Грани обстоятельств - Глава 1

Грани обстоятельств - Глава 1 Моё, Литература, Книги, Грани обстоятельств, Михаил, Тимерзяев, Длиннопост

Глава 1

Несложно предположить, чем может закончиться вечерняя встреча трех полу-одиноких мужчин, если одному очень сильно хочется успокоится и расслабиться, второму не хочется домой, а желания третьего непонятны, но он редко против.

При других вводных диапазон окончаний велик и разнообразен, при данных сужается к неизбежному – тост будет произнесен. В качестве исключения могут без тоста. Но и это исключение очень сильно подтверждает правило.

А иначе зачем собираться? Остальное могли бы и по телефону.

Павел, худощавый шатен среднего роста, с интеллигентно чувствительным лицом на котором отражались все его сомнения и переживания, сидел за столом и на вопрос «И кого ты сегодня похоронил?» очень коротко описал свои проблемы - на работе чрезвычайная ситуация, плюс женщина с другой планеты и с неопределенным к нему отношением, плюс здоровье оставлявшее желать лучшего. Да, и еще плюс женщина.

- По листовкам ты в курсе и выход пока не ищется.. Только мрачней все становиться..

Докладчик никак не мог найти место для рук – они все что-нибудь передвигали и трогали.

- Нет, ну на равном месте найти такое приключение, это еще умудриться нужно!

Павел наконец-то нашел рукам занятие и вплеснув одной, ладонью второй пристукнул по столу.

- Вот я в этом году везучий, хоть лотерейный билет покупай!..

Он покачал головой, как бы сам себе удивляясь и продолжил:

- Так еще одно нарисовалось... Дарья.. Рассказал и... Поругался, короче. Главное и так всего извела, измучила, а с таким поворотом это меня вообще добивает! Вторую ночь заснуть не могу толком.. Тахикардия такая, что тело на кровати мячиком скачет..

- Мячиком говоришь? – на секунду притормозил вопрошающий, хмыкнул и продолжил обход наизусть знакомого помещения.

- Угу.. Пинг-понг, а не сновидения.. – угрюмо подтвердил докладчик.

Марк - автор вопроса, брюнет ростом выше среднего, с поджарой, подвижной фигурой и запоминающимся лицом, нарезал круги по небольшому помещению, периодически останавливаясь заинтересованный какой-нибудь деталью из интерьера, рассматривал ее и снова начинал движение.

Третий участник - Анатолий или как звало его все остальное население планеты - Толик - крепкий, плотносбитый мужчина лет сорока с лишним, небольшого, а точнее маленького роста, с заметными залысинами на голове, сидя на диване из ответа Павла вычленил только понятные ему для комментариев факторы:

- Потому что бдительность. Бдительность нужна во всем. А в случае с бабами так и строго обязательна.

Он стряхнул пепел в банку, по виду его ровесницу.

- С женщинами - Павел поморщился.

- Ну этого я не знаю, женщины там или как, а только бдительность - обязательное условие.

Марк подошёл к обшарпанному, времён первой конной армии сейфу, открыл дверь и достал наполовину опустошённую бутылку водки.

- Человек держащий в шкафу такое пойло и заикаться о бдительности права не имеет!

- Это издержки бюджета. В остальном я бдительный, а с бабами запредельно.

- С женщинами, Толь – по инерции поправил Павел.

- Этого я не знаю и говорить не буду.

Что ты заладил как таможенник - бдительность, бдительность... - Марк возмущенно открыл бутылку. - До бдел вон - три круга вокруг дома нарезаешь, чтоб запах выветрился! Нюрка тоже результат твоего бдительного отношения к жизни?

- Анна Николавна еще раз подтверждает такую мою позицию. Один раз недосмотрел и теперь бдительно хожу кругами.

Они были ровесниками и знали друг друга со школы. Марк и Павел приятельствовали ещё с тех времён, подружились, насколько, вообще, возможно было дружить с таким человеком, как Марк, уже в институте.

Анатолий Чорин перевёлся к ним в классе седьмом и у всех сложилось одинаковое впечатление, что из церковно-приходской школы. Уж очень необычным был формат его высказываний и суждений, отличающиеся твёрдой убеждённостью никогда не сомневающегося человека. Толик ни с кем не сближался, со всеми поддерживал ровные отношения, в конфликтах не участвовал, ничьей первой любви дорогу не переходил. Для девчонок он был, вообще, незаметным персонажем, как впрочем и для большинства преподавателей, и хотя к учёбе относился серьёзно, успехами не блистал. Только два учителя души не чаяли в этом невысоком, кряжистом пареньке, причём один из них - учитель труда - считал его чуть ли не гением, а преподаватель физкультуры использовал на всех гимнастических соревнованиях, выдавая его умение крутиться на турнике за успех своего педагогического подхода. По существу, если бы не своеобразный стиль выражения, остался бы Анатолий совершенно незаметным и стираемым из памяти одноклассником, из разряда - «помнишь, маленький такой бутуз, он ещё на брусьях стойку делал? - Да кто? Из параллельного, что ли?»

- Будешь? - Марк повернулся к Павлу показывая бутылку.

- Да нет, наверное.. – покачал головой Павел. - Не знаю, как оно с ново-пасситом.

- Как, как...

Марк понюхал горлышко бутылки и поморщился.

- Лучше, как... – вывел он из унюханного. - Усилит действие. Давай, а то на твою несчастную физиономию сил нет смотреть. Боюсь сам надраться.

- Не стоит тебе, Павел, мешать лекарственный препарат с алкоголем.

- Анатолий! - Марк резко повернулся к советчику всем корпусом - Чот ты сегодня как отшельник-расстрига! Рассудительно и благообразно несёшь всякую ересь!.. И ты тоже - поворот в обратную сторону - нашёл антибиотик, водкой запить нельзя. У них одинаковое действие, не за конфликтуют небось. Подай стакан.

Павел прекрасно знал, что будет дальше. Марк, надёжный товарищ, всегда выслушает и поможет, но только по сценарию самого Марка. Если Марк посмотрел спортивную передачу, то все занимаются спортом и решают вопросы через бодрый дух, если Марк в работе - добро пожаловать в коллектив, вот ваше место в колоне и бодрым шагом в ногу от всех проблем современности, а уж если Марк в этот день желает выпить... Все желают выпить. Без исключения. Да и есть ли, в конце концов, лучшее лекарство?

Павел то был уверен, что есть - не зря в его в личных контактах значились не менее четырёх терапевтов, но слишком привык, за долгие годы дружбы, плыть по течению создаваемым Марком. Это было намного комфортнее, чем следовать противоречивым рекомендациям личных врачей.

- Если только не больше полтинника - протягивая стакан, Павел просительно посмотрел на Марка.

- В этом заведении больше и не найдётся. Не у Плюшкиных, не загуляешь. Толик, водка то хоть немного пристойная?

- Достойный алкоголь. НЗ в случае нервических проблем.

- Во, слышишь что оракул вещает? От нервических! Отличная подмога ново-пасситу.

Марк еще раз понюхал горлышко бутылки.

- Слышь, Анатолий Аннович, и не пахнет практически. Ты ж наверняка на свою бдительность все нервы намотал?

- Есть такое желание поддержать организм - произнёс Толик, протирая стакан тряпкой, которую он достал из кармана спецовки. Это напоминало ритуал - стакан чище не становился. Тряпочка тоже.

Марк разлил поровну в два более-менее чистых стакана и ёмкость Анатолия, подтолкнул стакан в сторону Павла и кивнул Толику на его "бокал".

- Итак.. – он сделал паузу и осмотрел коллектив. - За здоровье белого тигра!

Марк вкусно выпил и поставил стакан.

- Давай, давай, их всего пару штук осталось, по-моему... – подбодрил он задумчивого Павла. - Или того меньше. Вот за что нужно переживать и валерьянкой чокаться. Теряем животных!

Убедившись, что товарищ с тостом справился, Марк снова прошелся по помещению и остановился напротив Павла.

- Ладно не куксись. Вроде договорился завтра по листовкам порешать.

Он потер ладони и резко показал на Павла пальцем.

- А с Дашкой я тебе сразу сказал – аббревиатура хреновая. И вообще, Павлик, чего-то я не слышал, что бы каплями и травками голову лечили. Ты, на моей памяти только в этом году, третий раз успокоительное в рацион вставляешь. Уверен, что только все эти проблемы влияют, может лоботомийку там, какую-никакую, организовать? Удалить тебе ненужное, а?

