Франческо Борромини

Те, кто следует за другими, никогда не идут впереди них. Франческо Борромини

Франческо Борромини Архитектура, Архитектор, Длиннопост

Франческо Борромини (Кастелли) родился в 1599 году в Биссоне. Он был старшим из четырех детей. Его отец - Джованни Доменико, был скромным мастером-строителем на службе у Висконти в Милане; его мать - Анастасия Гарове, была из богатой семьи, занимавшейся строительством, и дальней родственницей Доменико Фонтана, считавшегося в то время одним из престижных архитекторов в западном мире. Первоначальная фамилия Франческо была не Борромини, а Кастелли; он начал подписываться как «Борромини» с 1628 года, чтобы отличить себя от различных римских строителей, которых называли Кастелли. Фамилию "Кастелли" носили многие представители семей архитекторов и живописцев из Ломбардии, Комо и Тичино.

В 1608 году, в возрасте девяти лет, Борромини был отправлен своим отцом на стажировку в Милан. Молодой Франческо научился «искусству резчика по камню»; он также был одним из резчиков по мрамору, которые работали на многочисленных миланских строительных объектах. Благодаря профессии каменщика, Борромини смог усовершенствовать свою руку в использовании долота и развить определенные технические навыки; опыт работы в Милане оказал хорошее влияние на архитектурные достижения будущего архитектора.

Прибыв в Рим в 1619 году, Борромини становится учеником и помощником близкого родственника по материнской линии - Леоне Гарове, уже действовавшего в качестве мастера-каменщика в Милане, поэтому пользовался особой известностью в городе, которая выросла после его родства с прославленным архитектором Карло Мадерна, женившись на его племяннице Сесилии в 1610 году. Ученичество у Гарове было недолгим, в 1620 году он погиб, упав со строительных лесов базилики Святого Петра. Борромини начинает сотрудничество с Карло Мадерна на строительстве собора Святого Петра, а затем Палаццо Барберини.

После смерти Мадерна в 1629 году, Борромини продолжает свою карьеру архитектора вместе с Джованни Бернини. Первоначальные отношения между Бернини и Борромини были чрезвычайно сложными и конфликтными; горячее соперничество между ними было обусловлено, с одной стороны, значительными различиями в характерах, а с другой - приоритетной ролью, которую взял на себя Бернини, в том числе с точки зрения вознаграждения. С художественной точки зрения, однако, сотрудничество с Бернини было очень плодотворным.

В 1632 году Франческо Борромини наконец получает должность архитектора римского университета Ла Сапиенца на проектирование и строительство церкви Сант-Иво алла Сапиенца, которая должна была быть построена внутри университетского комплекса.

Франческо Борромини Архитектура, Архитектор, Длиннопост

В 1634 году Франческо впервые получает заказ на самостоятельное проектирование церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане и прилегающего к ней монастыря. Работы ведутся с 1634 по 1641 год. В своей первой самостоятельной работе у архитектора появляется возможность выразить свою художественную индивидуальность. Борромини сделал множество эскизов, чтобы найти наилучшее решение, которое соответствовало бы двум важным потребностям: минимально возможная стоимость сооружения, поскольку у монахов не было много денег, и максимальное использование небольшого доступного пространства участка. Благодаря гениальности архитектора, который смог совместить оба эти качества, при этом создав инновационную и элегантную архитектуру, церковь и весь комплекс можно причислить к величайшим произведениям архитектуры барокко. Церковь и монастырский комплекс удивительно малых размеров из чрезвычайно простых материалов, таких как штукатурка и лепнина, но в гениальной интерпретации Борромини, как например знаменитая «застывшая волна» фасада церкви: окружности архитектор неизменно предпочитает эллипс, прямой линии — изгиб.

Франческо Борромини Архитектура, Архитектор, Длиннопост

В 1642 году, при понтификате Урбана VIII, Борромини руководит строительством церкви Сант-Иво алла Сапиенца. Работая с очень отграниченным пространством - здание церкви размещается в глубине двора, окруженного с трёх сторон существующей двухъярусной лоджией с аркадой на пилонах. Композиция церкви строится из вогнутого фасада, шестилепесткового барабана и высокой лантерны со сдвоенными колонками и спиралеобразного пандуса необычайного шатра, заменяющего традиционный купол. Лантерна завершается фигурной «короной», олицетворяющей папскую тиару. Так как размеры участка очень малы, Борромини отходит от традиционных для архитектуры того времени базиликальных или центрических планов, применив осесимметричную схему, наложив друг на друга два равных правильных треугольник, один из которых имеет скругленные углы, что создает типичный готический трилистник - шестиугольную форму в виде "улья"- шестилепесткового барабана. В результате в плане церкви оказалась зашифрованной Звезда Давида.

Площадь Пьяцца Навона

После смерти Урбана VIII папский престол занял Иннокентий X, урожденный Джованни Баттиста Памфили. Новый понтифик решает отдать предпочтение Борромини в ущерб Бернини. Для Борромини это были продуктивные годы творчества и труда. Борромини спроектировал и реконструировал ряд зданий. С 1646 года и в течение следующих двадцати лет Борромини принимает участие в строительстве Палаццо пропаганды Веры на Площади Испании, где он снес часть строения и возвел Часовню волхвов, а также создал фасад, считающийся одним из величайших произведений Борромини и барокко, присутствующих в Риме.

В 1652 году Борромини занял пост архитектора церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне, до этого находившейся под руководством Джироламо и Карло Райнальди.

Восшествие на престол папы Александра VII в 1655 году ознаменовало профессиональный закат Борромини, который впал в творческий кризис, усугубленный новым возвышением Бернини, который вернулся, чтобы стать любимым архитектором папского двора.

Летом 1667 года его здоровье, уже пошатнувшееся из-за нервных переживаний, ухудшилось из-за неоднократных лихорадок, хронической бессонницы и тяжелой депрессии. Когда слуга не подчинился его приказу зажечь лампу, чтобы писать, Борромини был охвачен приступом ярости и смертельно пронзил себя мечом. Смерть наступила не сразу, а «в десять часов на рассвете»; таким образом, Борромини успел объяснить причины сумасшедшего жеста, продиктовать свои завещательные распоряжения и приказать похоронить его в гробнице Карло Мадерно, в церкви Сан-Джованни-деи-Фьорентини.

Борромини в своих работах избегал благородных материалов, которые высоко ценил Бернини и другие архитекторы, мрамору и бронзе он предпочитал кирпичные стены, белую штукатурку и лепные украшения. Борромини использовал простые, но мягкие материалы, не имея своей ценности, они облагораживались техническим мастерством архитектора. Таким образом, ценность архитектуры Борромини раскрывается не за счет использования роскошных материалов, а за счет утонченности и изобретательности форм. Его архитектура была не для масс, а для избирательных ценителей. Именно по этой причине, а также из-за своего прагматичного и умеренного характера, Борромини пользовался большим спросом у братств и монашеских орденов, в отличие от Бернини, который вместо этого был любимым художником папского двора. Среди других особенностей архитектуры Борромини были смелость и новаторство ее конструктивных элементов и геометрических форм.

Архитектура и дизайн интерьера

1.4K постов5.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

В сообществе запрещается всё то, что запрещено правилами сайта :) Архитектурные проекты принимаются к публикации только при наличии:

-имени проекта (если имеется)

-имени архитектора

-места строительства (предполагаемого/фактического)