Формы движения по Аристотелю (из трактата «Физика»)
Данная статья относится к Категории: Приёмы, инварианты, эвристики
«У бытия есть множество смыслов и значений. Множество этих смыслов задано парой: потенциальное бытие и актуальное бытие, данное в виде действий. Относительно актуального потенциальное бытие выступает как небытие-в-действии. Такая потенция вполне реальна как эффективная способность к актуализации.
Движение - реализация того, что в потенции уже есть. Небытие, стало быть, есть форма перехода от потенциального к актуальному.
Дальнейшее развитие этой проблемы мы видим у Аристотеля в виде онтологической структуры возможных форм движения.
Он говорит о четырёх формах движения:
1. возникновение или разрушение как изменение в субстанции;
2. альтерация как изменение в качестве;
3. возрастание и убывание как изменение в количестве;
4. перенос и перемещение как локальное изменение.
Во всех формах предполагается наличие субстрата, переходящего от одного состояния к другому. Когда материя принимает форму, мы говорим о возникновении; если материя утрачивает форму, говорят о разрушении.
Переход от большого к малому и наоборот - убывание и возрастание, а из одного пункта к другому - перенос.
Ясно, что лишь тела из материи и формы способны к изменению, значит, гилеоморфные структуры (то есть, образованные из материи и формы – Прим. И.Л. Викентьева) и есть субстрат движения».
Дарио Антисери, Джованни Реале, Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье, СПб, «Пневма», 2003 г., с. 206.
+ Ваши дополнительные возможности:
Плейлист из 26-ти видео: НАУЧНЫЕ ЗАДАЧИ
Изображения в статье
Изображение Pexels с сайта Pixabay
Читатели VIKENT.RU
1.4K поста170 подписчиков