска? Возможно, это обусловлено тем, что художник — коренной минчанин. А возможно, и тем, что город ежедневно меняет свой вид, и Данциг стремился изобразить каждый мотив, который может исчезнуть. И именно в таком русле видится монументальный городской пейзаж»Мой город древний, молодой". Это не только яркий, красочный портрет города. Это художественный документ эпохи, отражающий дух времени.

История Мая Данцига и его пейзажа, который видел каждый минчанин Республика Беларусь, Минск, Художник, Картина, Onliner by, Повтор, Длиннопост
"Минск древний, молодой" (1972)

Вид на Минск на этой картине открывается с высокого холма. Данциг стремился показать город со всех сторон, пытался передать движение и динамику городской жизни. Этот кинематографический эффект был достигнут при опасности для жизни. "Туда нельзя!"- кричали строители отважному художнику, который вскарабкался на самых верх стройки Белпромпроекта, чтобы увидеть представленную на полотне грандиозную панораму Минска. Впечатления от увиденного и стали основой картины. Художнику было свойственно рисовать свой город с самых необычных мест, которые недостижимы для обычного пешехода. Имеются в виду высотные здания и крыши домов. Именно оттуда, по мнению Данцига, открываются потрясающие виды на магистрали и улицы, ритм жизни большого города.

На картине "Мой город древний, молодой" изображен исторический центр Минска

Композиция этого полотнища включает почти весь исторический центр города. Это и здание театра оперы и балета, и Верхний город с доминантой собора Сошествия Святого Духа, и улица Коммунистическая с телебашней, и объекты, которые еще только строятся. Перед нами предстает динамичный, энергичный Минск, и художник одновременно якобы затягивает нас в прошлое, в современное и в будущее. Художник стремится показать развитие образа во времени и в пространстве, в многослойности исторических слоев. Например, картина Данцига показывает облик архитектурной постройки, которая не сохранилась до наших времен. Имеется в виду старинная холодная синагога, находившаяся на улице Школьной в начале Немиги. Согласно архивным источникам, это здание было возведено еще в конце XVI века. Но в середине 1960 - х в связи с реконструкцией города синагогу снесли, и Данциг писал ее по памяти, так как сама картина датируется 1972 годом. Художник вспоминал, что сильные стены здания восхищали его в юности и напоминали ему средневековую крепость.


Многие архитектурные здания, которые можно увидеть на этой картине, также уже изменили свои очертания. Например, кафедральный собор сегодня тоже выглядит немного иначе. На его фасаде в середине 1990-х появилась мозаика с изображением Богородицы, которая издавна была покровительницей Минска. Поэтому неслучайно образ Девы Марии показан на гербе нашей столицы.

Не удивляйтесь, если увидите в произведении актера Юрия Соломина

Документальность в картине передается и с помощью специфического пластического эксперимента. Так, на месте современного метро можно увидеть рекламные плакаты, на которых прописанные краской детали соседствуют с неживописными элементами-афишами, фотопортретами известных актеров. Если присмотреться, можно увидеть фото Юрия Соломина, спортсменов. Все это вырезано из тогдашних газет, журналов и наклеено на крашеный слой. Соединение живописи с фото создает иллюзию полной точности и позволяет художнику сделать образ более острым и правдивым. И это использование коллажа стало характерной особенностью многих трудов Данцига. В картине "Мой Минск", написанной в 1967 году, также можно заметить использование этого метода.


Мы видим большой город, который восстанавливается, большое количество строительной техники: краны, самосвалы, перевозящие блоки панельных домов и песок. Это поэтический образ современности, новой жизни. И, несмотря на то, что Минск показан далеко не в летний или вечерний день, мы ощущаем его радостное звучание, которое художник позволяет нам почувствовать с помощью так называемых витаминов. Он сам использовал этот термин, говоря: "Не бойтесь витаминов — ярких и сочных красок". Красный создает праздничное настроение, синий передает ощущение стремительности движений, а белый заполняет пространство воздухом. Даже машины Данциг раскрашивает в яркие цвета. Получаются детские машинки, хотя есть документальные подтверждения того, что подобные на самом деле были. В 1957 году на фестивале молодежи в Москве кто-то приказал покрасить крокодилово-зеленые московские самосвалы в желтый и розовый цвета. Возможно, Данциг, будучи студентом в Москве, подобное заметил.

Картина, которую чиновники едва не сняли с выставки

Тема настоящего, образ нового человека, строящего свое будущее, свой город, — это знаковая тема для творчества Данцига и художников-шестидесятников. Главными героями в искусстве, кино и литературе становятся молодые ученые, студенты, рабочие. И связано это было с приходом нового поколения — детей войны. Они не считали для себя приемлемыми стереотипы 1940-х. Интерес к истине заставил их обратиться к натуре, повседневности. Это становится темой их творчества. И Данциг - это действительно тот художник, который изображал свое время.

