Гонки на самолетах

Большинство из нас хоть раз в жизни видело, как пилоты мастерски выполняют в воздухе самые невообразимые трюки. Они создают в воздушном пространстве «мёртвые петли», зрелищно падают вниз до самой земли и выравнивают траекторию за одно мгновение до столкновения с поверхностью. Эти трюки называются фигурами высшего пилотажа. Они требуют не только колоссальной смелости от пилота, но и целого ряда навыков, отточенных до совершенства.
Фигура высшего пилотажа – это движение самолёта по заранее определённой территории. Цель такого пространственного маневрирования заключается в поражении противника в воздухе. Выполнение фигур часто можно увидеть на авиашоу или соревнованиях. Пилотаж может быть простым или сложным, одиночным или групповым. Классификация сложности трюков зависит от возможностей летательного аппарата. Сложные фигуры высшего пилотажа требую от пилота особенной собранности и концентрации внимания. Ведь от одного неправильного действия может случиться катастрофа. И не каждый самолёт способен демонстрировать сложные трюки.

Для выполнения фигур высшего пилотажа лётчику необходимо владеть следующими качествами: уметь беспрерывно ориентировать в пространстве, задействовав все виды чувств – не только зрение, но и слух, обоняние, осязание; быстро воспринимать и производить оценку условий полёта; устойчиво управлять самолётом, быть скоординированным и точно выполнить запланированные действия; уметь соизмерять движения в пространстве; быть уверенным, смелым и не терять самообладания даже в критических ситуациях. Фигурный полёт – это не просто эффектная и зрелищная акробатика. Это одна из наиболее действенных методик лётного мастерства.
Каждая фигура высшего пилотажа при умелом выполнении превращается в серьёзное и мощное оружие, применяемое как в обороне, так и в атаке. Ну а на соревнованиях и демонстрациях такие трюки поражают зрителей необычной траекторией полёта. К одним из самых сложных и популярных элементов маневрирования в воздухе относятся: «Бочка». Виражи. «Полупетля». «Бочка» – фигура, при которой самолёт поворачивается на 360 градусов, как и в виражах. Вращение демонстрируется относительно продольной оси. В виражах же движение происходит в горизонтальной плоскости. «Полупетля с бочкой» – эффектная фигура высшего пилотажа, именуемая ещё «переворотом Иммельмана». Трюк назван в честь известного немецкого лётчика, впервые продемонстрировавшим его во время Первой мировой войны. Как и в «мёртвой петле», при выполнении этого элемента самолёт балансирует на определённой скорости – 380–390 км/час. Минимальная высота полёта для совершения манёвров должна достигать 1500 м. Манёвренность самолёта характеризует показатель перегрузки. При правильном выполнении этот параметр составляет 3,5, но не более 4.