15

ФКП. Лицо войны.

Фильм.

"Они никогда не станут старше" (2018, Великобритания, Новая Зеландия)


Книга.

"Мамаша Кураж и её дети" - Бертольт Брехт (1938—1939)


Песня.

"Саманта Смит" - Софья Курбатова (2015)

Дубликаты не найдены

+1

Если кому интересно, как должна выглядеть настоящая интелегенция, то посмотрите на Семина,  это человек, который тратит свою жизнь на научное и культурное просвещение себя и рабочего класса.
А не на метафорический анонизм в узком кругу своих.

Иллюстрация к комментарию
Похожие посты
50

Книги из детства. "Капитан Фракасс" Теофиль Готье

Первый раз я увидел эту книгу в руках отца, в далеком 1985 году, когда мы с ним болели желтухой. Он заразился на работе и попал в инфекционку, но перед этим я успел подхватить ее от него и вместо детского отделения, меня положили во взрослое, на пару с отцом.

Сначала меня заинтересовали иллюстрации и обложка, мне они показались очень интересными и красивыми, и хотя я уже вполне успешно читал, сама книга в плане прочтения меня не заинтересовала, скорее всего в силу возраста, 6 лет мне всего было тогда.

Книги из детства. "Капитан Фракасс" Теофиль Готье Что почитать?, Что посмотреть, Обзор книг, Приключения, Зарубежная литература, Длиннопост

Речь идёт именно о такой книге. Издания 1983 года, с прекрасными иллюстрациями И. Ушакова(кстати очень талантливый художник, именно он иллюстрировал Капитана Блада), выпущенная издательством Правда.

Вернулся я к ней позже, лет в 10 я случайно наткнулся на нее в нашей домашней библиотеке и на волне увлечения Айвенго, Робин Гудом, мушкетерами и вообще Средневековьем решил ее прочитать. И ни разу не пожалел об этом. Впоследствии я еще неоднократно возвращался к этой книге, перечитывая ее раз за разом.


Пьер Жюль Теофи́ль Готье́ (фр. Pierre Jules Théophile Gautier; 31 августа 1811, Тарб — 23 октября 1872) — французский прозаик и поэт романтической школы, журналист, критик, путешественник.

Роман "Капитан Фракасс" впервые опубликован в Париже в 1863 году с иллюстрациями Гюстава Доре и был впоследствии переведён на многие языки мира. Русские переводы выходили в 1895 и 1957 годах.

Книги из детства. "Капитан Фракасс" Теофиль Готье Что почитать?, Что посмотреть, Обзор книг, Приключения, Зарубежная литература, Длиннопост

"Капитан Фракасс" переносит нас в XVII столетие, во времена царствования Людовика ХIII. Начало XVII века - это эпоха становления абсолютизма, феодальной фронды, время интриг и дуэлей, словесных битв в литературных салонах. Однако все это мало интересует Готье. В романе меньше всего истории, прошлое - это декорация, еще более условная, чем у Гюго или других романтиков. Обращаясь к истории, Готье не стремился к изображению противоборствующих исторических сил, к раскрытию сущности исторического процесса, она привлекала его прежде всего возможностью полной свободы творческого воображения.


Молодой барон Огастэн де Сигоньяк живёт с преданным слугой в полуразрушенном гасконском замке своих предков(от гасконцев никуда не деться). Однажды, одной осенней ночью взамке останавливается на ночлег труппа бродячих артистов. Барон влюбляется в актрису Изабеллу и решает отправиться сактёрами в столицу, так как дома его ничего не держит. Замок разрушен, единственный слуга стар, а соседи богаты и надменны. А столица может дать шанс исправить это, но в первую очередь юношу влечет в путь любовь. А после смерти одного из актёров молодой дворянин решается на неслыханный дерзость по меркам того времени, он занимает его место в труппе, выходя над сцену как «капитан Фракасс».


Впереди нас ждут приключения и романтика, дуэль и похищение, нравы провинциального дворянства и роскошь Парижа... Любовь, интриги, благородный убийца и снова приключения, приключения, приключения.

Книги из детства. "Капитан Фракасс" Теофиль Готье Что почитать?, Что посмотреть, Обзор книг, Приключения, Зарубежная литература, Длиннопост

И хотя роман заканчивается хэппи-эндом, в первом варианте романа барон де Сигоньяк ничего не добивается. Он не может быть с Изабеллой, печальный, ни на что теперь уже не надеясь, возвращается он в свой развалившийся замок. Умирает старый слуга Пьер. Сигоньяк теперь один в "обители горести". Он проводит все свое время в могильном склепе, ожидая смерти. Тоской и отчаянием веет от этого финала. Но затем, Готье изменил конец романа: влюбленные соединяются, обитель горести становится обителью радости, найден богатый клад - все счастливы.


Хорошая, трогательная книга. Пусть немного наивная, но от этого она не становится менее интересной. Что же такого привлекательного в этой книге? Стареющий писатель, вспоминая ушедшие годы юности, написал книгу о молодости, о счастье первой любви, о большом, красивом чувстве, вдохновляющем человека на смелые, решительные поступки, на самоотверженное, рыцарское отношение к женщине. Это роман о храбрости, о верности, о любви и дружбе. Герой его - отважный уроженец Гаскони барон де Сигоньяк во многом напоминает своего известного литературного предшественника - бесстрашного гасконца д'Артаньяна.

Книга неоднократно экранизировалась, поэтому я не могу не вспомнить хотя бы 2 экранизации этого романа.

Французский фильм, 1961 года "Капитан Фракасс", в котором престарелый Жан Марю играет пылкого юношу...

Книги из детства. "Капитан Фракасс" Теофиль Готье Что почитать?, Что посмотреть, Обзор книг, Приключения, Зарубежная литература, Длиннопост

Кстати в одной из второстепенных ролей, засветился Луи де Финес, это была его первая совместная работа с Жаном Марэ. В дальнейшем если они и играли вместе, то первой скрипкой был уже де Финес.

Книги из детства. "Капитан Фракасс" Теофиль Готье Что почитать?, Что посмотреть, Обзор книг, Приключения, Зарубежная литература, Длиннопост

Ну и конечно советская экранизация, 1984 года выпуска. Двухсерийный фильм "Капитан Фракасс". Положа руку на сердце мне он нравится гораздо больше французского, в первую очередь из-за игры актеров, да и актеры там, все как на подбор...

Книги из детства. "Капитан Фракасс" Теофиль Готье Что почитать?, Что посмотреть, Обзор книг, Приключения, Зарубежная литература, Длиннопост

Роль барона Сигоньяка прекрасно сыграл Олег Меньшиков, а Изабеллу играла Анна Исайкина. Помимо них в фильме снимались Светана Тома, Леонид Ярмольник, Ивар Калныньш, Всеволод Шиловский и многие другие.


Если не видели - посмотрите. Если не читали книгу обязательно прочитайте!

Чтение это жизнь! А хорошие книги это прекрасно! Это интересно и увлекательно!

Показать полностью 6
97

5 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть

Жизнь взаймы

5 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть Фильмы, Книги, Что почитать?, Что посмотреть, Копипаста, Интересное, Сюжет, Длиннопост

Книга: роман немецкого писателя Эриха Марии Ремарка, впервые опубликованный в 1959 году.

Фильм: кинолента режиссера Сидни Поллака 1977 года в оригинале называется «Bobby Deerfield» («Бобби Дирфилд»). Это история любви гонщика «Формулы-1» и больной туберкулезом девушки. Аль Пачино, сыгравший в этом фильме главную роль, был номинирован на «Золотой глобус» как лучший актер.

Пена дней

5 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть Фильмы, Книги, Что почитать?, Что посмотреть, Копипаста, Интересное, Сюжет, Длиннопост

Книга: роман французского писателя Бориса Виана. Впервые опубликован в 1947 году.

Фильм: картина режиссера Мишеля Гондри с Одри Тоту и Роменом Дюрисом в главных ролях. Гондри удалось найти визуальные средства для экранизации фантасмагорического романа о любви, самопожертвовании и водяной лилии, растущей в груди прекрасной девушки. В фильме есть и люди с удлиняющимися во время танцев ногами; и шеф-повар, живущий в телевизоре и через экран подающий специи; и дом, который уменьшается в размерах и теряет цвет.