Марк никогда не помогал товарищу в тишине, и всегда комментировал ситуацию в зависимости от своего настроения. Сегодня выпал не самый благоприятный для Павла вариант - Марк ёрничающий и поучающий под девизом: все проблемы идут из головы проблемы обладателя. Придумывает человек все проблемы, понятно, сам себе замышляет. Даже если кто-то подсказывает идею проблемы и направление её развития, ускоряет её ход, доводит до совершенства и обрушивает на голову - все одно – это фантазия. По Марку сегодняшнему - голову почесал и пошёл, насвистывая что-нибудь, допустим, Штрауса. Марк любил классику. Вечно он любил вещи, которые остальные и не помнили.

И все же, после употребления, у Павла, потеплело в желудке, и тепло стало подниматься, распространяясь по телу. И не столько от водки, сколько от слова «завтра». Из всех речей и наставлений Марка, он вычленил только его и крутил в голове, как таблетку валидола крутят под языком, добиваясь похожего эффекта.

- О как! А вот так нормально, да.

На пороге «комнаты отдыха» появился Борис Евсеевич Соколов, управляющий и совладелец автосервиса «Клапан и Шатун».

Ещё в начале девяностых, они на паях с Анатолием арендовали этот, тогда никому не нужный цех, вроде бы и находящийся недалеко от центра, но в таком месте, где и захочешь не найдёшь. Если у Евсеевича ещё были, какие-никакие связи, позволившие ему собрать необходимую для предприятия сумму, то пай Толика полностью состоял из денег занятых у Марка.

- Под квартиру, Глебыч - крайним доводом использовал тогда Толик, вызвав у Марка гримасу, как от зубной боли. Ни тогда, ни долго после, «единственная надежда Анатолия» не был, в полном значении этого слова, богатым человеком, часто не имея средств даже на собственные проекты.

- Будешь жить в этом цеху, а Нюрку у себя поселю! - Марк прикидывал, откуда вытащить необходимую сумму.

- Облагодетельствуешь! - двусмысленно ответил займа проситель. Хоть Анна Николаевна в те годы была ещё видной и красивой женщиной, Толик видимо уже сумел рассмотреть на горизонте семейной жизни обязательные круги ежевечернего моциона.

Соколов адресовал свой бюджетный пассаж Марку совершенно не случайно - давно уже «Клапан и Шатун» не был самодостаточной кооперацией.

Первое время после основания КИШа, все шло очень даже поступательно. Это была эпоха «знакомых» автосервисов, когда покупатель нового ВАЗа прямо из магазина гнал её к рекомендованным «золотым рукам», с целью подтянуть-подогнать, и масло заодно поменять – «знаем мы, что они там на заводе льют» В случае с КИШем, рекомендации не обманывали - Толик был уникальным мастером, а Евсеевич грамотно управлял остальными работниками, добиваясь хороших результатов и не вводя владельцев в лишние траты. В сервисе постоянно стоял шум и гвалт, живая очередь совмещалась с записанными по звонку, а довольные результатом клиенты не спешили уезжать, не обсудив проведённые работы и влияние их результата на ходовые качества автомобиля. Естественной благодарностью была покупка бутылки чего-нибудь содержательного для разговора, в зависимости от вкуса и кошелька осчастливленного владельца. Вечерами сервис превращался в этакий клуб автолюбителей. Правда работники практически не пили, здесь Евсеевич был строг и автолюбители гужевали с себе подобными, бесконечно обсуждая преимущества «антикоррозиек» разных марок, дикий разброс цен на автомагнитолы и способы прокладки антенны так, чтобы «приём был даже когда я уже Егорьевск проехал».

Это были хорошие времена, когда было много работы, а результаты труда приносили не только удовлетворение, но и ощущались материально. Анатолий выплатил ссуду, вздохнув с облегчением, а Анна Николаевна так никогда и не узнала, что некоторое время жила в «предмете залога».

К сожалению, «золотые» девяностые подходили к концу, постоянные клиенты пересаживались на иномарки, с твёрдой уверенностью в гарантии зарубежного производителя, а те кто оставался на детищах российского автопрома, не помогали отбить даже аренду. В это время у Марка удалась шальная сделка, принёсшая шальные же дивиденды и он, на часть внезапного достатка, выкупил здание, в котором размещался КИШ, решив, что самое время инвестировать в промышленную недвижимость.

Был у него какой-то план или нет - непонятно, впрочем как и обычно.

Приехав очередной раз, он сообщил Евсеевичу, что нужно переписать договора и снизил аренду - этим, на тот момент, его вмешательство в бизнес-деятельность «Клапана» и ограничилось. Уменьшение издержек и постоянная возможность отсрочить арендные платежи позволило компаньонам продержаться на плаву ещё какое-то время. Но становилось понятно - время это конечно, для продолжения и развития бизнеса организаторских талантов Евсеевича, и умения Анатолия разобраться и починить любое техническое изделие, было, мягко говоря, не достаточно. Глобализация достигла порогов отечества.

И снова спас Марк. Спас даже не планируя помогать, решая свои собственные, сугубо частные вопросы.

По результатам каких-то финансово-договорных взаимоотношений, контрагент, здорово погоревший на других, совершенно не связанных с ними сделках, не мог окончательно рассчитаться, и предложил в оплату остатка задолженности автомобиль. Марк давно уже похоронивший этот остаток, махнул рукой – мужик был приятный, из той породы людей, которые всегда пытаются выполнить свои обязательства, как бы не сложились обстоятельства и не «встали звезды». В итоге, Марку достался Ford Crown Victoria LTD, автомобиль, мягко говоря, сильно не новый – конца восьмидесятых, но в относительно приемлемом состоянии - видно было, что прежний владелец его за что-то любил.

Так, первым личным автомобилем Марка и стал этот Форд - здоровенный, сухопутный дредноут чёрного цвета с обилием хромированных деталей, штатовский вариант «два дивана», когда переднее сидение не сильно отличается от заднего, с откидывающимися подлокотниками и рычагом переключения коробки передач на руле. Никогда нельзя угадать, как Марк поступит в том или ином случае, а уж прогнозировать что ему понравится, тем более не возможно. Так и в этот раз, человек, передвигавшийся до этого исключительно на такси и имевший целую философию на этот счёт, посмотрел прищурившись на внезапное приобретение и набрал Евсеевича:

- Слушай, вы там фордами занимаетесь?... Да нужно мне тут один в порядок привести. Пришли кого-нибудь ко мне, пусть перегонит... Лады, вы там пока все что нужно по технике и всему остальному посмотрите, а по мелочам я потом уточню.

К тому времени, КИШ задолжал «арендодателю» месяца за четыре, и планировал задолжать ещё. Поэтому Евсеевич бросив всю текучку, азартно занялся вопросом. Пока Толиков зад день за днём торчал из форда, Евсеевич изучил всю историю компании-производителя, модельный ряд, слабые места данной модели и взаимозаменяемость комплектующих, составил полный список поставщиков и барахольщиков, и неоднократно лично объехал многих из них, разыскивая только ему и Толику известные детали.

Венцом его деятельности стала прописка на форуме фордо-пользователей и попытка открыть собственный сайт владельцев исключительно краун-викторий, причём с ограничением при регистрации по возрасту.

- Пустобрёхов слишком много – сокрушался он. - Мало информации и сурьёзных людей.

- Вот и будешь там один, самый серьёзный - пообещал ему Павел, выслушав план. - Сам с собой информацией делиться.. А Толик будет тебя комментировать. Ты б ещё форум поклонников кареты сделал. Или чат фанатов вашего автосервиса. «Киш-киш-ком». Я смотрю, вон тот инвалид-разночинец на шестёрке, только благодаря интернету вас и нашёл.

- Не, он живёт недалеко.

- Во-во.

Когда Марк получил счёт за «все что нужно по технике и остальному» его брови поползли вверх, а рот непроизвольно открылся. Когда он увидел машину, без слов полез за деньгами, забыв, что здесь, вообще-то, ему должны. Сам Генри Форд (нужного порядкового номера) был бы доволен результатом, не факт что с конвейера «Виктория» сходила краше.

