Фридрих II. Часть 5. Отлучение от церкви

Фридрих II. Часть 5. Отлучение от церкви История, Средневековье, Римская империя, Фридрих II, Длиннопост

Начало истории – здесь

Предыдущий кусочек истории – здесь

В качестве покровителя наук и искусств Фридрих в основном проявил себя позже, ну после того, о чём в данном разделе. После и расскажу подробнее.


Но уже к 1225 основаны медицинская школа в Салерно и университет в Неаполе, переведены труды древнегреческих учёных и философов, ведутся научные и теологические диспуты.


А ещё – поэзия.


Но сейчас Фридрих, император Священной Римской империи, король Сицилии и король Иерусалима готовится к Крестовому походу.


Есть за что бороться.


Обещал выступить в 1227 году. И готов выполнить обещание.


Август 1227-го. Крестоносцы собрались в Бриндизи. Большое войско, по тем временам – огромное, со всей Германии. Корабли тоже готовы. Ну всё.


В лагере крестоносцев началась эпидемия непонятной болезни. Типа лихорадка. Ну тогда всё, что сопровождалось повышением температуры, называли лихорадкой. А может, вирус какой. Коронавирус?


Люди стали умирать. Другие, опасаясь заразиться, покидали лагерь. Умирали и слуги, и вельможи. Там, в лагере под Бриндизи, окончил свои дни ландграф Тюрингии Людвиг IV, прозванный позднее Святым.


А Фридрих – всё равно. В первых числах сентября отправился в путь авангард под командованием Генриха IV, герцога Лимбургского. Несколько дней спустя (8 сентября) отплыл и сам Фридрих с остальной частью армии.


И тоже заболел, уже на корабле. Мало того, что половина войска, так и сам император.


Даже хохмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца посоветовал вернуться на берег и отложить поход. Крестоносцы высадились в Отранто и разбрелись по домам, те, кто ещё был в силах.


Фридрих отправился лечиться.


Папа Григорий IX, сменивший умершего в том же 1227-м Гонория III, был в ярости.


Как-то часто они, эти папы римские в ярость впадают. Специально выбирают таких неуравновешенных? Или положено по должности?


Григорий IX до того договорился, что обвинил Фридриха в самоличном распространении заразы среди крестоносцев – только бы сорвать Крестовый поход. Болезнь самого Фридриха – ясное дело – притворство. Папа не только отлучил императора от церкви (такое бывает), но и проклял его громогласно в Соборе Святого Петра.


Григорий освободил всех подданных императора от вассальной присяги.


В ответ на это эмиссары Фридриха подняли восстание в Риме, Папа вынужден был бежать и где-то скрываться.


Весной 1228 года Фридрих полностью выздоровел и снова собрал армию, хотя и не так большую, как в прошлом году. Он послал папе письмо о своей готовности к возобновлению похода и с предложением о примирении.


- Ты никакой не император, не христианин, а всего лишь проклятый Богом предводитель шайки разбойников, – так примерно ответил Григорий IX императору Священной Римской империи.


Не только не благословил на борьбу с мусульманами, а наоборот запретил появляться в Святой земле.


Ну а что теперь?


Фридрих всё равно отплыл. 28 июня 1228 года.


За что и был вторично проклят и отлучён от Церкви. Не очень понятно – ещё более сильно отлучён (куда уж более) или имелось в виду что-то вроде звания дважды Героя. У Григория теперь не спросишь.

Фридрих II. Часть 5. Отлучение от церкви История, Средневековье, Римская империя, Фридрих II, Длиннопост

Да, перед самым началом Шестого крестового произошло два взаимосвязанных события. У Фридриха родился сын Конрад. При родах умерла Иоланта Иерусалимская. Снова вдовец.


Как и другие знаменитые крестоносцы до и после него (Ричард Львиное Сердце, Людовик Святой), Фридрих Гогенштауфен перед высадкой в Утремере сделал остановку на Кипре.


Кипром правил одиннадцатилетний король Генрих I из династии Лузиньянов. Регентом при нём считалась мать, Алиса (Адель) Шампанская, но реально всеми делами заправлял Жан д’Ибелин.

