Игра Сахкко

Игра из разряда боевых гонок под названием «сáхкко» («sáhkku») бытовала у саамов (лопарей), живущих в приморских районах Северной Норвегии, Финляндии и России. Принадлежит к тому же семейству, что и скандинавская дальдоза. Происхождение сахкко неясно, единственное, что можно сказать уверенно: эта игра создана не лапландцами.

Подобно дальдозе в Норвегии и Дании, сахкко главным образом была известна только на узкой полосе арктического прибрежья – от северного Тромсё на западе до Кольского полуострова на востоке, среди саамских рыболовов. Есть предположение, что именно викинги занесли эту игру к саамам.

Игра была довольно популярна в конце средневековья, однако в результате религиозного давления (наличие в игре центральной фигурки влиятельной потусторонней силы - «божества», которую лютеранские священники считали идолом, называя сахко Игрой дьявола), и давления официальной политики норвегизации, сахкко начала выходить из употребления в саамских общинах, и практически исчезла к началу XIX века.

Сахкко, подобно древнеегипетской игре Сенет, был, не развлекательной, а ритуальной игрой.

С её помощью, вполне вероятно, решались некие дилеммы и споры в языческом обществе.

Процесс игры в сахкко, это, своего рода, диалог с божеством.

Игровые фишки назывались «мужчины» и «женщины», а центральная - символизировала некие высшие силы.

Игра Сахкко Хнефатафл, Настольные игры, Игры, Длиннопост, Скандинавия

То есть здесь сам посыл игры изначально был направлен на решение вопроса полярных сил или мнений (мужчин и женщин), и суть ее заключалась в переманивании на свою сторону божества, который благодаря своему могуществу «жить» на доске не по правилам людей, с их ограничениями, определял за кем правда.

Получается, в общинных спорах игра помогала доказать при помощи Бога свою правоту. Как в средневековье поединок чести.

С приходом христианства «божество» понизили в ранге до короля, а мужчины и женщины превратились в противоборствующие кланы (воинов), чья цель переманить короля на свою сторону в войне за влияние. Сакральный посыл игры сменился политическим. И игра из ритуальной стала тактической.

Многое, на мой взгляд, потеряв при этом.

Культурное возрождение саамов начало набирать обороты в 1970-х и 1980-х годах, и в этот период были изготовлены некоторые копии старых игровых наборов сахкку.

Игра Сахкко Хнефатафл, Настольные игры, Игры, Длиннопост, Скандинавия

С большим трудом энтузиасты из Норвегии, Финляндии, Лапландии и России восстановили правила игры только в наши дни. Самый крупный вклад в дело возрождения этой старинной игры внёс в 1999 году Петер Михаэльсен, обратив внимание на сходство между лапландской сахко и скандинавской дальдозой.

На рубеже тысячелетий исследователи вновь начали интересоваться этой игрой и её историей. Появилось несколько статей на английском и французском языках. Интернет также помогает популяризировать игру. Сейчас уже можно найти на различных хендмейд-площадках работы частных мастеров вариации Сахкко (в том числе и наша), однако игра до сих пор не получила широкого распространения на рынке.

Игра Сахкко Хнефатафл, Настольные игры, Игры, Длиннопост, Скандинавия

Мы же заинтересовались этой игрой и решили возродить её в мир. С правилами правда пришлось очень заморочится, но мы их сделали и разобрались в них.)))ждём вас в нашей группе https://vk.com/jscriptory

Настольные игры

3.1K поста11K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Основное и единственное правило для постов: здесь обсуждаются только хардовые настолки, компоненты которых можно пощупать руками. Никаких компьютерных, планшетных, и прочих электронных игр.