417

ГЛАДИАТОР

В переводе с латыни – меченосец. Воин, мясник, секс-символ и просто артист оригинального жанра. Участник специфического древнеримского шоу с третьего века до нашей эры до 404 года нашей. Феномен античного шоу-бизнеса, в котором крутились миллионы сестерциев и тысячи людей. Позвольте мне, ретивым сайгаком пробежаться по самым интересным особенностям этого явления.

В начале были…похороны

Да. Древний этрусский обычай, провожавший в мир иной добрых граждан человеческим жертвоприношением. В жертвы выбирались не прекрасные девы, а вовсе наоборот – суровые военнопленные. В случае их отсутствия не брезговали рабами и прочими унтерменшами. К процессу подошли творчески: вместо скучного жреца и какого-нибудь ритуального кинжала и не менее ритуального алтаря участникам выдавали по мечу, а там - как боги рассудят. Зрителям было положено взирать на это с миной серьезной, отчасти трагической, а что делать, похороны же.

Римляне перенимали этрусский обычай не сразу. В третьем веке известно только о двух покойниках, которых родственники помянули подобным образом. Но если почтить память первого вышло шестеро бойцов, то второго помянуло уже более сорока человек. А в 106-м году «погребальные игры» перестали быть погребальными и были включены в число публичных зрелищ.

Путь в профессию

Как попадали? Кино приучило нас к мысли, что гладиатор это раб или военнопленный, обращенный в рабство. Так или иначе, человек крайне тяжкой и трагической судьбы. Но, гладиаторские игры в качестве массового развлечения просуществовали более пяти сотен лет. Логично предположить, что в разные года было очень по-разному. На заре существование – да, гладиатор это чаще всего военнопленный. Которого можно использовать на арене по прямому назначению сразу же. Он силен, сыт, обучен. Взят на поле боя с оружием и броней, которые тоже можно было использовать там же. Есть кстати гипотеза, что типы гладиаторов произошли от тех племен и народов с кем римляне активно воевали. Наличие таких типов на республиканских аренах как фракиец, галл и самнит – тому подтверждение. Но о типах гладиаторов - позже.

Помимо военнопленных туда попадали просто крепкие рабы, проданные в гладиаторские школы за немалые деньги. Не обходилось и без свободных, желавших славы, денег и цветущего здоровья. И чем дальше, тем больше их становилось. Властям приходилось даже издавать специальные эдикты, запрещавшие определенным категориям граждан, например всадникам (!), продавать себя в гладиаторы. Не обходилось и без преступников, отправленных в эту индустрию самыми гуманными римскими судами. Их, кстати могли приговорить к зверям, к мечу или к школе. Последний вариант, как Вы понимаете, был самым легким. Предыдущие два означали, что тебя выпустят на арену с заточкой против профессионала или в толпе таких же везунчиков против такой же толпы (зрителям же иногда хочется не высокого качества поединка, но просто массы дымящегося мяса на арене) или с той же заточкой против зверушки. Если выжил – молодец, в школу, приговор смягчен на один пункт.

Живые трупы

Попадая в школу, каким бы путем ты туда ни попал, человек приобретал очень интересный социальный статус. Он приносил клятву гладиатора. Что это значило? На время своей работы он становился собственностью хозяина, который мог его использовать только по прямому назначению, то есть чистить сортиры вилкой, как простого раба, он его заставить не мог. Но мог вязать, казнить огнем и железом. А после выхода из школы (если везло) гладиатор не мог занимать никаких общественных должностей. Не мог избирать и быть избранным, не мог быть похоронен на общественном кладбище, только на особом, гладиаторском. Или, если не было спец кладбища, хоронили вместе с двумя другими категориями не-граждан, актерами и проститутками, людьми зарабатывавшими своим телом. Как и он сам.

Карьерный рост у этих парней был только один: становиться тренерами в своих школах или, если повезло с деньгами, открывать свои школы. Как, например Гней Лентул Батиат – хозяин школы, в которую, в свое время, попал Спартак.

Кстати, деньги

Деньги у гладиаторов были. За каждую победу на арене гладиатор получал четверть своей цены, по самому гуманному римскому закону. С каждой победой популярность, а соответственно и цена гладиатора росла. Рос и гонорар.

Но, давайте сначала. Ланиста (хозяин школы) игр не устраивал. Так как устраивать игры – развлечение для уважаемых парней, чтобы стать еще более уважаемыми. Ланиста же по своему социальному статусу был не намного выше своих подопечных, по крайней мере, в глазах власть придержащих. Этакий содержатель хорошего, годного борделя, если мерять нашей меркой. Сутенер высшего пошиба. Так вот, он сдавал свою собственность, гладиаторов, в аренду устроителю. Тот возмещал в полном объеме цену погибших, платил гонорары победителям и арендную плату хозяину. Плюс, бывали же не только игры с большой буквы. Бывало так, что патриции, испивши зелена вина, требовали гладиаторов (пару, две) прямо на виллу. Или сами заявлялись в школу, посмотреть бой, так сказать, приват. Кстати о привате. Римские матроны бывали очень не против провести время с неким до ужаса романтичным и брутальным героем арены. И это все за отдельные деньги.

А деньге школе были нужны. И не для сто двадцать пятых золотых серег жене ланисты, но для годной еды подопечным, для постоянного ремонта и улучшения снаряжения (в этом сезоне конкурент выставил бойцов в посеребренных латах, надо к празднику удивить толпу чем-то новым). И, конечно же, врачи. На толкового врача в среде ланист скупиться было не принято, а то ты вбухаешь в свою новую супер машину убийства сотни денег, а от царапины схватит сепсис и помрет. Например, по легенде, знаменитый Гален, некоторое время был врачом в нескольких школах. Уже ставши знаменитым и даже великим.

Убей его!

Мы привыкли к тому, что поверженный гладиатор погибал. Толпа требовала крови, победитель добивал невезучего оппонента. Но, как мы помним, гладиатор стоил очень дорого. И вот так вот всех убивать – денег не напасешься. Кроме того, останки гладиаторов, найденные в Эфесе, говорят о том, что ранили их немало, но потом тщательно штопали и возвращали в строй, чтоб и дальше обогащал хозяина. Вот, например, Фламма – мегачемпион античности, четырежды получавший деревянный меч, но никак не уходивший с арены. Он провел тридцать четыре поединка, в четырех из которых он потерпел поражение. Трижды же его, получается, миловали. Сохраняя для будущих игр.

Ave Caesar!

Да, немало удивляет невеликое количество боев, выпадавшее на долю гладиатора. 4-5 в год, остальное – тренировки. Непривычно видеть эти цифры после фильмов, в которых гладиатор бьется чуть ли не каждый день.

Еще одна непривычность заключается в том, что средний бой профессионалов мог продолжаться до 20 минут (об этом в книге В.А. Гончаровского «Арена и кровь»). Бойцов разводили, давали им отдохнуть, толпу в это время развлекали проктологи-иллюзионисты и прочие мастера эльфефокусов.

Но вот вопрос, который меня немало заботит: что же происходило на арене? Всякий, знакомый с холодным оружием и с фехтованием подтвердит, что двух-трех минут (а то и меньше) вполне достаточно, чтобы решить, кто тут альфа, а кто не тащит. 20 минут это что-то запредельное. Так не бывает. Точнее бывает, если люди не бьются, а показывают рестлинг или катают арт-фехтовальный номер. Но арт-фехт не предполагает трупов, а там они были. Притом запланировано. А реальный бой не требует столько времени. И вот вопрос, на который у меня нет ответа: что именно показывали на арене гладиаторы. Само-собой шоу, но как они ловили грань между эффектностью и эффективностью?

И зачем все это?

Меня в гладиаторских играх всегда смущало одно. По сути, это такой античный рестлинг, только насмерть. Развлечение для не самой взыскательной публики, казалось бы нам. Но римляне, культурная, развитая нация подходит к этому процессу очень серьезно, сеть амфитеатров и лудусов раскинулась от Франции до Африки. Многие из них мы до сих пор можем лицезреть. И в те амфитеатры ходили и патриции и сыновей своих водили. Зачем? Какой смысл римляне вкладывали в происходящее?

С одной стороны, не стоит усложнять: бой, кровь, мясо, азарт. Вот тебе и смысл. Но не только. Был еще кусок воспитательного эффекта. «Умереть как гладиатор» - бесстрашно, подлинно по-римски – это очень круто. К этому приучали детей, что если раб так может, то и ты смоги, когда придет пора.

С другой стороны, римляне жили в постоянном внутреннем страхе, как единственный оплот цивилизации в море варваров, а амфитеатр успокаивал. Амфитеатр это мир наизнанку – грозные варвары, обряженные в перья, гламурные доспехи и кожаные трусы, убивают друг друга на потеху римлян, круто же.

На этом, пожалуй все. Интересно, а большинство людей, слушающих российскую эстраду, делают это из тех же побуждений: «Спасибо Юпитеру, что я не такой варвар, чтобы делать со сцены это»? Хм…надо по-расспрашивать.

ГЛАДИАТОР

Лига историков

19.4K пост55K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения