Humber. От монитора до портового крана

В начале XX века в Южной Америке шла гонка вооружений между Бразилией, Аргентиной и Чили. В ходе очередного её витка, в 1911 году, бразильцы пришли к необходимости создания речных мониторов с малой осадкой и обратились к Великобритании с соответствующим запросом. Вскоре фирмы Vickers, Son & Maxim и Armstrong Whitworth представили свои проекты кораблей для использования на реках Бразилии — прежде всего, конечно, на Амазонке. Военное министерство выбрало проект от Vickers, после чего была согласована постройка серии из трёх единиц, названных в честь рек — Javary, Madeira и Solimoes.

Британская верфь работала быстро, и уже 24 августа 1912 года состоялась закладка головного корабля и его «собратьев». Мониторы выглядели следующим образом. Стандартное водоизмещение составляло 1260 т и 1520 т полное, длина — 81,3 м, ширина — 14,9 м, а осадка — 1,7 м. Такое необычное сочетание длины и ширины было предусмотрено конструкторами верфи намеренно: за счёт большой ширины осадку удалось сократить до максимально возможного показателя, чтобы бразильцы смогли использовать свои корабли на самых мелководных реках.

Humber. От монитора до портового крана Война, Корабль, Великобритания, Море, Длиннопост

Монитор типа Humber — HMS Mersey, 1914-1915 годы

Энергетическая установка мощностью всего 1450 л.с. обеспечивалась паром от двух котлов фирмы Yarrow, а двухваловые двигатели тройного расширения работали на два гребных винта. Как выяснилось на ходовых испытаниях Javary, мониторы не могли маневрировать при движении назад вследствие того, что углублённые в корпус винты не обдавались достаточно мощным потоком воды. Конструкторам пришлось дополнительно установить над кормой специальный щиток, увеличивавший поток воды, а также увеличить размеры пера руля. Последнее изменение привело к тому, что общая длина кораблей увеличилась на 53 см. В ходе тех же испытаний была превышена расчётная скорость в 11,5 узлов и достигнута новая — в 12 узлов.

Что касается вооружения, то тут бразильские требования были даже превышены. Каждый монитор был оснащён спаренными 150-мм орудиями в одной башне, двумя 120-мм гаубицами, четырьмя 47-мм и одним 76-мм зенитными орудиями. Позднее на всех кораблях серии установили вместо 150-мм орудий два 152-мм орудия BL Mk VII от линкора HMS Montagu. В целом орудия были заменены в разные периоды на всех кораблях. Вместо носовых орудийных башен установили по два одиночных орудия с масками. Кроме того, во время испытаний вооружений выяснилось, что выстрелы орудий ГК оказывали сильное давление на соединения носовой части надстройки, где располагались орудия, и корпуса. Вдоль стыка борта мониторов пришлось приклепать стальную пластину.

Эта пластина стала дополнительной броневой защитой, поскольку бронирование мониторов было довольно слабым: всего от 40 до 75 мм в поясе, 90 мм в барбете и башня — 100 мм.

Humber. От монитора до портового крана Война, Корабль, Великобритания, Море, Длиннопост

Модель HMS Humber из офиса Его величества, фото 1970 года.

Все три монитора к началу февраля 1914 года были полностью готовы для передачи заказчику. Военное министерство Бразилии ожидало их, будучи полностью удовлетворенным характеристиками. Но вмешался случай. На рынках началось обвальное падение цен на каучук — главную статью доходов бразильского бюджета. Так что вскоре страна оказалась неспособной не то что выкупить готовые корабли, но и толком поддерживать свою экономику.

Для Vickers Limited это было серьёзным ударом. Руководство верфи понимало, что речные мониторы — товар не ходовой, а учитывая, что они изготавливались под конкретные требования, то тип Javary продать будет еще сложнее. До августа 1914 года все три корабля бесхозно стояли на приколе, и за это время ими лишь недолго интересовалось румыны, но быстро отказались от возможности их покупки.

В конце концов, в дело вмешалось британское Адмиралтейство. По мере приближения войны оно опасалось, что мониторы могут быть куплены напрямую или через нейтральные страны Германией, а потому по указанию тогдашнего его начальника, Уинстона Черчилля, все три корабля были выкуплены по 155 000 фунтов за каждый для Королевского флота. 8 августа на мониторах, получивших соответственно имена Humber, Mersey и Severn, был поднят флаг Великобритании.

К 25 августа корабли были подготовлены к выходу в море, но только тут выяснилось, что ни один из них может развить скорость хотя бы в 10 узлов как из-за полной загруженности, так и из-за того, что за время простоя корпуса обросли наростами. Троица первоначально принимала участие в патрулировании Дуврского пролива, но хождение по морю для речных кораблей было проблематичным, и вскоре их перенаправили патрулировать устье Темзы.

Humber. От монитора до портового крана Война, Корабль, Великобритания, Море, Длиннопост

HMS Severn (справа) и один его собратьев у побережья Бельгии, 1914 год, рисунок очевидца

Только 10 октября корабли вновь вышли в море и направились в Бельгию, эвакуировать гарнизон Остенде. После успешной эвакуации мониторы 16 октября вошли в эскадру контр-адмирала Горацио Худа и вели интенсивную бомбардировку немцев, наступавших на Вестенде. Те открыли ответный огонь из полевых орудий и добились попадания в Humber. Всем кораблям соединения пришлось увеличить дистанцию. 1 ноября наступление удалось остановить, и после ухода Severn и Mersey Humber обстреливал оккупированное Вестенде.

