И снова о расизме

США. Сначала жила в маленьком университетском городке (50,000 жителей, из них половина - студенты), где чернокожих людей практически не было, а из тех что были, почти все были или иностранными студентами, или иностранными профессорами в университете. «Коренных» афроамериканцев было вообще мало, и практически все были причастны к университету, так что были образованы, говорили без «йо, бич», не ходили в штанах спущенных до колен, и т.д. С одним я даже долгое время встречалась.

Всегда считала себя ярой анти-расисткой и думала что всякие стереотипы в фильмах это именно стереотипы, и что действительно чернокожих всячески притесняют (где и как именно, не задумывалась, просто в голове были остатки советского образования и некоторая пропаганда из ТВ). Пока однажды не поехала в гости к парню, который родом был из Южной части Чикаго. Вот тут-то я впервые со всеми стереотипами и встретилась вживую. Любой фильм возьмите где гетто показывают, вот так и было. Тот же «Брат 2», как раз действие в Чикаго. Проститутки и сутенёры по углам, торговля наркотой, везде характерная речь на повышенных тонах, вокруг всё в граффити, дома с решётками на окнах или вообще досками забитые... Причём мать парня жила в «хорошей» части этого района, как и он всю жизнь. Жили они в своём доме, вокруг много таких же (как бы спальный район), а буквально за пару кварталов от их дома был полный капец описанный ранее. Их улица ничем особо не отличалась от обычной «белой» улицы, к каким я привыкла, кроме того как во дворах совершенно не было никаких украшений и цацек (например, качели на дереве, горшки или клумбы с цветами, садовые гномики, всякие детские велосипеды-самокаты и т.д.). Как мне объяснили, всё к чему легко приделать ноги, сразу же исчезало, поэтому никто ничего на улице не оставлял. На окнах были решётки, на дверях куча засовов, сигнализация включалась даже когда все были дома. Но они там всю жизнь прожили, для них это была норма. Для меня же это было самым настоящим культурным шоком после жизни в маленьком городе где и машины закрывать особо не было необходимости.

Один раз ездили в гости к его родственникам на День Благодарения, когда вся семья собирается на праздничный обед и все притаскивают кучу вкусностей. Родственники жили в том же районе. Мы привезли несколько блюд. Разгруз происходил так: открыть багажник,  взять по блюду, закрыть багажник, поставить машину на сигнализацию, отнести блюда в дом (остановились прям напротив дома). Потом опять. Мысль от том, что кто-то может украсть из твоего открытого багажника еду за пару минут мне бы и в голову не пришла. А там было в порядке вещей.

Причём это не был какой-то нищий район где слоняются толпы голодающих бездомных. Бездомных как раз там не видела вообще (мне сказали что все бездомные уходят просить милостыню в белые районы, т.к. в своём районе их просто посылают). Обычный рабочий район. Просто там было «так принято».

У нас с парнем были длительные беседы на эту тему. Почему так. Почему он по стипендии пошёл в университет, причём учился средне, но тем не менее, стипендию получил т.к. кандидатов на определённые стипендии для «inner city schools» было мало, а большая часть его школьных друзей и просто соседей или торгует наркотой, или ворует, или сидит, или были убиты во время разборок. Или уже по несколько детей (рассказывал что некоторые его одноклассницы рожали первых ещё в 9-10 классе, а к школьному выпуску у них уже было по 2-3). Выросли вроде в одном районе, с одним и тем же достатком, ходили в одну школу, вот почему? Его отец слился ещё в детстве, мать его растила одна. Но он хотел лучшей жизни, поэтому хоть как-то старался в школе и не ввязывался в наркоту, хотя друзья ему хвастались сколько денег огребают и как это легко. К таким как он, которые пытались улучшить свою жизнь, относились как к чуть ли не предателям. А что там было предавать-то? Традиции и культуру пихания наркоты по углам и ранней смерти?

Даже то, что парень говорил на нормальном английском, а не на ebonics, держали против него. На встрече его родственников (которые тоже разговаривали со мной нормально) я была в ужасе от речи его малолетней племянницы, а все взрослые только ржали и говорили что в её садике все так говорят, и дети, и воспитатели.