История Мая Данцига и его пейзажа, который видел каждый минчанин Республика Беларусь, Минск, Художник, Картина, Onliner by, Повтор, Длиннопост
"Новоселы" (1962)

Из 36 картин мастера, хранящихся в Национальном художественном музее, есть одна, которая особым образом завораживает любителей искусства. Это "Новоселы", написанные в 1962 году. Скорее всего, супруги, одинокие чемоданы и безграничное пространство покрашенного пола — это все, что понадобилось художнику для создания простой формулы внезапного счастья. Картину Данциг написал в разгар реформ оттепели. На самом деле рассказ о счастливых новоселах был популярной темой в послевоенном искусстве. Достаточно вспомнить известные и любимые киноленты "Весна на Заречной улице" Марлена Хуциева, "Девчата" Юрия Чулюкина и уже поздние  "Покровские ворота" Михаила Казакова. Это счастливое обретение советским человеком своего дома отразило и изобразительное искусство. В этом направлении довольно много работали Юрий Пименов, Александр Лактионов и другие. Эти произведения были данью своему времени, ведь государство поставило задачу покончить с нехваткой жилья, и искусство начало отражать этот процесс ускоренной урбанизации.


Однако молодой художник, только окончивший институт Сурикова, нашел свое воплощение этой темы. Он отказался от многочисленных подробностей, характерных для сентиментальной живописи 1950-х, от фикусов, шкафов, книжных полок в пользу простой для решения композиции без прикрас. В совершенно новой квартире на покрашенном полу сидит молодая пара. Нет стола, стульев — только голые стены. Компанию супругам создают чемоданы, находящиеся во втором уголке. И никакого мелкого описания - только пустое пространство с двумя человеками.


За этой внешней простотой полотнища, обладающей свойствами кинокадра, зритель может додумать то, что, возможно, произойдет в следующее мгновение: усталые шаги по лестнице после работы, звук молотка и дрели, звон бокалов по поводу новоселья, смех и плач детей. Слышна вся радуга бытия. Впереди жизнь, молодость и любовь.


Данциг как художник-монументалист, рассчитывая на музейное представление, выбирает для этой обычной бытовой сцены необычную и остросоциальную композицию. Он помещает героев не в центре полотна, а в правом верхнем углу, пол при этом занимает всю центральную часть произведения. Доминирует интенсивный красный цвет, почти ослепительные белила, положенные мастихином, пятна желтого добавляют звонкий и эмоциональный колорит.


Но надо отметить, что за этот минимализм Данциг чуть не поплатился. Его обвинили в клевете на советскую действительность. Где вы видели босых людей, у которых нет никаких вещей? Работу даже хотел снять выставочный комитет, однако Данциг, как решительный и экспрессивный человек, на своих плечах занес эту работу, которая размером два на два метра, и отшлифовал композицию как требовала комиссия - дописал лакированные женские туфельки. На следующий день полотно прошло цензуру. Правда, после он обувь закрасил, чтобы вернуться к первоначальному варианту.
История Мая Данцига и его пейзажа, который видел каждый минчанин Республика Беларусь, Минск, Художник, Картина, Onliner by, Повтор, Длиннопост
"Мой Минск" (1967)

О картине опубликовали довольно хорошую рецензию в журнале «Творчество», и полотно «Новоселы» на многие годы стало творческой удачей художника. Оно экспонировалось на Всесоюзной художественной выставке сразу после создания, и на творческом пути Данцига это был еще один уверенный и правдивый рассказ об эпохе и людях. А задумка родилась как синтез впечатлений от поездки на целину и Соколовско-Сарбайский рудный комбинат в Казахстане. Подобные творческие выезды были довольно популярными среди художников, и результатом этой поездки стала также картина «в заводской столовой», показанная на республиканской выставке.


Были и творческие поездки в Солигорск, после чего Данциг создал серию, посвященную этому городу. Речь о поэтических новеллах, в которых отобразились характерные для того времени устремления в будущее. Можно сказать, что Данциг был художником, который изобразил свое время, причем с точки зрения как сюжетов, так и нового подхода к осмыслению художественной формы. Это художник сурового стиля, в котором есть грубый рисунок, упрощенные лица. Вместе с тем Данциг — художник бешеного темперамента. Его произведения - яркие песни с нервной ритмикой и волнением. Суровый стиль мастера очень артистичен, и в нем чувствуется не только трагедия, переживания, но и то, что Минск выжил после войны. Писать войну можно по-разному-например, констатировать смерть и разрушения. Однако в тоже время художник сумел показать весну несгибаемого города. Сумел декларировать жизнь и движение в своем творчестве.

История Мая Данцига и его пейзажа, который видел каждый минчанин Республика Беларусь, Минск, Художник, Картина, Onliner by, Повтор, Длиннопост
«Гудит земля Солигорская (Вечерняя смена)». 1960 г

Onliner.by. Пашпарт грамадзяніна

Беларусь

4.3K постов4.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Подчиняется общим правилам сайта pikabu.ru;

Запрещены (наказываются, вплоть до временного бана внутри сообщества):

- ксенофобия, токсичность, провокации, расизм и шовинизм, экстремизм или подстрекательство к нему; 

- рекламные посты;

Если вы заметили какое-либо нарушение, пожалуйста, напишите об этом @admoders.