Имя розы

5 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть Фильмы, Книги, Что почитать?, Что посмотреть, Копипаста, Интересное, Сюжет, Длиннопост

Книга: роман итальянского писателя и профессора семиотики из Болонского университета Умберто Эко. Впервые был опубликован в 1980 году.

Фильм: кинолента режиссера Жан-Жака Анно 1986 года. Это история о расследовании серии трагических и таинственных смертей монахов в бенедиктинском монастыре Италии в период смуты и эпидемии чумы XIV века.

451 градус по Фаренгейту

5 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть Фильмы, Книги, Что почитать?, Что посмотреть, Копипаста, Интересное, Сюжет, Длиннопост
5 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть Фильмы, Книги, Что почитать?, Что посмотреть, Копипаста, Интересное, Сюжет, Длиннопост

Книга: научно-фантастический роман-антиутопия Рэя Брэдбери, изданный в 1953 году.

Фильмы: кинолента 1966 года, снятая режиссером Франсуа Трюффо (фото вверху). Фильм несколько отличается от романа — в нем отсутствует ряд эпизодов из книги. Но в целом автор романа экранизацией был доволен.

Телефильм 2018 года компании HBO (фото внизу), снятый режиссером Рамином Бахрани, был представлен на Каннском кинофестивале, а также признан лучшим телевизионным фильмом на вручении 30-й ежегодной премии Гильдии продюсеров Америки.

Ярмарка тщеславия

5 шедевров мировой литературы, по которым были сняты фильмы, и их стоит увидеть Фильмы, Книги, Что почитать?, Что посмотреть, Копипаста, Интересное, Сюжет, Длиннопост

Книга: роман английского писателя Уильяма Мейкписа Теккерея, действие которого происходит в эпоху Наполеоновских войн. Впервые был опубликован в журнале Punch в 1847–1848 годах.

Фильм: картина режиссера Миры Наир. Главную роль амбициозной англичанки, которая благодаря своему уму, обаянию, хорошему воспитанию и красоте поднимается по социальной лестнице, исполнила Риз Уизерспун. Этот красивый костюмированный фильм был номинирован на премию «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля в 2004 году.

Продолжение следует...

Показать полностью 4
142

И еще макулатура... Д.Лондон. Смок Беллью

Я даже не буду спрашивать, знаете ли вы кто такой Джек Лондон. В моем понимании, знать его должны все...

В моем детстве было много книг, но далеко не все оставили такой след, как книги Д.Лондона...

Величие Севера, Красота и бедность Южных морей, приключения и отвага, гордость и доблесть...Можно говорить много и долго и все это будет Джек Лондон.

Как ясно из названия поста, это еще раз книги, которые были в свое время поменяны на макулатуру.

И еще макулатура... Д.Лондон. Смок Беллью Что почитать?, Классика, Джек Лондон, Обзор книг, Что посмотреть, Смок, Длиннопост

Этот четырехтомник занимал свое место на книжной полке совсем не зря. Мне сложно вспомнить, сколько раз я перечитывал все тома,, или какой-то отдельный том... Я прекрасно понимаю, что далеко не все произведения Лондона, вошли в этот сборник, многие я потом читал отдельно, но в этих 4 томах был собран самый смак. Самая вкуснотища, мякотка, просто прелесть!!! Белый клык, Морской волк, Время-не-ждет, прекоасные рассказы из чеверного и ожного циклов, я правда до сих пор не понимаю отсутствия в этом сборнике произведения Сердца трех, ну да ладно, не о нем речь... И конечно же тут был Смок Беллью. Смок и малыш...

Поначалу я не понял, этого произведения, я долго в него вчитывался, но потом не мог оторваться.

И еще макулатура... Д.Лондон. Смок Беллью Что почитать?, Классика, Джек Лондон, Обзор книг, Что посмотреть, Смок, Длиннопост

Главный герой, молодой журналист отправляется на Север, на Аляску, на только что открытое месторождение золота, с целью сделать цикл репортажей из жизни золотодобытчиков. Но попав в эти суровые условия, он не падает духом, он с честью принимает все, что ему послала судьба и врастает в этот мир. Мир суровых и крепких мужчин, гордых и красивых женщин, прекрасной и дикой природы... Он становится плоть от плоти этого мира.


— Погоди, Малыш, я тебя доконаю. С тех пор как я ступил на берег в Дайе, каждая клеточка моего тела переродилась. Мясо у меня жилистое, как клубок струн, и горькое, как яд гремучей змеи. Несколько месяцев назад я бы многое отдал, чтобы выдумать такую новую фразу, но не мог. А теперь она пришла сама собой, потому что я ее выстрадал. И когда я ее выстрадал, мне незачем стало ее писать. Я теперь настоящий мужчина и могу дать хорошую трепку всякому, кто заденет меня.

И еще макулатура... Д.Лондон. Смок Беллью Что почитать?, Классика, Джек Лондон, Обзор книг, Что посмотреть, Смок, Длиннопост

Он сплавляется на плотах, он ищет золото, он гоняет на собачьих упряжках, он дерется, влюбляется, убивает, он живет. Живет полной жизнью, вспомниая свою жизнь в большом городе как страшный сон...

Прекрасное произведение. Точнее цикл произведений. Повести и рассказы. Порой смешные, порой грустные, но все про жизнь. И все пронизаны любовью к Северу. Любовью к приключениям, любовью к свободе.

И еще макулатура... Д.Лондон. Смок Беллью Что почитать?, Классика, Джек Лондон, Обзор книг, Что посмотреть, Смок, Длиннопост

Ну и нельзя не вспомнить про экранизации этого произведения.

Первая, это советский мини-сериал 1976 года, Смок и Малыш. Музыкальный фильм по мотивам произведений Джека Лондона об удивительных приключениях двух неразлучных друзей - Смока и Малыша. Их жизнь на суровом Севере полна тяжелых испытаний, но неиссякаемый оптимизм, энергия, юмор и, конечно, крепкая мужская дружба помогают им достойно преодолеть все невзгоды и препятствия.

Не скажу, что я был от него в восторге, но ради Смехова его можно было посмотреть, да и снято было довольно интресно на мой взгляд.

И вторая экранизация, которая мне очень нравилась и нравится, это Аляска Кид. Германо-российско-польский приключенческий сериал, созданный Джеймсом Хиллом по мотивам произведений Джека Лондона. И хоть он местами довольно далеко ушел от книги Лондона, но игра актеров, виды природы и увлекательный сюжет, не оставляли меня равнодушным! Кузнецов, запомнившийся мне еще по Приморскому бульвару, блистательный Рошфор Клюев, дикая собака Динго Польских, прекрасная Мелисента Трубникова... И многие другие.

И еще макулатура... Д.Лондон. Смок Беллью Что почитать?, Классика, Джек Лондон, Обзор книг, Что посмотреть, Смок, Длиннопост

Я не буду пересказывать весь сюжет, но что книга достойна к прочтению, что сериал к просмотру!

Я хотя сэр Френсис Морган навеки в моем сердце, для Смока Беллью там тоже есть отдельное место. Которое он занимает по праву.

Читайте. Читайте друзья! Читайте больше и чаще. Стихи, сказки, эссе, очерки, романы, повести, даже газеты... Читайте!!! И да будет вам счастье. И да пребудет с вами сила читать везде и всегда!

З.Ы. Яичный переполох и Поселок Тру-ля-ля это нечто за гранью!

Показать полностью 4
43

Три жизни одной Лолы: как снимали самый стильный немецкий фильм 90-х

Брайан Рафтери. Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все.


1999 год без преувеличения можно назвать самым урожайным в истории кинематографа. Именно тогда на экран вышли такие вещи, как философский боевик «Матрица» или революционный инди-хоррор «Ведьма из Блэр».


Глава о Томе Тыквере и создании фильма «Беги, Лола, беги»


Будучи еще подростком в немецком Вуппертале, Том Тыквер иногда прогуливал школу в далекой-далекой галактике. Они с другом увлеклись аркадной игрой по «Звездным войнам», в которой игроку нужно было забраться в рубку, взять управление над звездным истребителем X-Wing и победить Дарта Вейдера, слушая подсказки от персонажей вроде Оби-Ван Кеноби («Используй Силу, Люк»). «У нас хорошо получалось, — вспоминает Тыквер, — и мы решили: давай побьем мировой рекорд». В какой-то день в начале 1980-х Тыквер с другом погрузились в «Звездные войны»: несколько часов они играли по очереди и в конце концов добились результата, который, как было написано, оказался новым рекордом — благодаря такому достижению про них написали в местной газете. «Игра по „Звездным войнам” была настоящим открытием, поскольку в ней впервые был подлинный эффект погружения, — говорит режиссер. — Я провел много месяцев внутри видеоигр».

Он был такой не один. Еще до конца 1980-х видеоконсоли начали мигрировать из торговых центров в подвалы: классику с тремя жизнями за монетку типа Pac-Man постепенно сменяли домашние машины Atari и Nintendo. А уже в девяностые бурный расцвет пережили принципиально новые игры для персонального компьютера в диапазоне от стрелялок c видом от первого лица, как Doom, до масштабных ролевых эпосов типа Myst. В таких играх можно было находиться вечно: они были интенсивными и достаточно умными и могли продолжаться по много часов, за которые пользователи набирали для своих экранных персонажей все больше возможностей и сил. Для того, чтобы ставить рекорды, игрокам больше не требовалась Сила: теперь Силой были они сами.


Видеоигры ударили по кошелькам молодых людей, как и по их способности удерживать внимание, и сразу несколько фильмов попытались перенести культуру аркад на большой экран. Результаты были, как правило, плачевны, как «Супербратья Марио» или «Уличный боец» в середине девяностых. Тыквер же задумывался не о том, как экранизировать игру, а о том, как кино может запечатлеть сам процесс игры, воспроизвести его логику накопления знания и его своеобразную энергетику. В общем, летом 1997 года Тыквер обнаружил, что он в инвалидной коляске гонится по длинному коридору за красноволосой женщиной.


Тыкверу в этот момент 32 года, и он перенес операцию на ступне прямо посреди съемочного процесса «Беги, Лола, беги» — лихорадочного романтического боевика на постоянной перемотке. Темп снятой в Берлине картине задает эпиграф из немецкого футбольного тренера Зеппа Хербергера: «Конец игры — это начало следующей игры». В начале фильма заглавной бегунье в исполнении Франки Потенте в панике звонит ее бойфренд Манни, мелкий бандит-неудачник: если Лола не сможет добыть 100 тысяч немецких марок за 20 минут, Манни, задолжавший гангстеру, будет вынужден ограбить магазин. В серой майке, черных «мартенсах» и с шевелюрой огненного цвета Лола отправляется в гонку на время по немецким улицам. Но когда первая попытка спасения заканчивается неудачей, она делает еще одну, а потом и еще — ей дается три шанса все исправить. Всего за 81 минуту «Беги, Лола, беги» несколько раз перезагружается и отправляет героиню в исходную точку квеста — только сильнее и умнее, чем в предыдущий раз.


К моменту, когда начались съемки, Тыквер и сам нуждался в новой жизни. Немецкий сценарист и режиссер никак не мог снять прорывной хит и приближался к банкротству. «Лола» стоила 2 миллиона долларов, и, если бы она не стала успешной, режиссерская карьера Тыквера была бы, скорее всего, закончена. Поставить все на «Лолу» — боевик, в котором было больше про свободу воли и судьбу, чем про взрывы и стрельбу, — было, по словам Тыквера, «довольно глупо». «Но иногда глупость оправдывает себя», — говорит режиссер.


Как и режиссер «Преследования» Кристофер Нолан, Тыквер рано начал карьеру кинематографиста: он снял ремейк «Годзиллы» на 8-миллиметровую пленку в саду родительского дома в Вуппертале, когда ему было всего десять лет (для спецэффектов были использованы петарды). Тыквер не получил почти никакого системного образования: все немецкие киношколы, куда он подавал документы, ему отказали. Вместо этого он постоянно смотрел кино и таким образом изучал его. В середине 1980-х Тыквер устроился киномехаником в трехзальный берлинский кинотеатр Moviemento — холодная война уже замедляла ход. «Стена все еще стояла, и Берлин был совершенно как остров, — говорит он. — Люди спали с восьми утра до трех дня, а в остальное время были заняты пьянками, раскуркой и тем, что смотрели и обсуждали кино». Тыквера повысили до куратора репертуара, и он показывал все подряд, от французской новой волны до немого кино и того, что самому Тыкверу хотелось посмотреть на этой неделе. «Это был рай, — рассказывает он. — Типа: почему бы не устроить тройной сеанс Романа Полански в полночь понедельника?»


Наконец Тыквер показал в Moviemento свой собственный дебют — малобюджетную «Убийственную Марию» 1993 года, кровожадный квартирный хоррор о домохозяйке, которая нападает на окружающих ее мужчин. За этим в 1997 году последовал фильм «В зимней спячке», морозная драма о нескольких связанных между собой судьбах, которые сталкиваются друг с другом в Альпах. К этому времени Тыквер и несколько других режиссеров основали собственную кинокомпанию X Filme (они вдохновились примером United Artists, студии, основанной в 1919 году Чарли Чаплином, Дэвидом Гриффитом и другими). «Нам надоели немецкие фильмы, которые были тогда, и хотелось чего-то другого, — говорит Тыквер. — С творческой точки зрения было интересно, с экономической — провально». Траты X-Filme на «В зимней спячке» почти на полмиллиона долларов превысили смету, и Тыкверу с его партнерами было нечем платить по счетам. Их антикризисный план? Снять еще один фильм как можно быстрее в надежде, что он заработает достаточно денег, вытащит компанию из долгов и позволит ей выжить.

Три жизни одной Лолы: как снимали самый стильный немецкий фильм 90-х Что почитать?, Что посмотреть, Видео, Длиннопост
Идея «Лолы» пришла в голову Тыкверу, когда он еще монтировал «В зимней спячке», и он сразу же набросал сюжет с тройной развилкой. «Я хотел сделать фильм об энергии своего поколения, — говорил он, — энергии, которая слишком часто оказывается заперта внутри». В фильме у истории Лолы три совершенно разные концовки. Первый забег заканчивается тем, что ее убивает полицейский. В следующей попытке Манни переезжает грузовик. Однако в финальной версии их судьбы Лола и Манни встречаются вовремя и выходят из истории целыми и невредимыми.


В каждой версии сюжета Лола и Манни встречают по пути незнакомцев — от охранников в банке до бездомных бродяг, — чью будущую судьбу нам показывают в виде быстрых флэш-форвардов, причем она кардинально меняется в зависимости от действий главных героев. Сюжеты рассказаны чередованием цветной пленки, черно-белого видео, вкраплений анимации, фотографий и полиэкрана (последнее — фирменный прием любимого Тыквером Брайана Де Пальмы). Все это озвучено пульсирующим басом техно-саундтрека — он включает несколько треков, написанных самим Тыквером, с вокалом Потенте. В песне «Believe» она поет: «I don’t believe in trouble / I don’t believe in pain / I don’t believe there’s nothing left but running here again».


Тыквер писал сценарий специально для Потенте. Она родилась в Западной Германии, а ее актерскую карьеру запустила серия совпадений в духе «Лолы». В 1995 году она выпивала в мюнхенском баре, и в туалете с ней познакомилась агент по кастингу, которая не знала, что Потенте учится на актерском. Агент пригласила Потенте на прослушивание на роль ведущей MTV; эту работу она не получила, но благодаря записи кинопроб попала на первые роли в немецкое независимое кино, и так ее заметил Тыквер. Шансы были «один к миллиону», по словам Потенте. «Такое происходит сплошь и рядом, просто не с нами, будто у нас иммунитет», — говорит она. В тот момент, когда ее утвердили на роль Лолы, Потенте была не совсем в нужной форме для того, чтобы столько бегать. «Мне было 23, я постоянно курила и тусовалась, — говорит актриса. — Но Том и хотел, чтобы я бегала как нормальный человек, а не какая-нибудь спортсменка».


