Где бессильна ваша кредитная карточка

Реб Мендел Футерфас был одним из величайших хасидов предыдущего поколения. Он провел 20 лет в заключении в сибирских лагерях за активное распространение иудаизма. Героизм реб Мендела не ограничивался лишь опасными для жизни упорством в соблюдении еврейского закона, но также и тем, как он всегда стремился оставаться веселым, несмотря на самые отчаянные обстоятельства.


Добрый характер и благочестие реб Мендела завоевали ему высочайшее уважение других осужденных. Однажды, когда все сидели вместе, они со скептическим любопытством спросили его, почему он всегда так весел. В лучших традициях Талмуда, он ответил вопросом на вопрос, спросив, почему они все так подавлены. Крайне удивленные таким вопросом, они объяснили ему то, что и так казалось очевидным: каждый рассказал историю о том, как там, на воле, когда-то был видным адвокатом, журналистом или политиком, и как потом был растоптан и сослан в далекие сибирские края.


Столь неопровержимо обосновав свою кручину, они повторили свой изначальный вопрос: "Реб Мендел, а почему Вы так веселы?" На что он ответил: "А я на воле был евреем, и здесь я еврей".

За последний год многие богачи превратились в бедняков, многие состоятельные люди стали нищими – это страшное время. Какое утешение может предложить Тора тем, чьи богатства были утрачены?


Возможно, история реб Мендела может многое объяснить. Ты никогда не был "богачом"; ты был человеком, который был богат. Твоею личностью никогда не был, и сейчас не является, твой банковский счет или ценные бумаги - сейчас мы видим, как легко их можно потерять. Если мы становимся жертвой правила Теодора Рузвельта о том, что "деньги – это ведение счета", тогда мы взлетаем и падаем вместе с фондовым рынком, и наша личность – это прибыли и потери, существующие лишь на бумаге.


Если бы я был "богачом", я б не так уж много стоил. Кредитная карточка не может посочувствовать, ценные бумаги – рассказать сказку перед сном, а биржевые опционы не помогут собрать миньян  [10 взрослых евреев для общей молитвы].


Люди, плывшие на корабле с Ионой, спросили его: "Какое занятие твое и откуда пришел ты, что за страна твоя и из какого народа ты?". И он ответил: "Еврей я и страшусь Г-спода Б-га небес". Не моя налоговая декларация определяет, кто я такой, а мои отношения с Творцом. То, чем я зарабатываю на жизнь, не есть смысл моей жизни.


Одна женщина как-то попросила благословения Ребе на то, чтобы стать машинисткой, что помогло бы ей содержать свою семью. Ребе ответил: "Печатай, чтобы содержать свою семью, но не становись машинисткой".


В новостях говорят, что люди стали пересматривать свои приоритеты и менять покупательские привычки. Возможно, в этом есть что-то спасительное для нас. Нынешний экономический спад – это возможность понять, кто мы такие, ведь без всей внешней мишуры это можно разглядеть гораздо лучше.


Раввин Барух Эпштейн

Перевод Анны Каллер