594

Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине

Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост

Картина Франца Рубо "Живой мост" (1898), если посмотреть на нее издалека, кажется обычным батальным полотном. Приглядываясь, мы видим, что на картине происходит нечто неладное: тяжелая пушка едет через промоину, заваленную телами живых солдат, и вот–вот задавит их насмерть. Современным искусствоведом происходящее описано так:


Сюжетом этого произведения послужило реальное событие, произошедшее во время русско–персидской войны 1804— 1813 гг. Небольшой отряд нашей армии в 350 штыков, ядро которого составлял шефский батальон 17–го егерского полка, отступал под натиском 30–тысячной армии Аббас–Мирзы. Путь преградила глубокая промоина, преодолеть которую две имевшиеся в отряде пушки не могли. Ни времени, ни материалов для строительства моста не было. Тогда рядовой Гаврила Сидоров со словами: «Пушка — солдатская барыня, надобно ей помочь» первым лег на дно ямы. За ним устремились еще человек десять. Пушки перевезли по телам солдат, при этом сам Сидоров погиб от полученной черепной травмы.


Так как во всей этой истории есть нечто, возмущающее нравственное чувство, а сама она находится на грани правдоподобности, я решил разобраться в деле поподробнее.


Исторический контекст


Картина изображает один из эпизодов русско–персидской войны 1805–1813 годов — героическое отступление маленького отряда полковника Карягина от огромного персидского войска под началом 15–летнего наследника престола Аббаса–мирзы, имевшее место в Карабахе в июне 1805 года. Сколько именно было персов — мы не знаем, по русским источникам 20 тысяч, чему верить невозможно. В любом случае, отряд Карягина дрался с превосходящими силами врага смело, не сдавался, смог дождаться подмоги, и большая часть людей спаслась.


Война на Кавказе и в Закавказье на тот момент шла за азербайджанские ханства, традиционно являвшиеся вассалами каджарских шахов. Русские, имевшие хорошо подготовленную и вооруженную, но маленькую (главная война идет в Европе, до Аустерлица осталось 5 месяцев) армию, вели себя весьма агрессивно. Вначале они подписывали с различными владетелями мирные договоры, а затем, набравшись сил, проглатывали их (как только что вышло с Картли–Кахетинским царством). Персы, армия которых пребывала в позорном состоянии (у каджаров всё пребывало в позорном состоянии) действовали не умением, а числом — в среднем у них было в пять раз больше войска. Это приводило к неустойчивому равновесию, и в течение 7 лет русские и персидские отряды с короткими перерывами гоняли друг друга туда и сюда по горам и равнинам относительно небольшого театра военных действий, то занимая, то оставляя различные местности. Только в 1813 году русские напряглись и выгнали персов навсегда, а нынешние Армения и Азербайджан были присоединены к империи.


Откуда Рубо взял свой сюжет


Первый раз подвиг Гаврилы Сидорова упоминается в книге давно забытого писателя Дмитрия Бегичева "Быт русского дворянина в разных эпохах и обстоятельствах его жизни" (1851 год). Книга представляет собой своеобразную смесь мемуаров и публицистики патриотического направления. Рассказ о подвиге Гаврилы идет со слов некоего не называемого по имени полковника, свидетеля происшествия; повествование очевидным образом беллетризовано.


Самое неожиданное, что мы видим из этого рассказа — подвиг описывается совсем не так, как он изображен на картине Рубо. Когда пушка оказывается на краю небольшой, но непреодолимой промоины, сообразительный Гаврила придумывает построить из связанных ружей мост. Воткнутые в землю штыками ружья становятся опорами, а положенные на них горизонтальные ружья служат балками. Ружья плохо годятся для сооружения мостов, и солдаты поддерживают конструкцию с краев, чтобы она не развалилась. Первая пушка переезжает через импровизированный мост благополучно, вторая срывается, ударяет Гаврилу колесом, и он погибает от черепно–мозговой травмы. Все остальные солдаты остаются невредимы.


Затем подвиг Гаврилы попал в пятитомную "Кавказскую войну" официального военного историка полковника Василия Потто (1887 год). Это издание уже можно считать научным (Потто очевидно работал с военными архивами), но, увы, оно не снабжено необходимыми ссылками и ограничивается российскими источниками (впрочем, никакие российские историки персидские документы читать не умеют и не собираются и по сю пору). Изложение в книге ведется в приподнятом стиле и имеет оттенок официозной пропаганды. Понятно, что Рубо в поисках годных сюжетов прочитал именно эту книгу.


Потто сообщает, что кроме истории Бегичева ему был доступен отчет туземного проводника, из которого видно, что "четыре солдата легли в канаву и пушка проехала по ним", в донесениях же командира отряда подвиг не отражается (Потто объясняет это большой занятостью Карягина). Потто однозначно присоединяется к версии Бегичева.