Все три монитора вскоре встретились в Бостоне в Линкольншире — тамошнее мелководье отличное для них подходило, тем более что в Адмиралтействе опасались возможного немецкого десанта в этом районе. В начале 1915 года опасения прошли, и корабли типа Humber начали готовить к переводу в Средиземное море — в частности, были усилены корпуса и заколочены оконечности, после чего 14 марта на буксире они вышли на Мальту.

Первоначально планировать использовать все три монитора при высадке на Галлиполи, но плохая погода не позволила привести их к основному ударному соединению. Так что Severn и Mersey были переброшены в Африку , а Humber стоял на Мальте до мая, когда пришли известия о гибели в Дарданеллах двух линкоров. С 9 июня 1915 года и до начала 1916 года монитор постоянно обстреливал позиции османских войск, хотя почти сразу у него было повреждено переднее орудие, да и снаряды постоянно приходилось экономить.

После окончания кампании в Галлиполи Humber ушёл в Александрию на ремонт, а уже в конце января — в Мерса-Матрух, где до марта 1916 года участвовал в боевых действиях Великобритании и Италии против поднявших восстание арабских племён. В марте же монитор был переведён в Суэцкий канал на случай прорыва к нему османских войск, но его не случилось, и корабль стоял без дела и лишь изредка открывал огонь по пролетавшим самолётам противника.

С 4 августа 1917 года по февраль 1918 года Humber стоял в Акабе, единственном порту Иордании, только что завоёванной британской армией провинции Османской империи. Как только его сменил другой монитор, Humber на буксире был отправлен в Александрию, где соединился с вернувшимися из Африки систершипами и начал готовиться к кампании против Болгарии. Но её не случилось из-за окончания войны, и Humber некоторое время простоял в гавани Константинополя, пока Severn и Mersey находились на Дунае.

В марте 1919 года все три корабля типа Humber вернулись в Великобританию и начали готовиться к походу в Белое море для участия в интервенции против России. Но планы изменились, и Humber ушёл один даже без ремонта. 14 июня он вошёл в Двину и приступил к обстрелу удерживаемых красными населённых пунктов — здесь  Humber оказался самым эффективным и удобным кораблём флота, как из-за своего бронирования, так и из-за своей специализации на плавания по Амазонке.

9 июля атаки красных прекратились, и монитор должен был выйти в море, но вследствие падения уровня воды не мог этого сделать. Экипажу пришлось облегчать корабль, снимая слои брони и некоторые орудия, и когда осадка достигла всего 1,6 м, Humber вышел из реки и 30 августа прибыл в Архангельск. В середине сентября его отбуксировали в Великобританию, 24 октября вывели из списков флота, а 17 сентября 1920 года продали на слом бизнесмену Фрэнку Рейсдейку.

Предприниматель однако решил, что бывший монитор пока неплох, и превратил его в кран-баржу для раздела других кораблей с использованием деталей, снятых с немецкого линкора SMS Oldenburg. Получившийся из двух кораблей кран работал, переходя из рук в руки, и над другими известными кораблями — линкором HMS Bulwark и лайнером RMS Celtic. В 1939 году его продали одной французской компании, и кран разделывал линкор France. Достоверно неизвестно, когда сам кран-баржа был списан на металлолом, но, скорее всего, это произошло после окончания Второй мировой войны.

Humber. От монитора до портового крана Война, Корабль, Великобритания, Море, Длиннопост

HMS Severn на позиции для обстрела в Араб-Хаус-Крик в дельте реки Руфиджи, Германская Восточная Африка, 3 июля 1917 года

Что касается Severn и Mersey, то оба монитора летом 1915 года отбыли в Германскую Юго-Восточную Африку, где немцы очень успешно отражали все атаки британо-франко-бельгийско-португальских войск, а их крейсер SMS Königsberg не менее успешно тревожил судоходство союзников. В июле в дельте реки Руфиджи британский флот блокировал крейсер и приступил к его обстрелу, где одну из главных ролей и играли мелководные мониторы. После гибели немецкого корабля Severn и Mersey оставались в Африке для поддержки армии в её действиях против немцев.

Только в начале 1918 года их вернули в Средиземное море, но кампания против Болгарии не успела начаться. Так что оба монитора вошли в дельту Двины и до марта 1919 года принимали участие в оккупации Болгарии. После их отбуксировали в Великобританию, но состояние обоих мониторов было настолько плохим, что отправлять их в Россию Адмиралтейство не решилось и просто поставило на прикол. В 1921 году Severn и Mersey были проданы на металлолом компании Thos. W. Ward Ltd и в 1923 году разобраны.

Так закончилась история мониторов типа Humber. Изначальный тип Javary, будучи предназначен для действий в бразильской Амазонке, в итоге по воле случая попал на службу в Королевский флот Великобритании и отметился участием в охране британской метрополии, войне на Западном фронте. А затем Галлиполи, Суэц и Иордания для HMS Humber и Африка для HMS Mersey и HMS Severn. Казалось бы, слабые и неудобные мониторы отжили своё, и для последних так и было, но головной корабль последний раз «блеснул» против России, а затем долгие годы работал краном на разделке не менее известных кораблей.

Humber. От монитора до портового крана Война, Корабль, Великобритания, Море, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей