История Блаватника: путь от банкротства до $20 млрд

LyondellBasell - крупнейший в мире производитель полипропилена и высших полиолефинов, а также ведущий поставщик полиэтилена и катализаторов. Компания расположена в Нидерландах, но основной бизнес сконцентрирован в США. Химический концерн находится под контролем американской Access Industries, созданной в 1986 году бизнесменом советского происхождения Леонардом Блаватником. Компания владеет активами в нефтяной, алюминиевой, угольной и телекоммуникационной отраслях.

История Блаватника: путь от банкротства до $20 млрд Бизнес, Банкротство, Кризис, Финансы, Деньги, Длиннопост, Блаватник, Компания

Краткая история компании


LyondellBasell Industries NV основана в 2007 году в результате поглощения нидерландской компанией Basell Polyolefins американской химической компании Lyondell Chemical.


В свое время Lyondell Chemical была третьей по объёму производства нефтехимической компанией в США, выпускала этилен, полиэтилен, стирол, пропилен и т. д.


В июле 2007 года было объявлено о том, что подконтрольная американскому бизнесмену советского происхождения Леонарду Блаватнику нидерландская компания Basell, крупнейший в мире производитель полипропилена и полиолефинов, договорилась о покупке американской Lyondell Chemical за $12,66 млрд., что составляло на тот момент примерно 20%-ную премию к рыночной цене акций американской компании. В итоге LyondellBasell оказалась обременена огромными долгами.


Краткая биография Блаватника


Уроженец Украины, выросший в России и эмигрировавший в США в 1978 году в 21-летнем возрасте, Блаватник получил степень MBA в Гарварде, а первый капитал сколотил на совместных проектах в нефтянке и алюминиевой промышленности с бывшим сокурсником Виктором Вексельбергом 4. Его крупнейшими активами в России были доля в нефтегазовой ТНК-BP, купленной «Роснефтью» почти за $55 млрд, и СУАЛе, позднее ставшем частью «Русала» Олега Дерипаски. Нефтехимия для миллиардера - первая большая ставка, не связанная с российскими партнерами и рынком. В 2005 году он купил обремененную $4 млрд долга Basell за $1,1 млрд. Потом - пытался, но не смог приобрести ряд других химических компаний, включая известную Huntsman International.


Техасская Lyondell обратила на себя внимание Блаватника в 2007 году. Компания находилась не в лучшем финансовом состоянии, но имела качественное портфолио активов (производство пластмасс + нефтеперерабатывающие предприятия) и хорошие перспективы. Начал инвестор с покупки 8% акций. Но уже в июле 2007 года он объявил о намерении приобрести контроль в Lyondell по цене $48 за бумагу, с 45-процентной премией к рынку.

История Блаватника: путь от банкротства до $20 млрд Бизнес, Банкротство, Кризис, Финансы, Деньги, Длиннопост, Блаватник, Компания

Неудачное время для покупки и последовавшее банкротство


В декабре 2007 года Basell купила Lyondell за $20 млрд с учетом долга. Образовавшаяся компания стала третьим по объему независимым игроком на рынке нефтехимии. Но время для сделки было выбрано максимально неудачно. Спустя несколько месяцев разразился глобальный кризис - и все надежды инвестора Леонарда Блаватника на синергию активов оказались похоронены. С долговой нагрузкой выше $20 млрд LyondellBasell быстро пошла ко дну вместе с остальной экономикой. Поток заказов от контрагентов практически иссяк, на НПЗ компании в Хьюстоне в результате ЧП погибли четверо рабочих, а ураган Айк вывел из строя несколько предприятий в Техасе. К концу 2008 года штат LyondellBasell сократился почти на 2500 человек, или 15%. В начале 2009-го Блаватник решился на процедуру банкротства. Для него этот шаг был унизительным. «Просьба о финансовом оздоровлении компании - опыт, который бы мне не хотелось повторять никогда. Это был по-настоящему мрачный эпизод», - признавался миллиардер. Банкротство LyondellBasell стало для него крупнейшим провалом за всю карьеру инвестора. О том, во что обошелся этот провал, в судах по сей день спорят кредиторы компании. Блаватник потерял не менее $1,2 млрд собственных средств. Но не потерял веры в проект - он был убежден, что LyondellBasell просто попала в максимально неблагоприятные обстоятельства и способна превратиться в стабильно прибыльное предприятие.


Банкротство размыло долю миллиардера в LyondellBasell, но он восстановил позиции через частные сделки и внебиржевые площадки, где торгуются акции компании. В совет директоров Блаватник делегировал своего нового ключевого советника Стивена Купера, который в должности гендиректора провел через финансовое оздоровление корпорацию Enron (сегодня Купер перебрался в кресло руководителя Warner Music).


В суде по делам о банкротстве LyondellBasell раскрыла главные причины своего плачевного состояния: неудачные контракты и нерентабельные активы, включая закрытые НПЗ в Техасе и Германии. По итогам арбитража задолженность компании упала до $2,5 млрд, а ежегодные выплаты кредиторам снизились на $1,7 млрд. Во главе, обновленной LyondellBasell встал экс-гендиректор Chevron Phillips Chemical Джим Гэллогли.


В 2010 году LyondellBasell завершила процедуру банкротства. Компания получила оценку $15 млрд. И приготовилась взлететь.

История Блаватника: путь от банкротства до $20 млрд Бизнес, Банкротство, Кризис, Финансы, Деньги, Длиннопост, Блаватник, Компания

Стремительный взлет


Революция, которая вдохнула новую жизнь в LyondellBasell и принесла миллиарды Блаватнику, зародилась в тонких разломах сланцевых пород, наполненных нефтью и газом. За последнее десятилетие в США случился настоящий прорыв в технологиях бурения и добычи сланцевых углеводородов. Метод гидроразрыва пласта и горизонтальное бурение позволили индустрии совершить стремительный скачок в развитии по всем Штатам. Страна в одночасье превратилась в одного из крупнейших мировых производителей дешевых энергоресурсов. Эта динамика послужила катализатором возрождения десятков смежных отраслей, но ни одна не могла похвастать теми же результатами, что химическая. А LyondellBasell, в свою очередь, стала одним из главных выгодополучателей сланцевого бума уже внутри отрасли.


Голландско-американская компания - ведущий мировой производитель этилена, сырья для самой распространенной на планете пластмассы - полиэтилена. Этот материал используется в производстве бесконечного множества вещей, от упаковки продуктов до мусорных пакетов и строительных касок. У LyondellBasell есть шесть этиленовых производств на территории США и четыре - в Европе. Этилен и его производные - фундамент бизнеса компании, именно они приносят большую часть выручки.


Сырье для этилена - этан, выделяемый из природного газа, и лигроин, продукт переработки неочищенной нефти. Поскольку с 2007 года сланцевые залежи газа обнаруживаются на территории чуть ли не каждого штата США, к 2012-му цена на этан обрушилась с 90 до 30 центов за галлон. Это дало американским нефтехимическим компаниям гигантское преимущество перед конкурентами из Европы и Азии, привязанными к глобальной нефтяной конъюнктуре. LyondellBasell не преминула воспользоваться образовавшимся зазором, оперативно набрав обороты и выстроив суперприбыльную бизнес-модель.


Компания во всеоружии встретила начало сланцевой эры. На Среднем Западе у LyondellBasell вот уже несколько десятилетий как сохранялись практически монопольные позиции в переработке углеводородов - благодаря заводам в Клинтоне, Айове и Моррисе. Причем предприятия располагались в непосредственной близости от развитой инфраструктуры - газопроводов и хаба в Канзасе, «родине» самого дешевого этана в Америке. Заводы своевременно внедрили «сланцевые» инновации - и прибыль с каждого фунта продукции взлетела до 32 центов, в то время как европейские конкуренты едва сводили концы с концами. «Никто не мог в полной мере предвидеть эффекта сланцевой революции, - говорит Блаватник. - Но у Джима были понимание отрасли и опыт работы в ConocoPhillips, которые, думаю, помогли ему».


61-летний Гэллогли, уроженец канадского острова Ньюфаундлэнд и юрист по образованию, в сжатые сроки добился снижения затрат на $1 млрд в год и правильно оценил перспективы сланцевого бума - очень скоро американские производственные площадки компании на 90% обеспечивались дешевым сырьем.


Стратегия Гэллогли полностью оправдала себя. Вместо наращивания расходов и инвестиций в строительство новых заводов, гендиректор сосредоточил все ресурсы на повышении эффективности существующих американских предприятий. LyondellBasell экономила не только деньги - главным активом на быстрорастущем рынке оказалось время, которое компания, в отличие конкурентов, не тратила на согласования с регуляторами и возведение сложных инженерных объектов, а «ковала железо». Если у других игроков уходило по шесть лет на строительство нового завода, то реконструкция по плану Гэллогли занимала всего два года.


В совокупности капитальные затраты компании за три года правления Гэллогли достигли $3,7 млрд. В $510 млн обошлась модернизация установки крекинга на заводе в техасском Лапорте. Проект, который на 800 млн фунтов этилена увеличит производственную мощность предприятия, должен быть реализован до конца 2014 года. $200 млн потрачено на те же цели на заводе в техасском Чэннелвью. Всего $30 млн затрат обернулись ростом производительности НПЗ штатов Среднего Запада на 100 млн фунтов этилена и полиэтилена. LyondellBasell, убыточная еще в 2009 году, в 2013-м отчиталась о $3,9 млрд чистой прибыли при выручке $44 млрд. А доля Гэллогли выросла в цене до $380 млн. А Леонард Блаватник становится самым богатым жителем Великобритании в 2015 году. Его состояние оценивается в £13,17 млрд ($20 млрд).