Потенте начала сниматься в Берлине в июле 1997 года, и то, что ее героиня все время в движении, быстро привело к трудностям. Лето было жарким, и красная краска для волос текла на шею Потенте вместе с потом. А в дополнение к громоздким «мартенсам» актрисе пришлось впервые в жизни ходить в стрингах. «Мне сказали, что в обычных трусах сниматься нельзя, а носить надо вот это, — вспоминает она. — Я ненавидела все живое». Потенте бегала целыми днями, иногда съемочный день длился по 18 часов. «Под конец кто-нибудь приносил пару бутылок пива. Мы снимали всю ночь, шли завтракать, спали час или два, потом поднимались и шли опять работать. Так и жили».


Потенте постоянно общалась с Тыквером, который иногда давал ей бумажки с какими-нибудь краткими абстрактными мантрами. «Он говорил: пусть эти слова ведут тебя, — вспоминает она. — В тот момент я не осознавала общего замысла, но он меня направлял. Понимаете, я же была провинциальной девочкой, которая ни разу в жизни не сталкивалась ни с чем интеллектуальным. Впервые в моей жизни кто-то показал мне мир с этой стороны. Это случилось благодаря Тому. И после того мы пять лет были парой».


Тем летом Берлин был на реконструкции: холодная война только закончилась, и город до сих пор собирали по частям. Когда Тыквер и его группа пытались угнаться за Потенте, им приходилось остерегаться препятствий и ям на улицах. «Многие кадры мы сняли контрабандой, — говорит Потенте. — У нас не было разрешений». Для многих немцев городской беспорядок служил напоминанием о десятилетиях общественного и культурного застоя, связанного с многолетним режимом канцлера Гельмута Коля (править ему оставалось недолго). «Политический климат, в котором мы жили, был очень консервативным и отсталым», — говорит Тыквер. «Беги, Лола, беги» (или «Лола бежит», Lola rennt, как назывался фильм в оригинале) должна была стать, по его замыслу, историей о том, как «избавиться от своих оков».


Кроме того, Тыквер хотел свести воедино разные свои увлечения — не только кино, но и философию, анимацию и в особенности видеоигры. С каждым забегом Лола знает все больше о том, к чему приводят ее действия, так что при следующей попытке меняет стратегию. Ей даже дается три жизни — столько же отпускалось бросавшим четвертаки игрокам в аркадах по всему миру.

Я не удержался и пересмотрел Лолу)) Шикарный фильм! Но о чём собственно Лола? В начале фильма есть эпиграфы: мы никогда не перестаём искать и в конце поиска оказываемся в исходной точке, осознав это место впервые. И второй от тренера сборной Германии "После игры это до игры". И небольшая вставка когда режиссёр перечисляет фундаментальные вопросы: кто мы, куда мы идём и прч. Мы не можем ответить на эти вопросы, как бы говорит охранник банка, всё что мы знаем это "Мяч круглый игра продолжается 90минут -это факты всё остальное лишь теория".


Каждый раз игра начинается снова. Но что определяет нашу жизнь? может случай? И действительно режиссёр тут работает с теорией хаоса, эффект бабочки, небольшие изменения, которые выделены мультяшной вставкой запускают новые цепочки развития событий. Казалось бы от нас ничего не зависит, вот по одной версии тётка выиграла лотерею по другой вскрыла вены. Казалось бы можно ничего не делать и Мани найдёт деньги без нас? Но ничего не делать мы не можем, мы включены в систему правил, связей и сценарист внимательно прислушивается к нашим желаниям.


Тут меня конечно очень растрогал момент перед казино, когда Лоле ничего не осталось как только бежать и надеяться что может быть всё как-то рассосётся, она бежит и молит ну давай помоги мне только в этот раз?!


То есть по Тикверу есть сценарий, но движем он нашими желаниями. Но желания эти временные и кроме того они обусловлены кучей разных факторов (один банкир хочет ребёнка другой нет, хочет ребёнка но только своего, хотя когда к нему обращается Лола, тот ребёнок которого он хочет, то вдруг оказывается что она ему мешает) и когда мы получаем то к чему стремились то оказывается мы хотели совсем другого и тут возникает новое желание и игра начинается снова)) после игры это перед игрой! И в этом плане в фильме совсем не чувствуется хэппиэнд. Ну разве что охраннику из банка Лола перезапустила сердце. "Но кто-то должен заплатить" поётся в песне и этот кто-то отец Лолы, он попадает в аварию.


Ради чего всё таки бежала Лола? чтобы доказать что любовь способна на всё?)) Этот пафос режиссёр пытается снять сценками в постели, где ребята рассуждают а вот что если я умру? откуда ты знаешь что любишь? Тыквер всё таки прокачивает Лолу, хотя казалось бы она не должна была выносить опыт из игры и каждый раз осознавать место впервые, но если вы помните во втором эпизоде она уже умеет снимать пистолет с предохранителя, что оказывается решающим в той ситуации. А охранник как бы чувствует весь фильм что это она его будет держать в неотложке за руку. И Лола в этом плане к концу фильма копит эту свою суперсилу и делится ею с незнакомцами)) Но всё таки ей как и Ахиллесу не догнать ту черепашку в самом начале)) всегда возникнет новое желание!

Показать полностью 1 1
1260

Путеводитель по фантастике. Часть 2.

Первая часть


Очень длиннопост!

ТАЙМПАНК


Хоть киберпанк по всем признакам является научной фантастикой, он вместе со стимпанком, дизельпанком и другими входит в группу стилей под общим названием таймпанк. Смысл в том, что эти направления предполагают, будто мир «застрял» в одной конкретной эпохе или технологии.

Путеводитель по фантастике. Часть 2. Книги, Фантастика, Фэнтези, Длиннопост, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Научная фантастика

Стимпанк, или как его иногда называют в России — паропанк, основывается на XIX веке, Викторианской эпохе. А значит, читателей ждут дворцовые интриги, колониальная экспансия, индустриальная революция. И абсолютно все работает на паровых двигателях: машины, летательные аппараты, хитроумные механизмы. Иногда авторы усиливают фантастический элемент, добавляя туда некоторое подобие роботов и магию, что сразу роднит этот стиль с фэнтези.


Голос жанра: «Йенс Торн пулял заржавленными шурупами в сигнальный механизм неподалеку. Сесили Клайми, Каменноликие знают зачем, проводила замеры координат сложным секстантом» — «Рельсы», Чайна Мьевиль



Что читать: «Рельсы»,Чайна Мьевиль; цикл «Молли Блэкуотер», Ник Перумов

Что смотреть: «Звездная пыль», «Золотой Компас», «Шерлок Холмс»

Что играть: Dishonored, Arcanum: of steamworks and magick obscura, Rise of Nations

Путеводитель по фантастике. Часть 2. Книги, Фантастика, Фэнтези, Длиннопост, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Научная фантастика

Дизельпанк идет дальше по хронологии, его период — первая половина XX века. Время массового распространения дизельных двигателей, две мировых войны, которые заставили ученых создавать невероятные машины, противоречивый дух столкновения идеологий и постоянного прогресса. Все это вдохновляло авторов дизельпанка. Кроме технологий в начале века, между войнами в мире царила особенная атмосфера: декадентство, Великая депрессия в США и вместе с тем надежда на лучший мир.


Голос жанра: «Сражение разворачивалось успешно: боевые машины расстреляли укрепления, и оловянные всадники отправились добивать катастрофически поредевшую французскую пехоту» — «Левиафан», Скотт Вестерфельд



Что читать: «Левиафан», Скотт Вестерфельд; «Атлант расправил плечи», Айн Рэнд

Что смотреть: «Атлантида», «Запрещенный прием», «Темный город»

Что играть: Red Alert, Wolfenstein: New Order

Путеводитель по фантастике. Часть 2. Книги, Фантастика, Фэнтези, Длиннопост, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Научная фантастика

Биопанк. Этот стиль не имеет конкретной привязки ко времени — его действие может развиваться что в альтернативной истории, что в фэнтезийном мире, что в постапокалипсисе. Мир биопанка смотрит на генную инженерию и биологическое оружие, а также последствия их применения. Его населяют мутанты, невероятные химеры или, наоборот, прекрасные существа, порожденные генетикой.