За труды по управлению королевством Кипра согласно старой традиции Ибелину полагалось временное владение Бейрутом. Чтобы он мог в процессе трудов себя нормально обеспечивать и немножко богатеть, зарплаты тогда были как-то не в ходу. Сложно немножко, но логично.


Короли Кипра – они суверены, конечно. Но, понятное дело, по отношению к императору Священной Римской империи всей германской нации должны находиться в подчинённом положении. И к королю Иерусалима – тоже.


Фридрих нисколько не посягал на права юного Генриха Лузиньяна. Но вот зачем такая сложная система регентства, если Верховный правитель может за это дело взяться сам? В общем император отстранил от власти и Алису и д’Ибелина. И Бейрут не забыл конфисковать. Правда, Бейрут далеко, ещё плыть да плыть, и вообще не очень реально туда императорскому войску добраться, а Жан д’Ибелин, вынужденно смирившись с потерей власти на Кипре, этот самый Бейрут отдавать отказался категорически.


Кроме всего прочего, практически все кипрские сеньоры остались сменой власти конкретно недовольны.


То есть императорская власть была на Кипре установлена, но держалась – не то чтобы на честном слове – на мечах крестоносцев, которые вот-вот должны были отбыть с острова.


Но Фридрих же не дурак. Свою законную должность (вероятно, очень доходную) регента Кипра он продал сразу пяти соискателям. Не очень понятно, всем вместе или каждому по отдельности.

Неплохой бизнес.


Гражданская война между пятёркой регентов и сторонниками Жана д’Ибелина тянулась до середины 1230 года и закончилась победой д’Ибелина. Они все там вроде как примирились, но править Кипром от имени малолетнего короля Генриха продолжал Жан Ибелин Старый.


В сентябре 1228 армия Фридриха II высадилась в Акре.


Армия.


Двадцать галер – если это были большие галеры – могли перевезти максимум шесть тысяч человек. Может, меньше. В любом случае это не могли быть шесть тысяч активных комбатантов. Слуги тоже нужны.


Вообще есть упоминания, что Фридрих отправился в крестовый поход с тысячей рыцарей. Не противоречит особенно – плюс оруженосцы, плюс сержанты, плюс уже упомянутые некомбатанты (невооружённые слуги).


Как-то по сравнению с войсками других крестовых походов – не впечатляюще.


Акра.


Конечно, к святому делу отвоевания Иерусалима могли бы присоединиться многие рыцари, уже находящиеся на тот момент в Заморье.


Могли бы.


Тамплиерам с госпитальерами это было прямо запрещено папой римским. Если бы даже и хотели – поддерживать дважды отлучённого да ещё и проклятого атамана разбойников – Святой Престол не похвалит.


Местные, давно прижившиеся в Утремере аристократы вовсе не желали установления в Королевстве Иерусалимском сильной централизованной власти. Ясно же, что при Фридрихе их привольное бытие станет уже не таким привольным. К этому ещё влияние авторитетного рода д’Ибелинов, никак не позитивное.


Рыцари и простые воины, временно обретавшиеся в Акре в качестве паломников, тоже знали и об отлучениях, и о проклятии, энтузиазма присоединиться к армии императора это не добавляло.


Единственно, кто реально поддержал Фридриха, – Тевтонский орден. Год назад хохмейстер Герман фон Зальца сам посоветовал Фридриху вернуться. И сейчас тоже твёрдо держал его сторону. Впрочем, похоже, что Тевтонский орден был более зависим от императора, чем от папы.


Не сильно большое войско получилось. Но Фридрих повёл его вдоль побережья на юг, к Яффе.

Никаких боевых действий во время этого похода не случилось да и не планировалось. Так, не то демонстрация силы, не то учебный марш-бросок на 120 км.


Дальше император начал заниматься укреплением Яффы. Не то чтобы эта самая Яффа так уже сильно нуждалась в укреплении, но Фридрих – всё равно.


И начались переговоры.


Продолжение следует