"Гори она синим пламенем" Часть 3

Записки учителя. 1996-1999 гг.


ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС


ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС

Математика. Бьюсь у доски с Аней. Несчастная, видимо, за лето забыла всё, кроме своего имени. Потерял минут 10. Либо разрыдаться, либо захохотать в истерике. Избрал последнее. Язвлю: дескать, замуж такую никто не возьмёт. Руслан прыснул и подавился смешком.

– Что, – говорю, – бедолага, тошнит? А ты с собой пакетик носи на всякий случай.

Чего я не ожидал, так это моментальной реакции Виталика:

– Только непрозрачный!

Класс рассмеялся.

– Молодец! А ты, Аня, садись пока.


НАТУРА

На русском языке разбираем новые слова. Читаю:

“Навыпуск”. Как это слово понимаете?

Сидят, молчат. Я молча оглядываю класс в поисках подходящего демонстратора. Нашёл.

– Саша, встань.

Тот опешил, ибо в этот момент ничегошеньки не делал и был чист, аки агнец.

– Встань, встань, – повторяю.

На лице того отобразилась лихорадочная работа мысли: в чём он виноват?

– Встань! – шипит класс.

Поднялся. Я так спокойно:

– Вот у него рубаха не заправлена, то есть навыпуск. Понятно теперь?

– Понятно, – чей-то голос, – неряха.

– Не всегда, – возражаю. – Просто рубашка наружу. Садись, Саша.

Сел. На лице явно читается его невысокое мнение о моих умственных способностях.


ЛУЧШЕ КАШКИ НЕ ДОЛОЖЬ, А РАБОТОЙ НЕ ТРЕВОЖЬ

На уроке усёк, как Шура с одного ряда на другой Насте записку передала. “Забрать, не забрать?” – думаю. Тут Настя соседу Ромке записку показала. “Ага!”

– Раз Ромке можно, – говорю, – то и мне принеси.

Настя, вставая и без смущения:

– А там ничего особенного нету.

– Тем более.

Читаю: “Мы с Леркой вчера котят нашли”. Возвращаю, Саша с первой парты:

– А мне можно?

– А может, – говорю, – тебе ещё губы вареньем намазать, чтоб жизнь слаще была?

Виталик подкинул:

– Тогда уж лучше сгущёнкой!

– Сгущёнку отрабатывать надо, – рассуждаю. – Полы вон от чёрных полос отмывать. Кто желает?

Все сосредоточенно уткнулись в тетради.


ЯБЛОЧКО ОТ ЯБЛОНИ…

Заменял в первой смене физкультуру в первых классах. В другом классе брат Ромы – Эдик. При поворотах направо-налево путается страшно. Намучился я с ним, задал дома выучить. В этот же день на своих уроках не утерпел:

– РОМА! Левую руку вверх!

Секундное замешательство, затем так неуверенно правая до поло¬вины приподнялась и замерла.

– Ясно, – резюмирую. – Наследственность. Разберись!

Через неделю младший – не узнаешь. Потешился я, днём снова так умилительно:

– Рома, правую руку вверх!

Сразу поднял.

– Ага, занимались? Молодец.


СЛУЖИТЬ БЫ РАД…

Среди урока Руслан попросился выйти. Я разрешил. Он прошёл, треснулся коленкой о мой стол, ойкнул и похромал дальше, бросив мимоходом Витале конфету. Я углядел.

– Вот, – говорю, – до чего преданный человек! Чуть не убился, а друга подкормил! Эдак яблоко понесёт – вообще шишку набьёт. А как булочку – наверняка шлёпнется. Во герой! Как говорится, сам погибай, а товарища выручай. Он и сейчас, наверное, за чем-то для тебя побежал, а, Виталик?

Тот смеётся с классом.

– Сейчас, – продолжаю, – прибежит весь в бинтах, зато с добычей для друга!

Прибежавший Руслан долго недоумевал, почему все ощупывают его взглядами и интересуются здоровьем.


ПОДКОВЫРНУЛА

На математике смотрю: все пишут, а Настя руку в портфель – в рот, в портфель – в рот.

– Настя, – зову, – будь добра, принеси-ка мне.

Вынула пакетик воздушной кукурузы, положила на стол.

– Не возражаешь, если я тоже подкреплюсь?

– Не возражаю, – улыбается.

– Вот спасибо! А то, знаешь ли, кушать всем хочется. Учителя, знаешь, тоже люди… А к людям, как говорил один персонаж, “надо помягше”. Ты не против, если я всё съем?

– Ешьте.

– Вот добрый человек. Так уж и быть, оставлю.

Слово сдержал, оставил. И забыл уже, но она через день принесла целый пакет и отдала мне со словами: “Это вам!”.


ДУШЕВНО И НЕНАВЯЗЧИВО

Прозвенел звонок на урок. Жду, пока угомонятся. Андрей что-то мучительно пережёвывает.

– Ждём, – говорю, – пока Андрей дожуёт.

Тот задвигал челюстями быстрее. Настя:

– Ты не торопись, а то подавишься. Мы постоим.


ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ

На уроке вопль:

– Да убери ты их!!!

– Что случилось? – встреваю.

– Да она свои волосы раскидала, у меня вся рука в волосах! – шумит Дима.

– Аня, – поясняю, – ему почему-то не нравится. Ты их в следующий раз шампунем промой – может, ему душистые больше понравятся…

Димка:

– Ага, “Пантин прови”.


ПРАКТИК

На классном часе толковали о правилах дорожного движения. Назавтра нет Саши. Через день появляется.

– Где бегал? – интересуюсь.

– Под машину попал, – отвечает хмуро.

– Здорово! Говорили о дорожном движении – машина сбила! Рассказывал бы о пожарной безопасности – погорел бы! Объяснял о спасении на воде – в луже бы утонул! Так, что ли?


ПЯТЫЙ КЛАСС

Теперь у меня были три класса: свой, параллельный, плюс один седьмой.


СМЕЯЛСЯ ДОЛГО

Анжела сохранила моду писать полслова ручкой, полслова – карандашом. Никакой системы, как бог на душу положит. Я шутки ради однажды стёр на одной странице весь карандаш резинкой. Получилось нечто странное:

– …жную … ржи …ах …шками …ца … хой… али… …чек …нок …утан …ую… ки… …ались …хами …яек …ими…

Примерно так. Я долго рыдал от смеха над тетрадкой. После этого Анжела стала писать нормально.


КАЛАМБУРЧИК

По литературе проходили Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”. На перемене слышу голос: “Вечера на хуторе близ дикой Аньки!”


ЧЕГО НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ…

В параллельном пятом классе появился новенький. На перемене спросил его фамилию, из-за шума не расслышал.

– А зовут?

– Женя.

На другой день увидел, что он ещё не вписан в журнал.

– Женя, с тетрадкой сюда.

Глянул на обложку – не подписал, подлец. Даю листик.

– Напиши фамилию.

Вывел. Читаю: “Онегин”.

– Женя… ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН?!


ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ

На перемене подошёл Рома.

– А книгу трудно писать?

Задумался. К чему клонит?

– Трудно. Пушкин “Евгения Онегина” 7 лет писал. Булгаков “Мастера и Маргариту” – больше 10 лет.

– Это она такая толстая? – поражается.

– Нет, надо же всё обдумать.

Вскоре до меня дошли слухи, что он про наш класс пишет.

– Господин сочинитель, – торможу как-то, – ну-ка поди сюда. Предъяви-ка повесть…

Принёс: тетрадка, полторы страницы исчёрканы. Среди фраз выловил такую: “Наш учитель по русскому языку и литературе очень строгий. И грустный в душе”. Я даже оторопел.

– С чего ты взял, что грустный?

– Ну, мне кажется, что где-то внутри…

Дальше шли пасквили на одноклассников. Я указал на излишки, подсказал:

– Обрисуй каждого поподробнее, с приключениями, шутками на уроках, играми на переменах. Это же интересно.

– А эту книгу потом куда? Печатать?

– Эк хватанул. Книгу – это слишком громко. А перво-наперво – мне. Я тебе подскажу. Только на уроках не пиши, а дома, с подробностями.

Вроде пишет…


ПРИШЁЛ, УВИДЕЛ…

Стою на перемене в коридоре, слышу – в классе возня. Дети высунулись:

– А там Касымов с Еновым дерутся!!!

Захожу в класс: Касымов красный, а Енова за партой нету.

– Где убиенный? – вопрошаю.

– Вон лежит!

Смотрю, раскинулся под шторкой и не реагирует на мир. Я без лишних разговоров набрал в рот воды и щедро вспрыснул отдыхающего. Тот вздрогнул, зашевелился, по-пластунски переполз на парту и умер вторично.

К концу урока немного оклемался.


“МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРОЙ…”

Суббота, 22 февраля. Науськанные девчонки дарят мальчишкам подарки. Перепало и мне: книга, ручка, записная книжка, дезодорант и галстук. Освежился подаренным дезодорантом, рассматриваю галстук:

– Кто умеет завязывать?

Вызвался Лёшка. Возится, крутится, мне же реплики понравились:

– Сейчас задушит!

– Прямо как на “Поле чудес”!

Ничего у Алёшки не получилось, снял я галстук и обратно в упаковку закатал.

Холмсом был, Якубовичем стал. Доберёмся до Наполеона?


ПЛОДЫ АКСЕЛЕРАЦИИ

На русском языке пишем слова с мягким знаком и без него после “ч” (богач, стеречь, речь, туч и т.д.). Подходит Виталик, тычет в книгу. Смотрю: “би.”.

– Бич, – говорю.

Он хихикнул.

– Чего? – спрашиваю. – Слова такого не знаешь?

– Знаю – бомж!

Слышу, другие усмехаются.

– Не “бомж”, а “бич” – кнут, которым лошадей стегают.

– А-а! – ушёл.

Что интересно, в другом пятом классе такая же история вышла.


ШЕСТОЙ КЛАСС


ДОЛГОЖИТЕЛЬ

В моём классе новенькие. Заполняю журнал, подзываю Сергея.

– Год рождения?

Тот разволновался. Переспрашивает, как Промокашка из “Места встречи”:

– Чего?

– Год рождения какой?

– Тысяча… де… во… восемьдесят пя… пятый…

Кирилл с задней парты:

– Тысяча восемьдесят пятый? Ого! Мамонт!


О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ

Проходили по литературе “Кладовую солнца” Пришвина. Там у старика Антипыча была собака Травка. Дед тот помер, и на уроке в качестве вопроса прозвучало: “Почему у Травки умер дед?”. Когда через секунду продумали вопрос, долго насмехались над бедной собакой и спросившим.


СЕДЬМОЙ КЛАСС


ДОШЛО С ОПОЗДАНИЕМ

Захар балуется втихаря, периодически тянет руки на заднюю парту. Я наблюдал, наблюдал...

– Захар, – говорю, – ты в пинг-понг играть умеешь?

Насторожился – к чему клоню?

– Нет...

Молчу, надеюсь, что дошло. Через пару минут он опять полез.

– Захар! А знаешь, почему ты в пинг-понг играть не умеешь? Потому что у тебя руки криво растут: они у тебя назад смотрят.

Теперь проняло.


НАТРАВИЛ

Во время урока какие-то девки околачиваются возле двери, периодически заглядывая. Алиев с первой парты постоянно дёргается, шипит на них. Как только дверь открылась очередной раз, я громко:

– Алиев! Фас!!!


ЛОГИЧНО, КОНЕЧНО...

Русский язык. Толя, как всегда, развлекается. Влепил ему двойку в журнал. Он обиженно:

– А за поведение в журнал нельзя ставить!

– Хорошо, неси тетрадь.

Притащил, там – через пень-колоду: на строке по 2 ошибки. Исправил, пёстренько так стало.

– Видишь, – говорю, – двойка не за поведение, а за знания.

Толя, отходя:

– Я на вас в суд подам. Я уже совершеннолетний: паспорт имею и трусы ношу.

Оба-на! Немая сцена.


И ВСЕ ЗАСМЕЯЛИСЬ

К доске выходит Сергей, пишет строчку из упражнения криво – по диагонали вверх. Оля:

– Закусывать надо!

Игорь:

– А у него один глаз в клеточку, а другой – в линеечку!

Я смеялся громче всех.


ПОПЕРХНУЛСЯ

На первой парте сидит умник, играет на публику: кряхтит, перхает, кашляет. Я немного потерпел и потребовал дневник. Он, естественно, сразу в позу:

– А чё я сделал?!

Я с дневником неторопливо иду к столу. Тот аж подпрыгивает:

– Я поперхнулся!

Открываю дневник.

– Не имеете права! Я просто поперхнулся!

Вывожу двойку.

– За что?! Что я сделал?!

Я посмотрел и знал, что произойдёт после моего ответа:

– Поперхнулся.

Он замер, а класс грохнул в дружном гоготе. Эта фраза долго ещё потом была у них на устах: “Что я сделал? – Поперхнулся”.


И ВЕДЬ ПРАВА!

На уроке литературы задаю вопрос:

– Какая последняя книга, прочитанная вами, натолкнула вас на новые мысли, заставила по-другому взглянуть на мир?

После некоторого молчания Настя вполне серьёзно:

– Учебник “Новой истории”.

Я сначала даже опешил. Что же это за время, когда дети удивляются не событиям в художественной литературе, а “открытиям” из учебников?!


В 1999 году я уволился из школы. Не последнюю роль сыграли хамство и развязность "повзрослевших" учеников.