Итак, мы видим, что Рубо, мягко говоря, модифицировал доступный ему исторический источник, согласно которому солдат погиб в результате несчастного случае при переправе пушки через остроумно построенный из подручных средств мостик.


Возможен ли живой мост технически?


6–фунтовая полевая пушка начала XIX весила (без передка/зарядного ящика) 680 кг. Допустить, что из связанных ружей, поддерживаемых людьми, удастся построить некоторую конструкцию, выдерживающую точечную нагрузку в 340 кг, можно. Из рассказа понятно, что такая конструкция была неочевидной (до нее догадался только один солдат), а работала она на грани аварии. Длина ружья той эпохи (без штыка) — 140–150 см, а орудийная запряжка без всяких мостиков могла преодолевать препятствия глубиной до 50–60 см (лимитом был размер колеса, запас тяги у четырех лошадей имелся); следовательно, в данном диапазоне глубин препятствия мост из ружей мог оказаться практически пригодным.


Между тем, идея закладывать канаву телами людей представляется технически невыполнимой. На полотне мы видим в канаве восемь солдат, объем которых составляет (даже при неплотной укладке), никак не более одного кубического метра, то есть, при длине тела 1.6 м, 0.6 м2 поперечного сечения канавы. Во–первых, через такую канаву пушка со 130–сантиметровыми колесами могла переехать и сама, а во–вторых, даже если канава и была слишком обрывистой для пушки, то 350 солдат, составлявших отряд, могли закидать ее грунтом или камнями за пять минут. И даже если предположить, что камней рядом нет и в отряде нет лопат, хоть какое–нибудь имущество общим объемом в 1м3, которым можно было бы заполнить канаву, явно имелось — для начала следовало использовать для этого зарядные ящики.


Местность, на которой разворачивается действие картины, совсем не соответствует рассказу. Отряд Карягина двигался из Шахбулага (Şahbulaq qalası) в Мухрат (Kiçik Qarabəy). Оба пункта соединены дорогой, идущей по Ширванской долине; но сам–то Мухрат находится уже в горах Карабахского хребта, на 300м выше долины. Сомнительно, чтобы наверх в горы шла идеальная дорога, а вот на равнине неожиданно попалась одна–единственная промоина, через которую невозможно перетащить пушку. Очевидно, что по горной местности пушки либо не возили, либо их сопровождали саперы, у которых были как минимум лопаты, доски, веревки, анкерные колья и мешки для переноски грунта; в противном случае солдаты, телами которых можно было закладывать препятствия, скоро бы закончились. В мемуарах участников Кавказских войн остановки колонн перед препятствиями и вызов саперов для из преодоления упоминаются непрестанно. Пример прекрасной работы саперов мы можем увидеть на картине того же Рубо "Штурм Ахульго" (в комментариях).


Основа моральной коллизии: оторвавшийся вагон и толстяк


Моральная коллизия, содержащаяся в идее переезда пушки через промоину по телам людей, становится ясной, если мы ознакомимся с двумя современными задачами по прикладной этике.


Задача А. Отцепившийся вагон мчится по путям. На главном пути стоят не замечающие вагона пять человек, на боковом — также не замечающий вагон толстяк. Вы стоите рядом со стрелкой. Этично ли будет перевести вагон на боковой путь, тем самым пожертвовав одним человеком для спасения пяти?

Задача Б. Отцепившийся вагон мчится по путям. На главном пути стоят не замечающие вагона пять человек. Вы стоите на мостике над путями. Рядом с вами стоит толстяк. Если вы столкнете толстяка с мостика, вагон затормозится об него, и пятеро спасутся (если спрыгнете сами — нет). Этично ли будет столкнуть толстяка под вагон, тем самым пожертвовав одним человеком для спасения пяти?


Если вы считаете, что стрелку перевести можно, но сталкивать толстяка с мостика нельзя, вам следует ответить на еще один вопрос: в чем разница между двумя случаями, ведь последствия и там, и там одинаковые?


Этика — не математика, и единственного правильного ответа тут нет. Близкое мне объяснение состоит в том, что в первом случае вагон перенаправляется посредством стрелки, а толстяк погибает как человек, он сам выбрал для себя прогулку по железнодорожным путям, занятие, содержащее в себе некоторую вероятность быть задавленным, и эта вероятность для него реализовалась. Во втором же случае толстяк погибает не как человек, а как предмет, как живой тормоз, а использовать человека как предмет, груз, вещество, контейнер с биоматериалами и т.п. есть заведомо аморальное дело. В том числе, даже если он сам согласен на такое использование.


Тем, кто еще не усвоил такой этический подход, поможет Задача B. У врача–трансплантолога на отделении умирают пять пациентов, которым уже не дождаться донорского органа. Одному нужна печень, другому почки, третьему сердце и т.п. Опечаленный врач выходит в коридор, и видит там случайно забредшего на отделение толстяка. У толстяка совершенно здоровые печень, почки, легкие....


Почему была написана эта картина


Мы видим, что авторы середины и второй половины 19 века, пересказавшие (или придумавшие) историю подвига Гаврилы Сидорова, отнюдь не представляли его злосчастным толстяком из приведенных выше примеров. Напротив, в поведении Гаврилы подчеркивались инициативность и сметливость, соединенные со смелой готовностью нести разумные риски. Гаврила выступал в их рассказах как деятель, принявший ответственность на себя в обход затупивших офицеров.


Рубо переделал историю в совсем ином ключе. Солдаты послушно (и даже с некоторой радостью) идут на бойню. Они отказываются от человеческого достоинства и активности, превращая себя в строительный материал, который сейчас будет раздавлен колесами орудия. Гаврила Сидоров как индивидуум исчезает, и солдаты сливаются в неразличимую массу. Но даже Рубо счел важным подчеркнуть, что солдаты ложатся под колеса добровольно — офицеры, приказывающие подчиненным подобным образом жертвовать собой (то есть сталкивающие толстяка на рельсы) еще казались ему отвратительными.


Почему это произошло? Мне кажется, что, как это всегда бывает, художник интуитивно уловил дух наступающей эпохи. Россия, после долгого правления царя–миротворца, снова начала точить когти. Агрессивность военного командования и правительства в целом постепенно повышалась. С кем и зачем воевать, пока что было непонятно, но желание возрастало. А вот армия уже не была старой рекрутской армией, в которой служившие 25 лет солдаты считали роту своим домом, а бесконечную Кавказскую войну — естественным образом жизни. Армия стала призывной. Как поведут себя призывники, если им придется биться за Квантунский полуостров, до которого русскому крестьянину 1905 года точно так же не было дела, как не было ему дела до Гянджинского ханства в 1805 году?


И вот тут на сцене появляется Рубо со своей сладкой ложью; Рубо говорит царю и генералам то, что им хочется услышать — русский солдат имманентно предан царю, бездумен и героичен, ему не нужно ничего для себя, он готов отказаться от человеческого достоинства, превратиться в пыль, броситься под колесницу Джаггернаута ради победы, смысла и пользы которой он сам не видит.


Картина попала в самую точку и имела большой успех. Каждому приятно восседать на колеснице Джаггернаута, под которую кидаются бесчисленные Гаврилы. Николай II, посетивший выставку в Историческом музее, купил картину для своих апартаментов в Зимнем дворце. В 1904 году началась русско–японская война. Колесо катилось и катилось по Гаврилам, увеличиваясь в размере с каждым годом. Теперь оно стало называться Красным колесом. За последующие 50 лет Колесо переехало в России более 30 миллионов Гаврил, их жен и детей. В 1918 году, в подвале Ипатьевского дома, Колесо переехало и владельца картины.


Рубо же не попал под Колесо. Художник, как оказалось, умел пересматривать свои взгляды. Перед войной Рубо, по рождению чистокровный француз, поменял национальную идентичность — он уехал в Мюнхен и принял германское гражданство. Изменилось и отношение художника к войне. В 1915 году он написал неловкую и страшную антивоенную картину "Данте и Вергилий в окопах", в которой война изображается как чистое зло, а окоп становится кругом Ада.

Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост
Изображение подвига Гаврилы Сидорова в первоначальной его версии. Мост из ружей нарисован бестолково, по тексту Бегичева у него были еще и вертикальные опоры из воткнутых штыками в землю ружей, так что на солдат приходилась только некоторая часть веса пушки. В изображенном на рисунке виде на одного солдата давит как минимум 170 кг, это уже чересчур, это же просто солдаты, а не чемпионы–тяжелоатлеты.
Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост

Рубо. Штурм Ахульго.

Обратите внимание на отличного качества импровизированный мост, построенный русскими саперами.

Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост
Путь в крепость Мухтар. Как–то сомнительно, чтобы в такой местности на дороге не встретились препятствия, значительно более серьезные, чем изображенное на картине.
Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост

Рубо. Данте и Вергилий в окопах. 1915.

Франц Рубо. Живой мост: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост

А вот индийский Гаврила сиганул под колесницу Джаггернаута.

Найдены дубликаты

Лига историков

6.8K постов31.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Подробнее
+4
А вот в толстяковой задачке не рассматривается вариант, кем лично тебе приходится толстяк или те пятеро?
+12

Что за Красное колесо и почему оно катилось более 50 лет? Если это имеет отношение к произведению Солженицина, то там оно "катилось" с 1914 по 1917. Если это указывает на нескончаемость жертв, то это чушь, потому что жертвы ПМВ и ВМВ в России имеют совершенно разное значение и причины.

раскрыть ветку 25
+5

а что такого написал Солженицын про период 1914-1917 год?
И в любом случае, это не период "красного колеса".
Период "красного колеса" - это скорее всего, сталинские репрессии. И в таком случае число в 30 миллионов погибших или хотя бы севших -  дикая застарелая ложь. Это же треть населения от того числа, что осталась в России после ПМВ и революции.

раскрыть ветку 1
+1

СССР. "В 1918 году, в подвале Ипатьевского дома, Колесо переехало и владельца картины." Николая II расстреляли большевики. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8

раскрыть ветку 19
-2
Есть и более холистическое понимание истории. Некоторые исследователи называют ПМВ и ВМВ Первой и Второй частями Гражданской войны в Европе, считая весь этот поток событий единым.
раскрыть ветку 2
+45

Я человек простой.

Вижу пост от @erohov, плюсую, сохраняю и дней через 3-5 читаю. Еще пара постов и можно будет админу прошения о выдаче тебе индивидуальной награды катать.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+17
Поддерживаю! Редкий пост с таким интересом читаю!
+2

есть возможность плюсовать его посты ШЕСТЬ раз!!!!!

самое трудное - не читать ленту в момент добавления поста

если вам повезло и лента не открывалась до момента прочтения поста в лучшем, то ставим посту минус - открываем в фоновой вкладке ленту и еще в одной сам пост.

после этого ставим два плюса в лучшем, два плюса в ленте и два плюса в самом посте!

+24

Живое описание истории:

Поход полковника Карягина против персов в 1805-ом году не похож на реальную военную историю. Он похож на приквел к «300 спартанцев» (40 000 персов, 500 русских, ущелья, штыковые атаки, «Это безумие! — Нет, это 17-ый егерский полк!»). Золотая, платиновая страница русской истории, сочетающая бойню безумия с высочайшим тактическим мастерством, восхитительной хитростью и ошеломительной русской наглостью. Но обо всем по порядку.

В 1805 году Российская Империя в составе Третьей коалиции воевала с Францией, причем воевала неудачно. У Франции был Наполеон, а у нас были австрийцы, чья воинская слава к тому моменту давно закатилась, и британцы, никогда не имевшие нормальной наземной армии. И те, и другие вели себя как полные дегенераты и даже великий Кутузов всей силой своего гения не мог спасти провальную кампанию. Тем временем на юге России у персидского Баба-хана, с мурлыканием читавшего сводки о наших европейских поражениях, появилась Идейка. Баба-хан перестал мурлыкать и вновь пошел на Россию, надеясь рассчитаться за поражения предыдущего, 1804 года. Момент был выбран удачно — из-за привычной постановки привычной драмы «Толпа так называемых союзников-криворуких-мудаков и Россия, которая опять всех пытается спасти», Петербург не мог прислать на Кавказ ни одного лишнего солдата, при том, что на всем Кавказ имелось лишь от 8 000 до 10 000 наших солдат. Поэтому узнав, что на город Шушу (это в нынешнем Нагорном Карабахе. Азербайджан знаете, да? Слева-снизу), где находился майор Лисаневич с 6 ротами егерей, идет 40 000 персидского войска под командованием Наследного Принца Аббас-Мирзы (мне хочется думать, что он передвигался на огромной золотой платформе, с кучей уродов, фриков и наложниц на золотых цепях, лайк э факин Ксеркс), князь Цицианов выслал всю подмогу, которую только мог выслать. Все 493 солдата и офицера при двух орудиях, супергерое Карягине, супергерое Котляревском (о котором отдельная история) и русском воинском духе.


Они не успели дойти до Шуши, персы перехватили наших по дороге, у реки Шах-Булах, 24 июня. Персидский авангард. Скромные 10 000 человек. Ничуть не растерявшись (в то время на Кавказе сражения с менее чем десятикратным превосходством противника не считались за сражения и официально проходили в рапортах как «учения в условиях, приближенных к боевым»), Карягин построил войско в каре и целый день отражал бесплодные атаки персидской кавалерии, пока от персов не остались одни ошметки. Затем он прошел еще 14 верст и встал укрепленным лагерем, так называемым вагенбургом или, по-русски, гуляй-городом, когда линия обороны выстраивается из обозных повозок (учитывая кавказское бездорожье и отсутствовавшую сеть снабжения, войскам приходилось таскать с собой значительные запасы). Персы продолжили атаки вечером и бесплодно штурмовали лагерь до самой ночи, после чего сделали вынужденный перерыв на расчистку груд персидских тел, похороны, плач и написание открыток семьям погибших. К утру, прочитав присланный экспресс-почтой мануал «Военное искусство для чайников» («Если враг укрепился и этот враг — русский, не пытайтесь атаковать его в лоб, даже если вас 40 000, а его 400»), персы начали бомбардировать наш гуляй-город артиллерией, стремясь не дать нашим войскам добраться до реки и пополнить запасы воды. Русские в ответ сделали вылазку, пробились к персидской батареи и взрорвали ее к чертям собачьим, сбросив остатки пушек в реку. Впрочем, положения это не спасло. Провоевав еще один день, Карягин начал подозревать, что он не сможет с 300 оставшимися русскими перебить всю персидскую армию. Кроме того, начались проблемы внутри лагеря — к персам перебежал поручик Лисенко и шесть зайчишек-трусишек, на следующий день к ним присоединились еще 19 гребаных хиппи — таким образом, наши потери от трусливых пацифистов начали превышать потери от неумелых персидских атак. Жажда, опять же. Зной. Пули. И 40 000 персов вокруг. Неуютно.


На офицерском совете были предложены два варианта: или мы остаемся здесь все и умираем, кто за? Никого. Или мы собираемся, прорываем персидское кольцо окружения, после чего ШТУРМУЕМ близлежащую крепость, пока нас догоняют персы, и сидим уже в крепости. Там тепло. Хорошо. И мухи не кусают. Единственная проблема — нас уже даже не 300 русских спартанцев, а в районе 200, а их по-прежнему десятки тысяч и они нас караулят, и все это будет похоже на игру Left 4 Dead, где на крошечный отряд выживших прут и прут толпы озверевших зомби. Left 4 Dead все любили уже в 1805-ом, поэтому решили прорываться. Ночью. Перерезав персидских часовых и стараясь не дышать, русские участники программы «Остаться в живых, когда остаться в живых нельзя» почти вышли из окружения, но наткнулись на персидский разъезд. Началась погоня, перестрелка, затем снова погоня, затем наши наконец оторвались от махмудов в темном-темном кавказском лесу и вышли к крепости, названной по имени близлежащей реки Шах-Булахом. К тому моменту вокруг оставшихся участников безумного марафона «Сражайся, сколько сможешь» (напомню, что шел уже ЧЕТВЕРТЫЙ день беспрерывных боев, вылазок, дуэлей на штыках и ночных пряток по лесам) сияла золотистая аура, поэтому Карягин просто разбил ворота Шах-Булаха пушечным ядром, после чего устало спросил у небольшого персидского гарнизона: «Ребята, посмотрите на нас. Вы правда хотите попробовать? Вот правда?». Ребята намек поняли и разбежались. В процессе разбега было убито два хана, русские едва-едва успели починить ворота, как показались основные персидские силы, обеспокоенные пропажей любимого русского отряда. Но это был не конец. Даже не начало конца. После инвентаризации оставшегося в крепости имущества выяснилось, что еды нет. И что обоз с едой пришлось бросить во время прорыва из окружения, поэтому жрать нечего. Совсем. Совсем. Совсем. Карягин вновь вышел к войскам:


— Друзья, я знаю, что это не безумие, не Спарта и вообще не что-то, для чего изобрели человеческие слова. Из и так жалких 493 человек нас осталось 175, практически все ранены, обезвожены, истощены, в предельной степени усталости. Еды нет. Обоза нет. Ядра и патроны кончаются. А кроме того, прямо перед нашими воротами сидит наследник персидского престола Аббас-Мирза, уже несколько раз попытавшийся взять нас штурмом. Слышите похрюкивание его ручных уродов и хохот наложниц? Это он ждет, пока мы сдохнем, надеясь, что голод сделает то, что не смогли сделать 40 000 персов. Но мы не сдохнем. Вы не сдохнете. Я, полковник Карягин, запрещаю вам дохнуть. Я приказываю вам набраться всей наглости, которая у вас есть, потому что этой ночью мы покидаем крепость и прорываемся к ЕЩЕ ОДНОЙ КРЕПОСТИ, КОТОРУЮ СНОВА ВОЗЬМЕМ ШТУРМОМ, СО ВСЕЙ ПЕРСИДСКОЙ АРМИЕЙ НА ПЛЕЧАХ. А также уродами и наложницами. Это не голливудский боевик. Это не эпос. Это русская история, птенчики, и вы ее главные герои. Выставить на стенах часовых, которые всю ночь будут перекликаться между собой, создавая ощущение, будто мы в крепости. Мы выступаем, как только достаточно стемнеет!


Говорят, на Небесах когда-то был ангел, отвечавший за мониторинг невозможности. 7 июля в 22 часа, когда Карягин выступил из крепости на штурм следующей, еще большей крепости, этот ангел умер от разрыва сердца. Важно понимать, что к 7 июля отряд беспрерывно сражался вот уже 13-ый день и был не сколько в состоянии «терминаторы идут», сколько в состоянии «предельно отчаянные люди на одной лишь злости и силе духа движутся в Сердце Тьмы этого безумного, невозможного, невероятного, немыслимого похода». С пушками, с подводами раненых, это была не прогулка с рюкзаками, но большое и тяжелое движение. Карягин выскользнул из крепости как ночной призрак, как нетопырь, как существо с Той, Запретной Стороны — и потому даже солдаты, оставшиеся перекликаться на стенах, сумели уйти от персов и догнать отряд, хотя и уже приготовились умереть, понимая абсолютную смертельность своей задачи. Но Пик Безумия, Отваги и Духа был еще впереди.

раскрыть ветку 17
+15

Хочу напомнить, что никаких первичных источников по событию, кроме как упомянутых в моем посте, не имеется.


Следовательно, данный текст - не более чем дальнейшая беллетризация описанной истории.

раскрыть ветку 5
+1
Дальше!
раскрыть ветку 1
+1

Это ПЯТЬ!

0
Бля! Вот ради таких комментариев и читаю пикабу! Спасибо!
-4

Что-то по прочтении этого куска шняги вспомнилось:

В конце концов, навязывание в книге какой-то одной оценки событий как единственно верной — это просто-напросто неуважение к читателям, ведь они имеют право на другую точку зрения и иное отношение к историческим личностям.

©antoin

раскрыть ветку 6
+13

С некоторыми моментами я бы поспорила :)


Спасибо за пост.

раскрыть ветку 29
+13
Ну так и поспорьте!
раскрыть ветку 28
+2

"Если вы считаете, что стрелку перевести можно, но сталкивать толстяка с мостика нельзя, вам следует ответить на еще один вопрос: в чем разница между двумя случаями, ведь последствия и там, и там одинаковые?"


Как мне кажется, уголовный кодекс трактует это так: во втором случае вы получите обвинение в умышленном убийстве (вы сами столкнули человека), а вот в первом случае могут обосновать как несчастный случай если вы кричали этой жертве "берегись" или что-то в этом духе. Так что законотворцы не согласны с вашим предположением о равнозначности случаев.

+2

Все до момента про моральную коллизию понравилось. Разбор исторической и технико-физической части - достойно. А потом все ушло в моральные коллизии и попытки объяснить почему у автора голубые шторы и что это на "самом" деле значит.


Почему "Солдаты послушно (и даже с некоторой радостью) идут на бойню."? Где радость? Где послушание на картине? Им приказали? Кто? Офицеры? Рубо? Царь? Высший Долг? А может не с радостью? Почему внезапно пара пушек стоит жизни людей?


"Но даже Рубо счел важным подчеркнуть, что солдаты ложатся под колеса добровольно — офицеры, приказывающие подчиненным подобным образом жертвовать собой (то есть сталкивающие толстяка на рельсы) еще казались ему отвратительными." - он это подчеркнул в каком-то документе, который прилагался к картине? Или сам взял и сказал - "Но особенно хочу подчеркнуть что они все это делают осознано и во имя Родины, ваше Сиятельство."?

раскрыть ветку 3
+2

Рубо подчеркнул это композицией своей картины, из которой не усматривается, чтобы начальство отдавало приказы солдатам ложиться в яму.

раскрыть ветку 2
+3

Итак, хотелось бы уточнить:

что значит "а потом проглатывали эти царства..."
откуда взялась цифра в 30 миллионов, перееханных "красным колесом" - из Солженицына?


"Россия, после долгого правления царя–миротворца, снова начала точить когти. Агрессивность военного командования и правительства в целом постепенно повышалась."

- Очень, знаете ли, художественно яркий образ. Ага, ещё про разбуженного сердитого медведя можно было вспомнить.


Но хотелось бы фактов. Хотелось бы узнать - а кто тогда из великих держав не точил когти? И почему именно России этого нельзя было делать? И что значит - "Агрессивность военного командования и правительства в целом постепенно повышалась."" ? - что именно происходило постепенно? Как выглядела "постепенная агрессивность"?

раскрыть ветку 18
+6
30 миллионов - это, грубо говоря, жертвы двух мировых войн и гражданской.