КИШовцы превзошли сами себя. Они сумели добиться того, что автомобиль прошлого века притягивал взгляд, и вызывал желание поискать ближайший хайвэй. Салон - обыкновенный фордовский салон восьмидесятых годов, с перетянутыми заново кожаными диванами и отреставрированной панелью - смотрелся на столько добротным и уютным, что Павел, большой любитель автомобилей и все что с ними связано, подумал о том, что где-то что-то он в своих представлениях об эргономике упустил.

- Ты не переживай, Глебович – волновался Евсеевич, топчась возле Марка. - И ходовку перебрали и движок.

- Я не переживаю - медленно протянул Марк, не отводя взгляда от машины.

- Автомобиль послужит долго и проблем доставлять не должен - вставил свои пять копеек Толик.

- Вестимо.. - Марк поднял глаза на Евсееча - Где эти... ну лицензии на вождение дают?

Так сервис получил ещё один шанс на существование. Форд оказался неплохой рекламой. Многие в окружении Марка, кто в принципе, мог позволить себе достаточно дорогие модели современных машин, оказавшись рядом с «Викторией» Марка задумывались о приобретении тоже чего-нибудь необычного, для души. Ну не Форда, конечно, были же ещё варианты. Те, кто в теме, оценили качество произведённых работ. Марка спрашивали, пару раз он даже что-то объяснял, потом только отмахивался и давал телефон Евсеевича, налаживая, таким образом, небольшой поток «душевных экземпляров» на территорию КИШа. Только кризис практически заморозил этот поток, поставив «Клапан» на очередную грань выживания. Марк убеждённый, что кризис это тоже не проблема – когда-нибудь да кончится, а автолюбители с необычными желаниями не переведутся, поддерживал компаньонов средствами «в рамках бюджета», на который, прозрачно намекал сейчас Евсеевич.

- Электрик имеет рекомендацию – не сдавался Толик - и свою работу выполнит.

- Ты его сначала там найди! Вместе с его рекомендацией..

Евсеевич вздохнул и еще раз покрутил бутылку в руках.

- Что празднуете?

- Да вот товарищу лицо подправляем - кивнул Марк на Павла. - Душевные терзания у него, помноженные на внешние факторы.

- Случилось что, Павел? – участливо повернулся к Павлу Евсеевич.

- Мелочи все, Евсееч, просто в больших количествах.

- То-то тебе от мелочей так физиономию перекроило – кивнул Марк закуривая. - Ещё раз говорю - не к тем врачам ходишь!

- По здоровью, что ли что? – тревожно посмотрел Соколов на Павла.

- Да нет, Евсееч, с организмом у Павла все хорошо – успокоил его Марк. - С головой плохо. Пытаемся вот отключить ему этот орган, но с вашими запасами только банкеты устраивать. Анатолий – он повернулся к Толику - Тебе же прогулки доставляют физиологическое удовольствие! Сходи, организуй доставку горюче-смазочных материалов для лечения товарища.

- Бабы они проблема большая, тревожная. У меня столько денег нету.

Павел поморщился, а Марк достал кошелёк.

- Евсееч, ты как?

- Ну сто осилю раз так беда – подтвердил участие Соколов.

- Толик, только достойную! – твердо напутствовал Чорина Марк. - Итак завтра день забит под завязку, не хватало ещё болеть. И запить что-нибудь, с газом.

- Алкоголь газу не любит - провозгласил Толик уже покидая помещение.

«А что, и плевать, и правильно – решился Павел. - Все одно пока Марк свою дозу не возьмёт, не отстанет».

Потребитель ново-пассита потянулся и удивлением ощутил, что дискомфорт в левой части груди исчез, он перестал слышать собственный пульс, стучавший в голове последние трое суток, да и мир стал светлее и как-то.. стабильнее, что ли.

«Черт.. Действительно не за конфликтовали..»

И Павлу захотелось закрепить этот эффект, понадежней сохранить эту лёгкость.

«А на фиг! – тихонько пристукнул он еще раз ладонью по столу, фиксируя решение. - Подожду получать советы. Не протухнет, небось, ситуация. И коль протухнет – туда ей и дорога, она с самого начала с запашком. А пить лучше всего на свежем воздухе»

Не мог Павел позволить себе упустить это волшебное состояние, когда ты вроде бы и здоров, а окружающая тебя вселенная уютна и благожелательна.