Франсуа Рабле: невежество — мать всех пороков
Сложно донести до человека новые, непривычные идеи, неприятные факты или, например, критику. Еще сложнее сделать так, чтобы это воспринималась другими людьми, и охотно ими же распространялась. В начале XVI века в Европе продвигались различные просветительские идеи позднего Ренессанса, которые через сатирический жанр стали доступны для понимания большому кругу читателей. В то же время, юмор и аллегории позволяли высказывать такие идеи, которые в прямом изложении привели бы авторов на костер. Во Франции таким представителем гуманистической сатиры стал медик и монах Франсуа Рабле с романом «Гаргантюа и Пантагрюэль», как в Германии были «Похвала глупости» Эразма Роттердамского , а в Англии — «Утопия» Томаса Мора.
1 Франсуа Рабле — Портрет
Франсуа ещё в детстве попал в монастырь, где изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки и философские труды. В 1527 году, когда по разным данным ему было от 34 до 44 лет, в его жизни произошел перелом, он покинул монастырь и стал изучать медицину в одном из старейших университетов Франции, расположенного на юге страны в городе Монпелье на берегу Лионского залива.
Основой для медицинской науки того времени были работы Гиппократа и Галена. Одна неправильно поставленная запятая при создании ручных копий книг могла стоить жизни тысячам людей. И таких смертельных ошибок, которые искажали первоначальный текст, за 15 столетий накопилось множество. Франсуа удалось получить доступ к древней рукописи, и на основании первоисточника он исправил множество погрешностей в широко распространенных изданиях. А в публичных лекциях давал подробные комментарии, опираясь на свои исследования первоисточников.
Наблюдение за жизнью в монастыре, а потом университета, проявили резкий контраст эпохи упадка между публично провозглашаемыми ценностями и реальностью. Это привело Франсуа к окончательному переходу в светскую жизнь. Он уезжает в 1532 году в Лион, культурный центр Франции того времени. Там он занимается врачебной практикой и начинает публиковать первые сатирические произведения. Путешествия в Рим вместе с другом и кардиналом Жаном дю Белле показали Франсуа темные стороны католичества на самом высоком уровне, а не только на примерах деревенских кюре и отдельных монастырей. И эти наблюдения нашли свое отражения в его сатирических произведениях.
2 Три поездки Рабле в Рим находятся под защитой Жана дю Белле.
Но кроме сатиры, книги Рабле стали самыми настоящими энциклопедиями гуманистических идей его эпохи. Оставаясь свободным от влияния различных концепций и принципов, Франсуа удалось отразить в «Гаргантюа и Пантагрюэль» едва ли не все «звучавшие в его время социальные „голоса“ — голоса схоластов, гуманистов, евангелистов, магистров, студентов, рыцарей, придворных, врачей, астрологов, аптекарей, моряков, виноградарей». Помимо разнообразия идей, энциклопедия получилась еще и весёлой.
С 1533 по 1550-й годы Франсуа издавал ежегодный альманах, напоминающий по содержанию популярный календарь. Он широко распространялся, и через них Рабле пытался бороться с суевериями, особенно основанных на разных астрологических предсказаниях. Вера во влияния небесных тел на жизнь человека была общераспространенной, и популярностью пользовались небольшие книги с предсказаниями политических и космических явлений. Например, в 1524 году немецкий астролог Штофегер предсказал новый всемирный потоп из-за встречи Юпитера, Сатурна и Марса в знаке Рыб, чем вызвал панические настроения в Европе.
В противовес этим книгам Рабле выпустил отдельной брошюрой «Пантагрюэлическое предсказание, составленное на пользу и поучению людей легкомысленных, ротозеев по природе». Вся книга представляет сатиру на пророчества разных шарлатанов. Франсуа делает множество неоспоримо верных предсказаний со ссылками на астрономические данные. Например,
«Старость окажется неизлечимою болезнью, богатые будут жить лучше, чем бедные»;
«Под влиянием прошлогодней кометы и неправильного движения Сатурна в больнице умрет один нищий, покрытый струпьями и страдающий ревматизмом»;
«Почти повсеместно будет господствовать страшная, заразительная, мучительная болезнь, которую арабский ученый Аверроэс называет „недостатком денег“, и т. д.».
3 Герр Трипп, персонаж Третьей книги, подвергается насмешкам из-за своих абсурдных методов гадания, одним из которых является астрология
К сожалению, спустя 500 лет эта книга не потеряла своей актуальности, а шарлатаны продолжают регулярно давать астрологические прогнозы и предсказания, которые так же регулярно не сбываются... Но это не останавливает «людей легкомысленных, ротозеев по природе».
Франсуа Рабле был известен и популярен как среди писателей, так и простых людей. Виктор Гюго называл его «шутовским Гомером», член Французской академик Шарль Нодье ставил произведения Рабле наравне с Эразмом Роттердамским и Вольтером, но он их превосходил в глубине и универсальности. А Бальзак «отмечал ясность и беспощадность суждений о самых возвышенных явлениях человечества».
4 В компании древних и современных писателей Рабле представляет свой второй роман
А простой народ приписывал Рабле малоправдоподобные поступки, но которые соответствовали его стилю. Например, Когда Папа римский разрешил Франсуа просить для себя какой-либо милости, то он пожелал, чтобы Папа проклял его. Свое желание Рабле объяснил тем, что многие просвещённые люди его времени были сожжены на костре. А по дороге в Рим он вместе епископом зашел погреться в дом одной бедной женщины. Когда она пыталась развести огонь, то солома никак не загоралась. Тогда женщина в сердцах сказала, что должно быть солома проклята самим Папой, раз на не горит. И если Папа окажет милость и проклянет Франсуа, то он сможет спастись от костра...
Интересно? Еще можно почитать
1) «... олицетворением всяческого ханжества во времена Рабле традиционно считалось монастырское монашество, Гаргантюа решает построить своеобразный „антимонастырь“ — Телемское аббатство. Телем, явно перекликаясь с Утопией Томаса Мора, представляет собой воплощённый идеал, а потому вход в аббатство накрепко заказан всем, кто этому идеалу не соответствует, — монахам, святошам, скрягам-ростовщикам, скупцам, ревнивцам, больным и увечным, и наоборот, двери открыты для всех, кто здоров телом и душой — для людей „благорождённых“, „праведных“, приверженных к протестантизму и гуманизму».
Этот и еще 128 материалов VIKENT.RU по теме Создание новых продуктов «для масс»
2) Видео: ИЗУЧЕНИЕ / НАПИСАНИЕ БИОГРАФИЙ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ
3) Видео: Социальные инновации / Преобразования России Петра I, Часть 2
Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
Источники
Франсуа Рабле на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/2577/
Рабле. Мольер. Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя: Р19 Биогр. повествования/Сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева.— Челябинск: «Урал LTD», 1998.— 516 с.: портр.; 12 л. ил.— (Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т. 29). стр. 14-15, 25, 45-48
Благодарю И.Л. Викентьева за присланный фрагмент
Фото:
Три поездки Рабле в Рим находятся под защитой Жана дю Белле.
[В компании древних и современных писателей Рабле представляет свой второй роман](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7f/Rabelais_présente_Gargantua.jpg
Читатели VIKENT.RU
1.3K пост159 подписчиков