Про агрессивность. При Александре III был твердо декларированный (и соблюдавшийся) курс на то, что Россия нейтральная держава и ни к кому не лезет. К 1900 году политика на Дальнем Востоке уже стала принимать опасный характер, Россия явно накачивала напряженность в регионе. В 1902-03 Россия уже имела позицию в отношении Японии "только попробуй вякнуть, мы будем делать что желаем и мы готовы к войне". А потом началась война.

раскрыть ветку 17
+2

В комментариях к данному посту довольно интересным оказалось то суетливо-возбужденное возмущение, которое настигло исключительно миролюбивых завсегдатаев сайта, когда им сказали, что Россия в истории, бывало, не кротко защищалась, а накачивала агрессию и нападала. Эти догматы уже граничат с религиозными. Было б забавно, если б не было страшновато ввиду явного сходства тенденций.

раскрыть ветку 1
+4

Прочёл все комментарии, чей рейтинг был больше нуля, но ни одного такого не встречал.

+1

https://www.youtube.com/watch?v=BNrNINkSatI Тут интересно про него рассказано

+1

Царь плохой злой, но после смерти всё таки хороший. А колесо само покатилась. Утрированько.

раскрыть ветку 2
+1
А кто такие мнения выражал? Неужели я?
раскрыть ветку 1
+1
Чтот про задачи бред. В первом случае ты не сам кого-то убиваешь, а просто трезво рассуждаешь, о кол-ве жизней и нажимаешь кнопку. Как в настоящее время артиллеристы или ракетчики, кнопку может нажать почти каждый, редко кто будет задумываться, что за кнопкой могут стоять десятки или тысячи жизней(лютый бред, что об этом думает чуть ли не каждый первый кто жмакает кнопку, как любят показывать в фильмах) + не факт, что за это будет наказание. А во втором ты лично убиваешь человека тут строго обратное соотношение - мало кто может голыми руками убить человека(рассуждение о том, что человек как какой-то инструмент - бред какой-то) + тут уже гарантированная статья.
раскрыть ветку 1
+7
Задачи придумал не я. Это просто классика современной прикладной этики. Сейчас задачи с толстяков перестали быть абстракцией - вот-вот войдут обиход автомобили с автоматическим управлением. И перед их компьютером, с какой-то вероятностью, может встать задача типа "либо дави тех, либо тех, либо разбейся сам", и их надо программировать, исходя из некоторой этики.
+1

и вот сейчас, например, совсем недавно, вот прямо сегодня,  Россия опять проглотила этот... как его... Кыргбекистан!

раскрыть ветку 1
-1
Это ужасное событие беспокоит людей лишь там, где негров линчуют.
0

Продвигавшийся сквозь тьму, морок, боль, голод и жажду отряд русских… солдат? Призраков? Святых войны? столкнулся с рвом, через который нельзя было переправить пушки, а без пушек штурм следующей, еще более укрепленной крепости Мухраты, не имел ни смысла, ни шансов. Леса, чтобы заполнить ров, рядом не было, не было и времени искать лес — персы могли настигнуть в любую минуту. Четыре русских солдата — один из них был Гаврила Сидоров, имена остальных, к сожалению, мне не удалось найти — молча спрыгнули в ров. И легли. Как бревна. Без бравады, без разговоров, без всего. Спрыгнули и легли. Тяжеленные пушки поехали прямо по ним. Под хруст костей. Еле сдерживаемые стоны боли. Еще больший хруст. Сухой и громкий, как винтовочный выстрел, треск. На грязный тяжелый пушечный лафет брызнуло красным. Русским красным.



Из рва поднялись только двое. Молча.



8 июля отряд вошел в Касапет, впервые за долгие дни нормально поел, попил, и двинулся дальше, к крепости Мухрат. За три версты от нее отряд в чуть больше сотни человек атаковали несколько тысяч персидских всадников, сумевшие пробиться к пушкам и захватить их. Зря. Как вспоминал один из офицеров: «Карягин закричал: „Ребята, вперед, вперед спасайте пушки!“ Все бросились как львы…». Видимо, солдаты помнили, КАКОЙ ценой им достались эти пушки. На лафеты вновь брызнуло красное, на это раз персидское, и брызгало, и лилось, и заливало лафеты, и землю вокруг лафетов, и подводы, и мундиры, и ружья, и сабли, и лилось, и лилось, и лилось до тех пор, пока персы в панике не разбежались, так и не сумев сломить сопротивление сотни наших. Сотни русских. Настоящих русских.



Мухрат взяли легко, а на следующий день, 9-го июля, князь Цицианов, получив от Карягина рапорт («Ради чего мы все это делаем? Ради этих трусливых хипстеров из будущего, которые даже ботоксного диктатора не могут свергнуть? Кстати, мы все еще живы и три последние недели заставляем гоняться за нами половину персидской армии. P.S. Борщ в холодильнике, персы у реки Тертары»), тут же выступил навстречу персидскому войску с 2300 солдат и 10 орудиями. 15 июля Цицианов разбил и прогнал персов, а после соединился с остатками отрядами полковника Карягина.



Карягин получил за этот поход золотую шпагу, все офицеры и солдаты — награды и жалованье, безмолвно легший в ров Гаврила Сидоров — памятник в штаб-квартире полка, а мы все получили урок. Урок рва. Урок молчания. Урок хруста. Урок красного. И когда в следующий раз от вас потребуется сделать что-то во имя России и товарищей, и ваше сердце охватит апатия и мелкий гадкий страх типичного дитя России эпохи кали-юги, страх митингов, действий, потрясений, борьбы, жизни, смерти, то вспомните этот ров.



Вспомните Гаврилу.



Использованные материалы:



Михаил Гололобов, «Поход отряда полковника Карягина», adjudant.ru



Елена Соханская, «Генерал Котляревский», Военный сборник, № 3. 1871



Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона



Евгений Тарле, «Наполеон», 1936



Текст: Егор Погром

раскрыть ветку 2
+6
Хочу напомнить, что никаких первичных источников по событию, кроме как упомянутых в моем посте, не имеется.

Следовательно, данный текст - не более чем дальнейшая беллетризация описанной истории.

раскрыть ветку 1
0

сверху шинелей накидали бы в жизни

раскрыть ветку 1
+4
Зарядный ящик, он объемистый + шинели, чтобы заткнуть щели.
0
@erohov, кстати, какое мнение о Загоскине, особенно со стороны, кхм, исторической достоверности?
-5

Автор, зачем ты антисоветчик?


К чему дебильный пассаж про красное колесо и мифические 30 миллионов которые оно переехало?


Цифирка-то у Солженицина явно позаимствована, а им придумана из головы.


Ну и пассаж про историков, не читающих персидские источники - тоже мерзкий

раскрыть ветку 1
+1
Не нравится - не читай, никто не заставляет.
ещё комментарии
0
В очередной раз - великолепно и интересно.
Мне нравится то, что автор так увлечен картинами. Если текст написан "на живую" (а не скопирован) и все источники автор искал сам, то похвала и уважение:)
0

Согласен, подписался, потом прочту.


А есть разъяснения по поводу полотен Кандинского %)

-4

какой вердикт для лл?

раскрыть ветку 2
+20
Не жрать после полуночи. Толстяки - расходный материал в этических задачках.
раскрыть ветку 1
-2

От последней картины что-то борща захотелось...

Похожие посты
144

И снова живая история в картинах Маковского

И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
И снова живая история в картинах Маковского Картина, Живопись, Русская, Русская живопись, История России, Художник, Длиннопост
Показать полностью 8
532

Репин. Крестный ход в Курской губернии: что на самом деле изображено на картине

Репин. Крестный ход в Курской губернии: что на самом деле изображено на картине История России, Русская живопись, Илья Репин, Длиннопост
Показать полностью
2091

Репин. Не ждали: что на самом деле изображено на картине

Репин. Не ждали: что на самом деле изображено на картине История России, Русская живопись, Илья Репин, Длиннопост
Показать полностью
972

Мясоедов. Земство обедает: что на самом деле изображено на картине

Мясоедов. Земство обедает: что на самом деле изображено на картине История России, Русская живопись, Длиннопост
Показать полностью
356

Маковский. Крах банка: что на самом деле изображено на картине

Маковский. Крах банка: что на самом деле изображено на картине История России, Русская живопись, Длиннопост
Показать полностью
1070

Иванов. Смерть переселенца: что на самом деле изображено на картине

Иванов. Смерть переселенца: что на самом деле изображено на картине История России, Русская живопись, Сибирь, Длиннопост
Иванов. Смерть переселенца: что на самом деле изображено на картине История России, Русская живопись, Сибирь, Длиннопост
На карте можно проследить путь от Тюмени до Барнаула по воде. Напоминаю, что в 1880–х железная дорога заканчивалась в Тюмени.
Иванов. Смерть переселенца: что на самом деле изображено на картине История России, Русская живопись, Сибирь, Длиннопост
Показать полностью 2
893

Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге: что на самом деле изображено на картине

Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, Передвижники, История России, Длиннопост
Показать полностью
2718

Богданов–Бельский. Устный счет в народной школе: что на самом деле изображено на картине

Богданов–Бельский. Устный счет в народной школе: что на самом деле изображено на картине Русская живопись, История России, Длиннопост
Показать полностью
2929

Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасху: что на самом деле изображено на картине?

Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасху: что на самом деле изображено на картине? История России, Передвижники, Русская живопись, Длиннопост
Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: