Глазами географа. Итоги-2021, февраль: Самара - "миллионник" с налетом губернского городка
Первый вопрос, который озвучила Яна: почему сюда? Обоснование, что Самара это крупный центр аэрокосмической промышленности и один из семи городов России с метрополитеном, были восприняты скептически. Более простое "ну мы же там не были" оказалось весомее.
Пошарившись в сети, нашёл десяток примечательных локаций, которые неплохо было бы осмотреть. Промзона, в отличие от Волгоградской, не очень живописна, потому от посещения Безымянки (обширной промзоны на востоке города) отказался.
Восторг от технологичного двухэтажного поезда, а также отсутствия соседей по купе, сон - и мы в Самаре!
Первый день
Лишь выйдя из туннеля можно разглядеть 100-метровое здание вокзала. Вроде и громадина, а при подъезде к станции почти не видать.
Пасмурно и тепло. Ещё пару дней назад здесь были двадцатипятиградусные морозы, сейчас же - оттепель. Но в понедельник холод вернётся, а мы вернёмся в Москву.
Совершая променад от вокзала к историческому центру (стрелка Самары и Волги), нельзя не отметить контрасты застройки. Наследие города плохо уживается с рыночной конъюнктурой, потому избы и кирпично-деревянные домики расселяются, сносятся и уступают место элитным ЖК и отелям.
Впрочем, исторический центр города настолько размазан, что война эта будет идти ещё долго. Целые кварталы стоят нетронутыми, словно история застыла в моменте. Впрочем, аутентичность слегка испорчена тарелками и кондиционерами на фасаде, ну это лишь нюанс.
Целый сохранившийся квартал исторической застройки на ул. Фрунзе. Я шутил, что если убрать тарелки и сделать черно-белый фильтр, то карточка потянет век на девятнадцатый. Трамвай старый, но не настолько, конечно...
А вот что дома эти в аварийном состоянии, пожалуй, проблема более насущная. "Спасать или сносить?" - нелёгкий вопрос для градоуправленцев. Остальным советую сгонять и попробовать погрузиться в эту интересную атмосферу 100-120 летней давности.
Помимо дореволюционных слободок есть вариант застать "советские фавелы". Со стороны улицы - фасад двухэтажных деревянно-кирпичных домов, а внутри, во дворике, разбивались придомовые огороды, сады, ставились сараи, голубятни и др. Таких здесь сохранилось достаточно много!
И наконец, завершая гештальт о временных слоях Самарской архитектуры: порой это сочетание проявляется в ярусности.
Наконец, доходим до хостела. Он располагается прямо на Самарском Арбате - улице Ленинградской. Даже несмотря на низкую цену, жилище вызывает смешанные чувства. Впервые контраст между фото на сайте и реальностью бросается в глаза. Пара жильцов выдыхала пары алкоголя, и назвать атмосферу уютной не поворачивался язык. Но об этом вечером. А пока гулять!
...Вроде бы выходной и тепло, но людей на Ленинградской мало. Здесь все в лучших традициях пешеходных улиц - лавочки, сувенирные киоски, красивые фонари, кофейни, прочие забегаловки-едальни. Интересная статуя дяди Степы. Далее спускаемся к Набережной.
Бурлаки на Волге теперь и в ЗD! От этого арт-объекта начинается прогулка вплоть до Струковского сада, который примечателен разве что.... Упоротыми совами! Посидели в беседке с видом на заснеженную реку.
Поднимаемся в сторону площади Куйбышева.
К счастью, огромное пространство занято всякими декорациями, елочным базаром, сувенирными киосками и прочим. Было бы неуютно шагать по огромному плацу, если бы всей этой мелочевки не было на площади. Визуально оцениваем театр оперы и балета.
Далее - двигаем в сторону площади Славы. Видимо, вдохновившись красивыми видами Жигулей, осознали пустоту наших желудков.
Отобедали в "Баранкино".
Вновь спускаемся к реке. Именно в этот момент на меня снизошёл художественный контраст: на одном берегу стоит огромный город-миллионник, с плотной застройкой прямо над Волгой, по которому снуют туристы, молодежь, родители с колясками, лыжники (трасса прямо на реке)... С другой - абсолютное безмолвие припорошенных Жигулей и серого леса. Такое ощущение, будто Волга превратилась во фронтир, за которым нечто неизведанное. На самом деле всему виной национальный парк "Самарская Лука", который занял противоположный берег. Отсутствие следов цивилизации вводит во фронтирный транс.
Минут через 15 уже болтаемся возле МВЦ "Самара космическая". Я же говорил, что некогда Самара была (в меньшей степени можно сказать и "остается") одним из важнейших центров аэрокосмической промышленности.
Дальше решаем добираться до колеса обозрения в парке Гагарина на трамвае. Вообще состояние этого прекрасного вида транспорта в Самаре удручающее. Много старых вагонов, грохочущих и непрезентабельного вида. Впрочем, с троллейбусами та же беда: даже в Кирове такие олдовые модели уже не выходят на маршрут. Весьма печальная картина для города-миллионика, при том не самого депрессивного.
Нет, не показалось. Мы шли по периметру парка и тщетно пытались высмотреть подвижки колеса. Оно не работало. Это был удар ниже пояса, поскольку альтернативных способов увидеть Самару сверху у меня не было.
Рассердился. Решил, что хотя бы надо успеть сегодня прокатиться на метро. Несмотря на то, что ближайшая станция была в 4 км, прогулялись.
У Самары (как и у Кирова) есть потенциал к росту. Пока мы шли вдоль улицы советской армии, то пропустили и многоэтажки, и парковки, и какие-то АЗС с автосервисами, и просто пустыри, а также советские пятиэтажные хрущобы. И все никак не могли дойти до метро!
...Пожалуй, стоит пояснить причину кризиса местного метрополитена. Видимо, задумывалось возведение нескольких линий одновременно. Однако в перестройку, а затем уже после развала СССР, финансирование осуществлялось слабее. Руководство старыми планами развития и скудный бюджет привели к тому, что единственная ветка метро упирается одним концом в промзону, но другим концом до центра не достаёт. Серьёзный трафик с севера города, с того же парка Гагарина, нагружает убогий наземный транспорт, который упоминал раннее. В итоге Самара либо скатится в автомобильный ад, либо всерьёз займётся полномасштабным развитием общественного транспорта.
Вполне вероятно, что относительно безлюдный центр и есть следствие отсутствия станции метро. Представьте, что вам бы пришлось идти несколько километров от станции метро до Красной площади. Вот Самара хорошо представляет! Ленинградская улица уступает и Нижегородской Покровке, и Казанской улице Баумана, не говоря про столичные улочки. Но ничего, надеюсь на лучшее для этого Поволжского города.
Завершая тему метро, отмечу прекрасную станцию Гагаринская.
Доехали до Алабинской, перекусили в "Додо-пицце". На улице занялся снежок, под которым мы медленно брели в сторону хостела. Культурную программу мы на сегодня выполнили!Несколько жильцов на кухне смотрели телевизор. Как мы поняли по обстановке и обрывкам фраз, в хостеле гости соседствовали с настоящими жильцами данного помещения (т.е. прописанными здесь). Таким образом, мы оказались на постое у незнакомцев, а не сняли койко-место в дешёвой гостинице. Стало вдвойне неудобно.
Ночью кто-то храпел, а приоткрытое окно не спасало от запаха перегара.
Второй день
Позавтракали и распрощались с хозяйкой. Советовала приезжать летом.
Поскольку поезд отправлялся в неудобное время (15.24 по местному), то на половину дня был запланирован только музей Алабина (Самарский областной историко-краеведческий музей)
Помимо основной экспозиции, которая включает такие залы как "Перекрёстки Самарской истории", "Этнография", "Археология", "Современная природа" и "Самарская Лука", поглядели на спутник и один из РД, а также выставку, посвящённую архитектору Щербачеву. Музей крутой, недорогой и очень познавательный.
Параллельно прошли квест, посвящённый Дню всех влюблённых: требовалось искать конверты в разных залах музея и выписывать из них необходимые слова. За это получили на выходе сборник "Жигулевских сказок" 1993 года издания.
Пока время отправления приближалось, мы - приближались к вокзалу. Фото на память.
В заключение: Самара - город между Казанью и Волгоградом. Очевидно? Разве что с географической точки зрения, с позиции места. Однако не только! И в социально-экономическом плане Самара тоже "середняк" между тучной Казанью и бедным Волгоградом; и в плане туристических мест Самара - пожалуй, самое компромиссное место. Если в столице Татарстана жестко прослеживается разница между красивым центром и блеклыми окраинами, а в Волгограде, наоборот - толком непонятно, как выстраивать маршрут, ибо интересные объекты рассыпаны по всей почти стокилометровой агломерации, то в Самаре, в результате "единства и борьбы" противоречий, элитных ЖК, дореволюционных слободок и советских фавел, центр не имеет столь жестких границ. И поэтому заставляет наматывать значительные расстояния. К слову о расстояниях: рекорд взят. 40 тысяч шагов!
Речная флотилия из окна уходящего поезда: