Голод в документах, продолжение
Коллекция документов
ГАРФ, РГАЭ, РГАСПИ, ЦА ФСБ России по теме
"ГОЛОД В СССР. 1930 - 1934 ГГ."
Докладная записка ГПУ Украины об отрицательных настроениях районного и сельского актива в связи с хлебозаготовками. 22 августа 1932 г.
Цебриковский район. Зав. финчастью РИКа Самойленко в разговоре с работниками РИКа о хлебозаготовительном задании для колхоза с. Брашевновки говорил: «Соглашусь, что для этого сельсовета план нереален. Утверждаю, что и для района план большой и трудно будет его выполнить».
Председатель РКНС Скальский заявил: «Не знаю, что себе думают наши руководители. План в 2 млн пуд. для нашего района невыполним, а если и выполним, то опять останемся без хлеба. К примеру возьмем В.-Берлинский сельсовет: он должен дать 64 тыс. пуд. хлеба, если учесть, что в этом сельсовете в среднем урожай составляет 40—50 пуд. с десятины, то выходит, что у крестьян заберут весь хлеб и они будут голодать в полном смысле этого слова».
Близнецовский район. Председатель РКСоюза Приходько по вопросу о хлебозаготовке среди районных работников высказался: «План нереальный, опять у колхозников заберут хлеб и оставят их голодными, для посева не останется семян». Председатель райплана Дюжник, поддерживая Приходько, заявил: «Ну и чудак ты, т. Приходько, мы с тобой исполнители: приказали — надо выполнить, вот и все». Такие же настроения имеют место среди ответработников МТС.
Терпеньевский район. Председатель артели им. Ворошилова Воруша среди колхозников заявил: «Если к концу молотьбы будет выполнено только июльское задание по хлебозаготовкам, то и в этом случае колхозникам придется голодать».
Акимовский район. Председатель артели им. Буденного Карпенко при получении задания по хлебозаготовке в количестве 24 тыс. пуд. говорил: «Мне с этим планом нельзя показываться к колхозникам. План очень большой и мы его выполнить не сможем». Председатель артели «Спильна межа» Назарев по вопросу о хлебозаготовке заявил: «Нам дали такой план, что мы и половину его не выполним, а останемся голодными, как в прошлом году».
Члены правления колхоза с. Моисеевка по поводу полученного колхозом плана хлебозаготовок заявляют: «План в 9 тыс. пуд. для нашего колхоза большой, выполнить его — значит оставить народ голодным. В прошлом году старое руководство издевалось над колхозниками, оставило их без хлеба и за это его судили, новое руководство также начинает брать как и прежнее, значит, это делает не район, а кто-то другой. А нас проведением суда только обманули».
Кременчугский район. Секретарь партячейки с. Кривуши Посвинов говорил: «План абсолютно нереален, мы не можем заставить колхозников голодать, никак не пойму политики партии — пишут одно, а получается другое».
В артели «Певний шлях» на собрании бригады выступил председатель КНС Олейниченко: «Советская власть нас гробит: нам дали план в 27 тыс. пуд., если мы этот план выполним, то опять будем голодные. Не дадим ни фунта хлеба государству, довольно нас грабить, головы положим, а хлеба не дадим». О нереальности плана хлебозаготовок зафиксированы заявления со стороны целого ряда руководителей колхозов (артель им. Ленина, «Вперед», «По пути Ленина», «Шлях до социализма» и др.).
Межевский район. Инструктор МТС Братусь говорил: «В этом году придет конец нашему сельскому хозяйству. Развал хозяйства усугубляется. План хлебозаготовок этого года ликвидирует все. Нужно заблаговременно уезжать куда-нибудь на Кавказ, а то мы подохнем с голоду».
Снегиревский район. Агроном Зубенко и Сопрыкин говорили: «План в 45 тыс. т означает, что уже нет Советской власти. Район ведут к нищете и голоду, выполнить задание в 45 тыс. т — это значит окончательно уничтожить производственные силы сельского хозяйства».
Арбузинский район. Председатель колхоза, быв. красный партизан Бондаренко говорил: «Плана хлебозаготовок мы не выполним, а за это меня отдадут под суд. Не хочу оставлять колхозников голодать, не хочу идти под суд. Поэтому быть председателем не могу».Путивльский район. Зам. председателя РИКа Трощенко и зав. райснаба Пришиба в разговорах по вопросу о плане хлебозаготовок высказывались так: «Если принять план, то это будет означать, что мы обрекаем на голод население и скот, а если не принять его — это значит отказаться от партбилета».
Архив: ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 10. Д. 339 Л. 1—19. Подлинник.