Голос жанра: «Двое восьмифутовых стражей, чей геном едва ли не полностью заимствовали у Ursus arctos, русского бурого медведя, возвышались по обе стороны от входа. Лезвия их алебард украшали золоченые и, несомненно, смертоносные завитушки. Стражи обнажили острые зубы в безмолвном рыке» — «Танцы с медведями», Майкл Суэнвик



Что читать: «Полет феникса», Майкл Суэнвик; «Танцы с медведями», Майкл Суэнвик

Что смотреть: «Бессмертные: война миров», «Гаттака»

Что играть: Bioshock, Prototype

Путеводитель по фантастике. Часть 2. Книги, Фантастика, Фэнтези, Длиннопост, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Научная фантастика

Естественно, существуют не только эти «панки» (просто они самые распространенные). За многие годы авторы обращались к самым разным эпохам: каменный век — стоунпанк, Средневековье — миддлпанк, вторая половина ХХ века — атомпанк (черты которого явно прослеживаются в игровой серии Fallout) и так далее. Но эти стили являются сугубо нишевыми и выдающихся произведений в них практически нет. Более того, иногда их очень легко отнести к фэнтези или альтернативной истории.



АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ


Альтернативная история обращается к реальной мировой истории и выбирает конкретный момент — точку бифуркации. Именно после нее события развиваются совсем по-другому сценарию. Например, фантасты любят рассуждать, как был бы устроен мир, победи Германия во Второй мировой войне. Что произошло, если бы Римская империя не развалилась? Каким был бы мир без религии?


Хорошим тоном в жанре считается не забывать реальную историю даже после точки бифуркации: в сюжете будут фигурировать известные личности, а события происходят не по прихоти автора, а имея под собой реальные предпосылки.

Путеводитель по фантастике. Часть 2. Книги, Фантастика, Фэнтези, Длиннопост, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Научная фантастика

Голос жанра: «В 1947 году в День Капитуляции он почти что обезумел. Страстно возненавидя японцев, он поклялся отомстить, закопал в подвале свое оружие на трехметровую глубину, предварительно любовно обернув и обильно смазав, чтобы в целости и сохранности откопать его в день, когда начнется восстание.« — «Человек в высоком замке», Филип К. Дик;



Что читать: «Человек в высоком замке», Филип К. Дик; «Трансатлантический туннель! Ура!», Гарри Гаррисон; «Союз еврейских полисменов», Майкл Чабон

Что смотреть: «Хранители», «2009: стертая память», «КША: Конфедеративные штаты америки»

Что играть: Wolfenstein: New Order, World in Conflict



В отдельную категорию альтернативной истории можно выделить истории про попаданцев. В этих сюжетах герой с помощью, допустим, машины времени или аномалий в пространстве-времени оказывается в совершенно чуждой ему эпохе или среде. Кто-то из персонажей перемещается целенаправленно, желая изменить ход истории. Кто-то оказывается случайно и пытается оставаться незамеченным — получается, само собой, не всегда.


Несмотря на то что в последнее время жанр начал ассоциироваться сугубо с литературным фастфудом, в нем есть очень достойные произведения.


Голос жанра: «Видите ли, наша компания, занимаясь вполне законной деятельностью, является лишь прикрытием и источником доходов. Основная же работа заключается в том, что мы патрулируем время» — «Патруль времени», Пол Андерсон



Что читать: «Обитаемый остров», Аркадий и Борис Стругацкие; «Патруль времени», Пол Андерсон

Что смотреть: «11/22/63», «Назад в будущее», «Иван Васильевич меняет профессию»

Что играть: Darkest of days, Chrono Trigger, Lost Vikings

Путеводитель по фантастике. Часть 2. Книги, Фантастика, Фэнтези, Длиннопост, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Научная фантастика

В отличие от альтернативной истории криптоистория не переиначивает реальные события, а только показывает их с другой стороны. Делается допущение, что в реальной истории принимали участие внешние или даже сверхъестественные силы: тайные общества, инопланетяне, путешественники во времени и так далее. С их помощью фантасты по-своему отвечают на загадки истории.


Голос жанра: «Власть над Римской империей, пусть даже на протяжении каких-то шестидесяти шести дней, — это звучит чудо как романтично; настоящий коммерческий переворот. На самом же деле мы считаем эту акцию самым серьезным и заметным просчетом, который послужил нам уроком на будущее» — «Бизнес» Иэн Бэнкс



Что читать: «Террор», Дэн Симмонс; «Чапаев и Пустота», Виктор Пелевин; «Бизнес», Иэн Бэнкс

Что смотреть: «Код да Винчи», «Первые на Луне», «Люди-Икс: дни минувшего будущего»

Что играть: Assassin`s Creed

ФЭНТЕЗИ

Путеводитель по фантастике. Часть 2. Книги, Фантастика, Фэнтези, Длиннопост, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Научная фантастика

По многообразию поджанров и стилей фэнтези можно поставить на один уровень с научной фантастикой. Фантастический элемент здесь основывается на магии, а сюжеты и образы корнями уходят в сказки и мифы.


Фэнтези в таком виде, в каком мы знаем ее сейчас, начала формироваться в начале ХХ века, а максимальное развитие получила в пятидесятых годах. Все книги той эпохи, а также произведения, сделанные по тем же канонам, принято называть классической фэнтези. Мир классической фэнтези похож на Средневековье, помимо людей его населяют множество других рас и существ, а главный сюжет — борьба добра со злом.


Голос жанра: «Войны не миновать: на карту поставлены наши жизни, ибо Враг стремится поглотить всех и вся. Но я не могу сказать, что люблю остроту сверкающего меча, стремительный полет стрелы ради них самих, не могу сказать, что в воине ценю прежде всего воина, а потом уже человека. Я люблю только то, что защищают эти мечи, стрелы и воины». — «Властелин колец», Джон Р. Р. Толкин



Что читать: цикл «Хроники Нарнии», Клайв Льюис; цикл «Властелин колец», Джон Р. Р. Толкин

Что смотреть: «Десятое королевство»; «Властелин колец»

Что играть: Baldur`s Gate

Путеводитель по фантастике. Часть 2. Книги, Фантастика, Фэнтези, Длиннопост, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Научная фантастика

Героическая фэнтези или же приключенческая фэнтези — это своего рода переосмысление рыцарских романов. Главные герои героической фэнтези — как правило группа искателей приключений, которые берутся за новое задание и отправляются в свой путь. Естественно, коллектив состоит из самых разных и харизматичных героев, на взаимодействии которых строится сюжет и диалоги. При этом их миссия не обязательно глобальная или благородная, вроде спасения мира — в этом ключевое отличие от классической фэнтези.


Голос жанра: «В каждом его движении чувствовалась огромная физическая сила. Если он сидел <неподвижно, то это была неподвижность бронзовой статуи, если начинал двигаться, то с грацией дикой кошки» — «Феникс на мече», Роберт Говард



Что читать: цикл «Конан», Роберт Говард; цикл «Темный Эльф», Роберт Сальваторе

Что смотреть: «Хоббит», «Конан-Варвар»

Что играть: Pillars of Eternity, Dragon Age

Путеводитель по фантастике. Часть 2. Книги, Фантастика, Фэнтези, Длиннопост, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Научная фантастика

Эпическая фэнтези, в свою очередь, берет размахом. Войны, боги, хронология, расстилающаяся на десятилетия или даже века, старое поколение героев сменяется новым, люди взаимодействуют с божественными сущностями… А на кону, конечно, судьба всего мира.


Голос жанра: «Конечно, ты можешь отказаться от своей судьбы, и Лучиэнь уйдет с тобой в изгнание. Но мира на этом пути вам не сыскать до конца дней своих. Если же ты примешь назначенное один, твоя возлюбленная умрет от горя. Только вместе способны вы бросить вызов Судьбе — и пусть этот путь не кажется тебе таким уж безнадежным» — «Сильмариллион», Джон Р. Р. Толкин



Что читать: «Сильмариллион», Джон >Р. Р. Толкин; цикл «Хроники Амбера», Роджер Желязны; цикл «Малазанская книга павших», Стивен Эриксон

Что смотреть: «Игра престолов», «Варкрафт»

Что играть: Tyranny, Warcraft

Путеводитель по фантастике. Часть 2. Книги, Фантастика, Фэнтези, Длиннопост, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Научная фантастика

Темная фэнтези — полная противоположность фэнтези классической. Если в классическом сюжете добро борется со злом и в конечном итоге берет верх, то в мире темной фэнтези зло уже победило. Вместо сказочного мира — жестокое, пропитанное кровью захолустье, вместо бравых героев — беспринципные головорезы, которые не кажутся такими отвратительными, на фоне настоящих злодеев.


Голос жанра: «Мучение было невыразимым — раздирающая тело судорога вдоль всего левого бока, от ступни до челюсти. Он плотно зажмурил наполнившиеся слезами глаза, прижал правую руку ко рту с такой силой, что хрустнули костяшки, сомкнул челюсти так, что оставшиеся зубы заскрежетали друг о друга, однако все равно не смог удержать рвущийся изнутри тонкий, пронзительный вой» — «Кровь и железо», Джо Аберкромби



Что читать: цикл «Первый закон», Джо Аберкромби; «Второй апокалипсис», Скотт Бэккер; «Черный отряд», Глен Кук

Что смотреть: «Ван Хелсинг», «Хеллбой»

Что играть: Darkest Dungeon, Dark Souls



Мифологическая фэнтези берет за основу мифы и сказания различных народов. В зависимости от выбранной культуры выделяют уже конкретные стили: славянская фэнтези, скандинавская, кельтская. Есть и более экзотичные варианты, например африканская и восточная фэнтези. Авторы берут традиционные для каждой культуры сюжеты и героев и рассказывают эти истории на свой лад.


Голос жанра: «- Я лепрекон, — усмехнулся он. Тень не улыбнулся.

- Правда? — спросил он.

- Тогда, может, тебе следует пить „Гиннесс“?

- Стереотипы. Надо учиться думать самому, а не слушать, что говорят по ящику, — ответил рыжебородый. — Ирландия — это не только „Гиннесс“…» — «Американские Боги» Нил Гейман



Что читать: цикл «Ведьмак», Анджей Сапковский; «Американский Боги», Нил Гейман

Что смотреть: «Беовульф», «Геракл»

Что играть: Witcher, God of War

Путеводитель по фантастике. Часть 2. Книги, Фантастика, Фэнтези, Длиннопост, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Научная фантастика

Историческая фэнтези в чем-то похожа на альтернативную историю. В качестве места и времени действия выбирается реальный исторический промежуток. Принципиальное отличие от альтернативной истории в том, что авторов не интересует геополитическая картина или социальное устройство выбранной эпохи, она лишь антураж, декорация для фэнтезийного приключения, в которое пускаются герои.


Голос жанра: «Церковь в опасности, мой господин. Конечно, она не может так пострадать, чтобы не оправиться. Но если язычники и христиане сумеют договориться, они поймут, что мы им не нужны. Мы не должны этого допустить» — «Молот и крест», Гарри Гаррисон



Что читать: «Сага о Рейневане», Анджей Сапковский; «Пришествие короля», Николай Толстой; «Молот и крест» Гарри Гаррисон

Что смотреть: «Великий Мэрлин»

Что играть: Князь: Легенды Лесной страны, серия BloodRayne



Действие городской фэнтези обязательно происходит в городской среде или даже в целых мегаполисах. Авторы обращаются к городским легендам, наделяют силой места, здания и создают магический мир, который сосуществует с реальным. При этом в городской фэнтези может быть не просто магия, а потусторонние силы, что роднит этот стиль с мистикой.


Голос жанра: «Невидимые, как улькомане для бещельцев, и наоборот. Прохаживаются по улицам, никем не замечаемые, но сами видящие оба города. По ту сторону Бреши. И кто знает, чем они занимаются? Строят секретные планы. Не сомневаюсь, на сайтах о теории заговоров до сих пор об этом спорят. Дэвид сказал, что собирается войти в него и исчезнуть» — «Город и город», Чайна Мьевиль



Что читать: «Город и город», Чайна Мьевиль; «Никогде», Нил Гейман; «Петербургские повести», Николай Гоголь

Что смотреть: «Сверхъестественное», «Секретные материалы», «Ворон»

Что играть: Vampires Masquerade: Bloodlines, Secret World, Persona 3

Путеводитель по фантастике. Часть 2. Книги, Фантастика, Фэнтези, Длиннопост, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Научная фантастика

МИСТИКА


Мистика имеет дело с невероятными явлениями и существами: духами, призраками, древними чудовищами, культами, магическими обрядами. В отличие от фэнтези, где все это может быть вполне естественной частью мира, мистика предполагает, что есть какой-то тайный, скрытый уровень реальности. Герои, сталкиваясь с ним, не могут понять или объяснить его, он выглядит сверхъестественным, а оттого пугающим и интригующим.


Голос жанра: «Если хаос заполняет мир — а он заполняет, — и если есть какая-то добрая сила, которая хочет, чтобы мир выжил, тогда стабильность будет поощряться и вознаграждаться. Может, не все время. Но большую его часть» — «Город», Дин Кунц



Что читать: «Рога», Джо Хилл; «Город», Дин Кунц; «Морок над Иннсмутом», Говард Филипс Лавкрафт

Что смотреть: «Шестое Чувство», «Багровый пик», «Донни Дарко»

Что играть: Fahrenheit, Alan Wake, Silent Hill



РЕЛИГИОЗНАЯ ФАНТАСТИКА


Как и мистика, религиозная фантастика обращается к сверхъестественным существам и силам. Только здесь они явно религиозного происхождения. Например, герои могут заключить сделку с дьяволом или, наоборот, получить божественный дар. Если смотреть в сторону восточных религий и учений, то некоторые сюжеты берут за основу концепцию колеса Сансары, цикл смертей и перерождений.

При этом не стоит путать с научной фантастикой или фэнтези на религиозную тематику, в которых есть религиозные мотивы и рассуждения, но нет указания на конкретную религию.


Голос жанра: «А высоко над нами, на ослепительно белом облаке, служившем ему престолом, восседал господь бог ивесь сонм его ангелов. Я сразу узнал Азраила по его темному одеянию, Михаила — по мечу, а величавый ангел, издававший трубный глас, все еще стоял с трубою в воздетой руке» — «Видение страшного суда», Герберт Уэллс



Что читать: «Видение страшного суда», Герберт Уэллс; «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков

Что смотреть: «Адвокат дьявола», «Догма»

Что играть: Grim Fandango, Black & White

Путеводитель по фантастике. Часть 2. Книги, Фантастика, Фэнтези, Длиннопост, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Научная фантастика

НАУЧНАЯ ФЭНТЕЗИ


На стыке научной фантастики и фэнтези появился такой жанр, как научная фэнтези. От фэнтези авторы берут волшебство и магический мир и, прямо как в научной фантастике, дают ему научное или квазинаучное объяснение. То есть в мире научной фэнтези волшебники могут метать молнии из рук не потому что обладают тайными знаниями, а из-за того, что научились подчинять электромагнитные поля. Также у авторов популярен такой сюжетный ход: мир пережил катастрофу, человечество откинуто назад в развитии, а все предыдущие достижения науки воспринимаются не иначе как магия.


Голос жанра: «Разница между непознанным и непознаваемым, между наукой и фантазией — это вопрос самой сути. Четыре полюса компаса — это логика, знание, мудрость и непознанное, оно же неведомое» — «Князь света», Роджер Желязны



Что читать: «Князь света», Роджер Желязны; «Человек, который мог творить чудеса», Герберт Уэллс

Что смотреть: «Звездные войны», «Ходячий замок»

Что играть: Torment tides of numenera



В мирах технофэнтези магия не объясняется научно, но существует вместе с развитыми технологиями. Они могут дополнять друг друга, например машины работают на магическом топливе, или же, наоборот, противопоставляться — техника убивает суть магии.

Получается, что стимпанк произведения, если в них присутствует волшебство, можно считать частным случаем технофэнтези.


Голос жанра: «Если вы желаете что-нибудь приобрести, — сказал я, — мы будем рады подробно рассказать вам, какое волшебство и где применяется, если применяется, при производстве тех или иных товаров, и кто из волшебников сделал их» — «Магия инкорпорейтед», Роберт Хайнлайн



Что читать: «Магия инкорпорейтед», Роберт Хайнлайн; «Операция «Хаос», Пол Андерсон; «Франкенштейн или современный прометей», Мэри Шелли

Что играть: ShadowRun

Путеводитель по фантастике. Часть 2. Книги, Фантастика, Фэнтези, Длиннопост, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Научная фантастика

«СТРАННАЯ» ФАНТАСТИКА


«Странную фантастику» начали называть самостоятельным жанром относительно недавно. В английской терминологии этот жанр называют weird fiction, и, строго говоря, weird здесь переводится не просто как «странный», а как что-то среднее между «причудливым» и «извращенным». Авторы создают совершенно сюрреалистичные образы, замешивая их в фэнтези, научную фантастику и любые другие жанры. Сдабривают отсылками и аллюзиями в духе постмодернистов — и полученная смесь, вроде бы базирующаяся на других жанрах, даёт нечто совершенно новое и поэтому выделяется как отдельный жанр.


Голос жанра: «Изгибы и завитки, полуабсурдные складки и пучки тонких жгутов, из которых состояло это хищное создание, имели какое-то таинственное предназначение, подчинялись законам неземной, непостижимой для человека симметрии» — «Вокзал потерянных снов», Чайна Мьевиль



Что читать: «Вокзал потерянных снов», Чайна Мьевиль; «Шрам», Чайна Мьевиль; «Посольский город», Чайна Мьевиль

Что играть: Planescape Torment

Взято с сайта fanzon-portal.ru

Ссылка на статьи: Часть 4, Часть 5, Часть 6.

PS: В списки "что почитать/посмотреть/поиграть ?" невозможно внести все книги, фильмы и игры, так что предлагайте свои варианты в комментариях)

Показать полностью 13
445

Путеводитель по фантастике. Часть 1.

Путеводитель по фантастике. Часть 1. Книги, Фантастика, Фэнтези, Научная фантастика, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Длиннопост

Человек давно размышляет о том, каким мог бы быть мир, что ждет его в будущем. В искусстве эти размышления привели к появлению жанра «Фантастика». За столетия развития жанр принимал совершенно разные формы, в нем появлялись новые течения, школы, стили. Попытка разобраться в этом многообразии может оказаться настоящим вызовом для читателей. К тому же, полной классификации фантастической литературы пока что не существует. Наш колумнист Максим Усенко решил внести свою лепту и написал этот путеводитель по фантастике.


В западной практике всю фантастику принято делить на две большие категории: научная фантастика и фэнтези — в зависимости от того, к науке или к волшебству тяготеет фантастическая составляющая. Но такое деление на «черное» и «белое» слишком категорично — куда, например, девать стили вроде стимпанка или мистику, которая тянет на отдельный жанр?


Михаил Назаренко, известный литературовед, критик и писатель разработал свою классификацию уже с восемью категориями. Мы взяли ее за основу, переосмыслили, дополнили и расширили. Вот что получилось.


ФАНТАСТИКА РЕАЛИЗМА


Произведения, которые попадают в эту категорию, находятся на стыке фантастики и реализма. Но фантастический элемент в них либо играет несущественную роль, и без него текст остается цельным, либо же фантастические события происходят в сознании героя: в видениях, галлюцинациях, воображении. Отличный пример — всем знакомая «Алиса в стране чудес». Героиня попадает в невероятнейший мир, который, в итоге, оказывается ее сном.

Путеводитель по фантастике. Часть 1. Книги, Фантастика, Фэнтези, Научная фантастика, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Длиннопост

В категорию фантастики реализма также попадают произведения абсурда (куда относится и «Алиса») и мифологический реализм. В мифологическом реализме фантастический элемент не является ключевым для мира произведения или же не рассматривается, как фантастика, что роднит мифологический реализм со следующим разделом.


Голос жанра: «Этот персонаж обладает жизнью, превосходящей бумагу, на которой он напечатан; если я потеряю его или сожгу, он пребудет в некоей высшей плоскости. Чистая истина не стареет, он переживет меня.« — «Лотерея» Кристофер Прист



Что читать: «Лотерея» Кристофер Прист, «Глаз кота» Роджер Желязны

Что смотреть: «Престиж», «Начало»

Что играть: Life is Strange, Tomb Raider


ЧИСТАЯ ФАНТАСТИКА

Путеводитель по фантастике. Часть 1. Книги, Фантастика, Фэнтези, Научная фантастика, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Длиннопост

Чистая фантастика не предполагает никакого объяснения фантастическому компоненту: он просто есть в изображаемом мире и воспринимается как должное. Люди сосуществуют с животными или умеют летать, или превращаться – не важно, что именно происходит. Ключевой момент: в этом направлении фантастика существует как закон природы. Однако, если его начинают анализировать как закон, с причиной, следствием и исключениями - то такой подход ближе к научной фантастике.


Голос жанра: «Разумеется, я не в силах передать словами все обаяние этого призрачного, словно бы нереального мира, такого не похожего на привычную, обыденную жизнь, но все же... это так и было.» - «Дверь в стене» Герберт Уэллс



Что читать: «Дверь в стене» Герберт Уэллс, «Хромая Судьба» Аркадий и Борис Стругацкие

Что смотреть: «Эффект бабочки», «Загадочная история Бенджамина Баттона»

Что играть: Braid, Sam & Max


НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

Путеводитель по фантастике. Часть 1. Книги, Фантастика, Фэнтези, Научная фантастика, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Длиннопост

Научная фантастика, пожалуй, самый обширный жанр этой классификации. Все его поджанры и стили объединяет одно — фантастический элемент тут связан, как видно из названия, с наукой и технологиями. Он не нуждается в правдоподобности, главное — наукообразность. Самый наглядный пример: у большинства фантастов космические корабли летают с помощью гипердвигателей — не важно, как именно они устроены и какое топливо потребляют, но абсолютно ясно, что это достижение науки.


Голос жанра: «Первая галактическая исследовательская и колонизационная экспедиция была своеобразным следствием социополитической ситуации на планете Земля.« — «Звезды принадлежат нам!» Андрэ Нортон



Что читать: Star Trek Джей Джей Абрамс, «Цель» Джениффер Фэнер Уэллс, «Звезды принадлежат нам!» Андрэ Нортон

Что смотреть: «Бегущий по лезвию», «Особое мнение», «Планета обезьян»

Что играть: Quantum Break, Gears of War, Dead Space


Твердая НФ возводит научную составляющую в абсолют. Все в мире твердой фантастики подчиняется уже известным законам физики, химии, биологии и любой другой дисциплины, а значит, если авторов и можно в чем-то упрекнуть, то только не в «нереалистичности». Поэтому не стоит удивляться, если на страницах появятся графики, схемы, а в тексте будут объяснять теорию со всеми научными выкладками и формулами.


Кроме уже доказанных научных фактов деятели твердой НФ зачастую обращаются к передовым теориям из самых разных областей. Так произведение становится в разы актуальнее и дает доступ к принципиально новым сюжетам.


Голос жанра: «И стали к нему присобачивать все новые и новые аппаратные средства — блоки «решение-действие», позволившие ему управлять другими компьютерами, бесчисленные банки дополнительной памяти, новые банки ассоциативных нейристорных сетей, добавочный пакет двенадцатиразрядных случайных чисел, оперативную память, расширенную до неимоверного объема.» — «Луна суровая хозяйка» Роберт Хайнлайн



Что читать: «Красный Марс» Ким Стэнли Робинсон, «Луна суровая хозяйка» Роберт Хайнлайн

Что смотреть: «2001: Космическая одиссея», «Интерстеллар»

Что играть: Portal, Kerbal Space Program

Путеводитель по фантастике. Часть 1. Книги, Фантастика, Фэнтези, Научная фантастика, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Длиннопост

Несмотря на все многообразие наук вышло так, что из твердой НФ самостоятельным ответвлением выросла лингвистическая фантастика. В ней центром повествования становится сам язык, его носители и персонажи (а вместе с тем и читатель), которые пытаются его постичь: например, экспедиция, которая пытается понять инопланетян или группа археологов, пытающихся расшифровать записи древних цивилизаций.

Голос жанра: «Ты не можешь произнести моё имя. Написать можешь, а произнести нет. Но теперь я и сам не могу его произнести.» — «Посольский город» Чайна Мьевиль


Что читать: «Посольский город» Чайна Мьевиль, «Лексикон» Макс Барри

Что смотреть: «Прибытие»


Противовес твердой научной фантастике существует и носит имя «мягкая НФ», которую иногда называют «гуманитарной». Из-за трудностей перевода мягкая научная фантастика имеет две разные трактовки. Кто-то причисляет к этому жанру фантастику, основанную на гуманитарных науках. Мы же обратимся ко второму значению — литература, которая использует фантастический мир как фон. В таких произведениях авторы делают акцент на внутренних переживаниях героя.


Голос жанра: «Все жители Солнечной системы потребуют, чтобы их немедленно отправили на Юпитер. Никто не захочет оставаться человеком. Кончится тем, что люди исчезнут, все превратятся в скакунов. Вы об этом подумали?» — «Город» Клиффорд Саймак



Что читать: «Город» Клиффорд Саймак, «Чужак в чужой стране» Роберт Хайнлайн, «Убик» Филип Дик

Что смотреть: «Помутнение», «Вечное сияние чистого разума», «Двухсотлетний человек»

Что играть: Cradle, Walking Dead



Социальная фантастика размышляет в первую очередь об обществе и взаимодействии между людьми внутри него. Для этого авторы моделируют какой-либо социум: экипаж корабля в замкнутом пространстве, первые поселенцы в космосе, даже целые города и государства, а затем подробно представляют его внутреннее устройство.


Голос жанра: «Они смастерили эту революцию, отвоевали себе Марс, вытеснив всю земную полицию в Берроуз, после чего затопили город и потеснили землян до самого Шеффилда, что на горе Павлина.» — «Голубой Марс» Ким Стэнли Робинсон



Что читать: «Голубой Марс» К. С. Робинсон, «Град обреченный» Аркадий и Борис Стругацкие, «Туманность андромеды» Иван Ефремов

Что смотреть: «Разделитель», «Время», «Метрополис»

Что играть: Bioshock: infinite, We Happy Few

Путеводитель по фантастике. Часть 1. Книги, Фантастика, Фэнтези, Научная фантастика, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Длиннопост

И тут же, в социальной фантастике, возникают два больших стиля: утопия и антиутопия, идеальное и, наоборот, далекое от идеального общества. В утопии люди уже давно побороли все болезни или даже саму смерть, забыли о войнах и живут в процветании. Но утопии всегда противостоит человеческая натура: люди либо осознанно отказываются от своих чувств, от ненависти и любви, в угоду идиллии, либо же природа берет верх и идеальный мир рушится под напором «человечности».


Голос жанра: «Поэтому я, с одной стороны, обсуждаю сам с собою мудрейшие и святейшие учреждения утопийцев, у которых государство управляется при помощи столь немногих законов, но так успешно, что и добродетель встречает надлежащую оценку и, несмотря на равенство имущества, во всем замечается всеобщее благоденствие.» — «Утопия» Томас Мор



Что читать: «Утопия» Томас Мор, «Обделенные» Урсула Ле Гуин

Что смотреть: «Разрушитель», «Рай или забвение», «Суррогаты»

Что играть: Bioshock: infinite


В антиутопии все наоборот: любые личные свободы и свободу слова убивает государственный аппарат. Люди боятся или — еще хуже — принимают все происходящее на норму. И только отдельные личности не боятся мыслить самостоятельно, высказывать мнение и противостоять государству.


Голос жанра: «Мыслепреступление не влечет за собой смерть: мыслепреступление ЕСТЬ смерть» — «1984» Джордж Оруэлл



Что читать: «1984» Джордж Оруэлл, «451 градус по фаренгейту» Рэй Бредбери, «Дивный новый мир» Олдос Хаксли

Что смотреть: «Эквилибриум», «V — значит вендетта»

Что играть: Bioshock, Half-Life 2

Путеводитель по фантастике. Часть 1. Книги, Фантастика, Фэнтези, Научная фантастика, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Длиннопост

Крупным подразделом научной фантастики является космическая опера. Ее отличительная черта — масштабность, многоплановость. Звездные империи, десятки фракций, сложная политика, множество героев и протяженная хронология — отличительные черты космических опер. Вместе с тем герой, обычно, храбрец, втянутый в конфликт вселенского масштаба, исход которого может решить судьбу всего мира.


Голос жанра: ««Джулиан» был новейшим флагманским кораблем Эвагардской империи. Вероятно, крупнейшим военным кораблем, какой когда-либо существовал.» — «Адмирал» Шон Дэнкер



Что читать: «Адмирал» Шон Дэнкер, «Дюна» Фрэнк Герберт, «Саргассы в космосе» Андрэ Нортон

Что смотреть: «Вавилон-5», «Боевой крейсер: Галактика»

Что играть: Mass Effect, EVE Online, Starcraft

Путеводитель по фантастике. Часть 1. Книги, Фантастика, Фэнтези, Научная фантастика, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Длиннопост

Еще один поджанр, который неразрывно связан с космосом — это фантастика первого контакта. Авторы рассуждают, какой же будет первая встреча человека с инопланетянами и прорабатывают возможные сценарии этого события: от межпланетного конфликта до вступления человечества на совершенно новую ступень развития.


Голос жанра: «Нельзя считать нашу планету вполне безопасным убежищем для человека; невозможно предвидеть тех незримых врагов или друзей, которые могут явиться к нам из бездны пространства.» — «Война миров» Герберт Уэллс



Что читать: «Война миров» Герберт Уэллс, «Цель» Дженнифер Фэнер Уэллс, «2001: космическая одиссея» Артур Кларк

Что смотреть: «Район № 9», «Солярис»

Что играть: Prey, Crysis, XCOM


Фантастика ближнего прицела ориентируется на ближайшее будущее, не больше пары десятков лет вперед. В ней знакомые нам технологии и разработки, которые пока еще считаются передовыми, плотно входят в жизни людей и кардинально их меняют. Например, современные фантасты вполне могут вдохновляться такими темами, как развитие нейронных сетей, искусственных интеллектов, виртуальной реальности, влияние мобильных устройств.


Голос жанра: «В Москве мы пересели на полуреактивный стратоплан Циолковского, совершающий прямые рейсы Москва — Ташкент. Эта машина летела с бешеной скоростью. Три металлические сигары соединены боками, снабжены хвостовым оперением и покрыты одним крылом — таков внешний вид стратоплана.» — «Звезда КЭЦ» Александр Беляев



Что читать: «Бездна» Джеймс Роллинс, «Звезда КЭЦ» Александр Беляев, «Марсианин» Энди Вейер

Что смотреть: «Черное зеркало», «Она», «Послезавтра»

Что играть: Watch Dogs, The Division

Путеводитель по фантастике. Часть 1. Книги, Фантастика, Фэнтези, Научная фантастика, Что почитать?, Что посмотреть, Во что поиграть, Длиннопост

Размышления о распространении компьютеров и глобализации в 80-х годах привели к появлению стиля киберпанк. Фантастика ближнего прицела трансформировалась в определенный стиль, в котором сформировались свои собственные законы: недалекое антиутопическое будущее, интернациональные корпорации фактически стали вторым правительством, массовая компьютеризация привела к созданию искусственных интеллектов и виртуальной реальности, успехи кибернетики позволили создавать импланты для тела, расширяющие возможности человека. При всем развитии технологий, в народе обычно царит нищета и беззаконие.


Голос жанра: «Прошел уже целый год, а он все еще грезил киберпространством, хотя от ночи к ночи его мечты блекли.» — «Нейромант» Уильям Гибсон



Что читать: «Вакуумные цветы» Майкл Суэнвик, цикл «Нейромант» Уильям Гибсон, «Токийский призрак. Атомный сад» Рик Ремендер

Что смотреть: «Призрак в доспехах», «Матрица», «Я, робот»

Что играть: Deus Ex, Syndicate, Invisible Inc.

Конец первой части.



Взято с сайта fanzon-portal.ru

Ссылка на статьи: Часть 1, Часть 2, Часть 3

Показать полностью 8
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: