Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Форматы и сценарии мирных переговоров от Офиса Светланы Тихановской

"Приоритет Офиса Светланы Тихановской сейчас – остановить насилие, освободить политзаключённых и начать переговоры о новых выборах. Для этого нужно установить прямые контакты с представителями режима, которые готовы взять ответственность за будущее нашей страны и вырабатывать решения для мирного выхода из кризиса. Поэтому Офис презентует форматы и сценарии такого диалога", - заявили представители экс-кандидата, представив своё видение дальнейшего развития событий:


1. Предварительные консультации:

Участие в таких консультациях может приниматься без предварительных условий, так как сторонам важно принимать решения с пониманием реальных позиций и возможностей сторон, а не только косвенной информации.

Предварительные консультации должны установить предмет переговоров для разрешения политического кризиса. Основными действиями на пути для решения кризиса являются:

– Реформирование политической системы Беларуси, возвращение в страну закона, а также соблюдение прав человека;

– Выработка принципов и механизмов национального диалога и примирения, включая освобождение политических заключенных;

– Проведение новых честных и свободных выборов.

Условия о характере представительства на данном этапе со стороны власти не ставятся: это может быть, как Александр Лукашенко, так и его представители.


2. Роль ОБСЕ для начала диалога:

Учитывая отсутствие доверия между сторонами, площадкой для предварительных консультаций и контактов может выступить ОБСЕ. На данном этапе это позволит включить в процесс и Россию, позиция которой в настоящее время является препятствием к разрешению белорусского политического кризиса. На случай невозможности консультаций на политическом уровне, возможно их проведение на экспертном.

При таких условиях ОБСЕ или другие международные организации не смогут выступить в качестве гаранта в исполнении обязательств, взятых сторонами для разрешения кризиса. Учитывая глубину политического кризиса и возможность властей в любой момент разорвать договоренности в одностороннем порядке, проблема гарантий исполнения договоренностей приобретает ключевое значение.

Именно поэтому посредниками могут стать другие государства, хотя набор потенциальных посредников достаточно ограничен.


3. Роль национальных государств как посредников:

Действительными посредниками могут быть лишь национальные государства, имеющие возможность влиять на ситуацию.

Ключевыми странами являются:

– Россия, имеющая значительное влияние на ситуацию в Беларуси;

– Франция, Германия и Швейцария, которые проявляли внимание к белорусскому кризису и имеют политическое и экономическое влияние. Кроме того, Германия и Франция имели опыт совместной работы с Россией по украинскому кризису;

– США, выступающие важным гарантом безопасности и политической стабильности в регионе.

Страны Северной Европы, такие как Финляндия и Швеция, также могут выступить в качестве посредников, поскольку они воспринимаются как более нейтральные страны как властями Беларуси, так и России.

Другие страны имеют гораздо меньший интерес к Беларуси (Италия) или находятся в остром конфликте в официальным Минском (Польша, Литва, другие страны Балтии).


4. Внутреннее решение кризиса:

В нормальной ситуации внешнее участие в разрешении внутреннего конфликта не является желательным, но по в данной внутреннее решение белорусского кризиса невозможно.

Демократические силы имеют основания не доверять Александру Лукашенко (учитывая многочисленные примеры срыва договоренностей на протяжении всей политической карьеры), а Лукашенко не рассматривает альтернативные политические силы как равного себе субъекта (в ответ на призыв к открытому диалогу лидеры были объявлены причастными к террористической деятельности, а политическое давление на них усилено).

Также в Беларуси отсутствуют институты, способные быть гарантом исполнения договоренностей, т.е. обладающие признанным авторитетом, внутренней автономией и независимостью от власти и оппозиции. Суды, церковь, профессиональные организации и другие общественные институты не смогут выполнять такие функции. Поэтому основной сценарий мирного разрешения кризиса в Беларуси – это переговоры при внешнем посредничестве и с внешними гарантиями исполнения договоренностей.


Источники:

https://t.me/CabinetST/161

https://t.me/CabinetST/169

https://tsikhanouskaya.org/ru/events/news/dfcd1518f0be1dd.ht...

Беларусь

4.3K пост4.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Подчиняется общим правилам сайта pikabu.ru;

Запрещены (наказываются, вплоть до временного бана внутри сообщества):

- ксенофобия, токсичность, провокации, расизм и шовинизм, экстремизм или подстрекательство к нему; 

- рекламные посты;

Если вы заметили какое-либо нарушение, пожалуйста, напишите об этом @admoders.