С поездками в гетто у меня много интересного было, я там была та самая «Снежинка». Ну да ладно… После универа я переехала в большой город на юге страны и уж тут-то столкнулась со всем этим по полной программе. Какое-то время довелось поучиться в традиционно «чёрном» университете. Там был просто огромный отсев студентов как только они получали стипендию. У меня в голове не укладывалось как можно так взять и свалить в середине семестра раз тебе деньги на счёт упали. Я работала как лошадь чтобы за универ платить, а те кому это бесплатно доставалось, клали на это большой хрен. И на следующий семестр опять регистрировались и опять сливались как только деньги поступали. В этом университете чёрным студентам давались специальные безвозмездные гранты, не знаю сколько раз это могло работать, но из тех кто у меня в группах был, по паре раз точно так сваливали. Вели себя на лекциях более чем по-хамски, причём некоторые профессора вели себя так же. Всем своим поведением давали понять что образование им не интересно. Я всё больше охреневала и всё меньше находила аргументов в поддержку того, почему они себя так ведут.

Замечу, что всё это было за 15+ лет до БЛМа. Но это уже отдельная тема.

Справедливости ради замечу что не все афроамериканцы такие. Есть и те, кто считают БЛМ намеренным бредом. Когда у нас собрались памятник убиенному Флойду ставить, некоторые из них высказывались на тему того, что ставить памятник преступнику, умершему при задержании, это шиздец, и что не согласны с тюремным заключением полицейских которые выполняли свою работу. Запомнился один сюжет где какая-то подруга или родственница его бывшей говорила что он своего ребёнка абсолютно никогда не навещал и не платил никаких алиментов, но когда настало время судебных разбирательств, его ребёнка совали в камеры и говорили как ужасно что она никогда больше не увидит своего отца, а семья потеряла кормильца. И когда американскую баскетболистку вернули из России домой, они спрашивали будет ли она и дальше на колено вставать во время гимна, и что надо было лучше кого-то другого в обмен получить. Когда в некоторых штатах перестали препятствовать кражам из магазинов, они негодовали так же, как и белые. Таких людей я знаю очень, очень мало.

У нас на работе обязательные периодические тренинги на социально острые темы, обсуждаем что твориться и как на это адекватно (политкорректно) реагировать. Недавно коллега (чёрный) очень возмущался что в последнее время стали пихать чёрных актёров в роли, в которых чёрным людям просто нельзя быть по историческим причинам, и что все рекламы в последнее время практически только с чёрными актёрами. Про фильмы я была в курсе, на рекламы даже не обращала внимания пока он об этом не сказал. Таки да. И про остановки полицейскими, он прямо бесится когда очередное видео выходит где чёрный водитель или пассажир сходу начинают орать о расизме и отхватывают от полицейских за сопротивление. Когда всем известно что так себя вести когда тебя остановили нельзя, что белым, что чёрным. В сеть обычно льются только видео с чёрными. Самое интересное, если бы то же самое высказал белый товарищ, то нам наверно добавили бы часов дискуссий политкорректности.

В близких знакомых есть один такой  чёрный, отличный мужик, ранее по его же словам «уличный фармацевт», посидеть немного даже успел в молодости, но вовремя одумался и теперь живёт по правилам. Рассказывал недавно как его стыдили за то, что он «продался» когда он ездил на очередные похороны кого-то из друзей. Про БЛМ без раздражения не говорит вообще, по его словам, он опасается что весь прогресс который произошёл после сегрегации теперь исчезнет потому что даже те, кто раньше нейтрально относился к чёрным, теперь будут их ненавидеть. Ну а те, кто их и раньше недолюбливал, теперь уж точно взгляды не поменяют…

Так вот, такие афроамериканцы - обычные работящие люди, только «свои» их обзывают Oreo (чёрные снаружи, белые внутри) и продажными. Потому что они выбились из толпы и имеют шанс на нормальную жизнь. И потому что они не вопят о том, что им все должны ответить за прапрапрадеда в рабстве. Не было бы логичнее брать пример с них, а не с тех, для кого «традиции» страданий важнее?

Вот так постепенно я перестала быть ярой анти-расисткой, которой считала себя в молодости. Активной расистской не стала, нет, и до сих пор верю что люди не должны делиться на плохих и хороших только по цвету кожи, но теперь всё чаще обращаю внимание на расовую принадлежность преступников в новостях, когда какое-то видео выходит где «беспредел», уже вроде как ожидаю увидеть людей определённой расы, с осторожностью отношусь к новым чернокожим соседям - раньше такого за собой не замечала и это немного пугает.

В последнее время тут много историй из России про беспредел со стороны южных мигрантов, иногда читаю и прямо параллели в глаза бросаются.