Исторические воззрения Виссариона Белинского

Исторические воззрения Виссариона Белинского Виссарион Белинский, Революционеры, Революция, Социализм, Социалисты, Книги, Российская Империя, Искусство, Длиннопост

Отсканировал книгу «Исторические взгляды В.Г. Белинского», 1953 г., В.Е. Иллерицкий.


Скачать ее можно со страницы группы Вконтакте или с торрента (rutracker запрещен, поэтому дать здесь ссылку прямо на него нельзя).


Чем интересен Белинский?


Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) - выдающийся представитель русской материалистической философии, великий революционер-демократ, основоположник революционно-демократической эстетики, гениальный литературный критик.


Революционно-демократическое, материалистическое воззрение Белинского сложилось под влиянием нараставшей борьбы крестьянства против помещиков и царизма. В 30-40-х годах XIX в. вся идейно-политическая борьба в России была сосредоточена вокруг вопроса о крепостном праве. В 30-х годах Белинский был просветителем, врагом крепостничества, но не пришел еще к революционным выводам. С начала 40-х годов Белинский прочно стал на позиции революционного демократизма и возглавил идейную борьбу против крепостничества, за революционное освобождение угнетенного крестьянства. Хотя он еще не выдвинул в прямой форме лозунга крестьянской революции, как это сделали позже Чернышевский и его соратники, но по сути дела он уже приходил к выводу о том, что только народная революция способна смести с лица земли крепостническое рабство и освободить трудящийся народ. Белинский подверг беспощадной критике все три "оплота" помещичьей России - крепостное право, самодержавие, церковь. Знаменитое письмо Гоголю, бывшее вплоть до 1905 г. под запретом, - прекраснейшее свидетельство революционного демократизма Белинского.


В развитии своих философских взглядов Белинский прошел сложный путь. В первый период формирования мировоззрения, продолжавшийся примерно до конца 30-х годов, Белинский стоял на позициях философского идеализма. Однако он вскоре порвал с идеализмом. Он не мог примириться с философией, воздвигавшей преграду между мыслью и практикой, между теорией и жизнью. В начале 40-х годов в ходе борьбы против русской и западноевропейской реакционной идеологии совершается переход Белинского от идеализма к материализму. Он утверждает, что сознание человека, его идеи зависят от материальной внешней среды, что "самые отвлеченные умственные представления всё-таки суть не иное что, как результат деятельности мозговых органов, которым присущи известные способности и качества". Белинский высмеивает мистиков и сторонников "туманной философии" немецкого идеализма, которые, живя вечно в абстракциях, считают ниже своего достоинства изучать природу и человеческий организм. Ведя борьбу против агностицизма и скептицизма, он стремится укрепить в людях уверенность в возможности истинного познания мира. Переход Белинского на позиции материализма позволяет ему развить и более глубоко обосновать свой диалектический взгляд на мир. Развитие никогда и ни на чем остановиться не может. Развитие в природе и обществе обусловлено борьбой внутренних противоречий, заключенных в сущности явлений, оно совершается посредством разрушения старого и созидания нового. "Все живое, - пишет он, - есть результат борьбы; все, что является и утверждается без борьбы, все то мертво".


Белинский исходил из классового характера общества. Он писал, что "у каждого нашего сословия все своё, особенное, - и платье, и манеры, и образ жизни, и обычаи... Так велико разъединение, царствующее... представителями разных классов одного и того же общества!".


Материализм Белинского не свободен от элементов антропологизма; он нередко говорит о человеке вообще, выводя из физиологии человека его умственную деятельность и нравственные качества. Источник общественного прогресса, движения вперед, так же как и источник всякой косности и неподвижности, он видит в человеческой природе, а борьбу нового со старым изображает как борьбу разума с предрассудками.


В социологических воззрениях Белинского одно из центральных мест занимает идея исторической закономерности. По мнению Белинского, смена одной исторической эпохи другой, переход от одной системы общественных отношений к другой отнюдь не носит случайного характера и не совершается по капризу правителей и законодателей; этот переход совершается в силу исторической необходимости, законосообразности. Однако научно обосновать идею исторической закономерности, привести её в соответствие с реальным ходом истории Белинский не мог: мешало его в основном идеалистическое понимание истории общества. Он не видел, что коренной и определяющей причиной борьбы классов, борьбы нового со старым является прежде всего способ производства материальных благ.


Власть, полагал Белинский, должна революционным путем перейти в руки всей массы трудящихся. Если, говорил он, народные массы пока еще не решают судьбы общества, то будущие судьбы общества зависят от них: "...когда масса спит, делайте, что хотите, всё будет по-вашему"; но когда она проснётся, тогда вопрос об освобождении крестьян "решится сам собою, другим образом, в 1000 раз более неприятным для русского дворянства. Крестьяне сильно возбуждены, спят и видят освобождение".


Белинский - родоначальник революционно-демократической эстетики и критики. Он дал материалистическое определение сущности искусства. Искусство есть воспроизведение действительности, это повторённый, как бы вновь созданный мир. Белинскому принадлежит глубокое теоретическое обоснование художественного реализма. Он боролся за признание высокой общественной роли искусства и осуждал созерцательное отношение искусства к действительности. Подлинным искусством Белинский считал лишь глубоко идейное искусство, которое дает людям верное направление в жизни, борется против социального угнетения. Настоящее искусство не отворачивается от народа, а живет его жизнью, побуждает его к борьбе против угнетателей, зовёт народ вперёд.


Труды Виссариона Григорьевича Белинского актуальны по сей день.

Исторические воззрения Виссариона Белинского Виссарион Белинский, Революционеры, Революция, Социализм, Социалисты, Книги, Российская Империя, Искусство, Длиннопост
Исторические воззрения Виссариона Белинского Виссарион Белинский, Революционеры, Революция, Социализм, Социалисты, Книги, Российская Империя, Искусство, Длиннопост