Финансовое моделирование, ч. 5

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4


Ну, что же, «Продолжаем разговор!» ©Карлсон.


Сегодня, наконец-то, увидим некоторые обобщенные результаты того, что мы наваяли до этого — увидим результирующие денежные потоки проекта.


Но перед эти надо еще кое-что посчитать: налоги (как бы неприятно это ни было…).

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Обращаю внимание, что из налогов на этом листе будем считать НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), налог на имущество и налог на прибыль. НДФЛ и отчисления, связанные с оплатой труда, уже посчитаны на листе OPEX, а НДС на данном предприятии считать нет смысла (выручка по золоту и серебру поступает без НДС, а НДС, который уплачивается контрагентам во время осуществления капитальных и операционных затрат, возмещается из бюджета в том же году). Если бы строилась модель предприятия, имеющего выручку с НДС, то пришлось бы отдельно считать входящий и исходящий НДС, чтобы потом рассчитать разницу, которую нужно уплатить в бюджет нашей Великой Родины.:)


НДПИ по золоту и серебру зависит от полученной за период выручки:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Налог на имущество считаем от средней стоимости основных средств за период. Исходим из предпосылок, определенных ранее: единый срок эксплуатации всех ОС, отсутствие выбытия основных средств за период реализации проекта. Если предпосылки иные — расчет стоимости ОС и амортизации, соответственно, изменится и усложнится.


Для начала собираем первоначальную стоимость ОС за каждый период (аналогично тому, как это делалось на листе OPEX, за тем исключением, что здесь учитываются также нематериальные активы:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Остаточная стоимость на начало нового периода равняется остаточной стоимости на конец предыдущего (логично, правда?). Я предпочитаю по возможности и при необходимости даже такие очевидные вещи отдельно посчитать, чтобы потом лишнего не мудрить в длинных формулах и, соответственно, не ошибаться лишнего.

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Считаем сумму основных средств, введенных в эксплуатацию за каждый период:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Т.к. точно предсказать, когда именно будут введены в эксплуатацию активы, сложно на этапе долгосрочного планирования, то предполагаем, что ввод в эксплуатацию происходит в середине года. Поэтому амортизацию считаем в нашем случае так (первый год будет немного отличаться от остальных):

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост
Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Остаточная стоимость на конец периода — это сумма того, что было на начало, плюс все, что прибыло, минус все, что убыло:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Считаем среднегодовую стоимость ОС:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

И, собственно, из нее рассчитываем налог на имущество:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Для налога на прибыль намечаем место, но пока не заполняем, т.к. для этого пока не хватает данных:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Переходим к листу Cash Flow — сборнику наших денежных потоков.:)

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Суммируем операционные доходы и расходы в соответствующие строки, отведенные для операционных денежных потоков:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Получаем пока примерно следующее:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Аналогично поступаем с инвестиционным денежным потоком:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

И получаем:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Финансовый и совокупный денежные потоки пока не заполняются в связи с недостаточностью данных.

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Переходим к подбору финансирования (оно же магия Excel’я… точнее, магического тут ничего нет, но я испытал эстетическое удовольствие, когда впервые это замутил:)) ).

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Как обычно, начинаем с перенесения на этот лист для удобства полезной справочной информации из других листов:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

В целом, предприятие не должно иметь так называемых «кассовых разрывов», т.е. ситуаций, когда по плану в какой-то момент времени расходы превышают остаток на счетах компании (исходим из того, что на момент начала реализации проекта остатки нулевые). Таким образом, мы должны проверить, чтобы сумма инвестиционного и операционного потоков не была меньше нуля. Если она меньше нуля — надо брать кредиты и/или займы. Но обычно по условиям кредитных договоров проценты по выданным кредитам должны выплачиваться постоянно, вне зависимости от того, насколько удачно работает предприятие. Поэтому, мы должны быть уверены, что полученной выручки от продажи нам хватает на покрытие как операционных расходов, инвестиционной программы, так и для уплаты банковских процентов. Не хватает? Придется наращивать долги, что поделаешь…


В настоящей модели у нас планируется полностью банковское финансирование (довольно заурядная ситуация в крупном бизнесе), но покажу для примера и отдельные строки для расчета финансирования за счет собственных средств (оно же «акционерное финансирование»), предполагая его бесплатным источником денег. Понятно, что с точки зрения эффективности проекта гораздо лучше использовать бесплатные источники финансирования (или хотя бы более дешевые, если злые акционеры тоже требуют процентов за предоставленные займы), но с другой стороны, во-первых, не всегда есть возможность профинансировать бизнес полностью из своих денег, а во-вторых, разделить риски проекта тоже хочется с кем-то, а не тащить эти риски на своем горбу.


Итак, общий поток, который нужно финансировать — это сумма операционного, инвестиционного денежных потоков и процентов к уплате:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Далее заполним ячейки по финансированию из собственных средств (хоть они и будут все равны нулю, но проще для дальнейшего понимания начать с них). Сначала проверяем, нужно ли вообще финансирование. Если да, то финансируем деятельность, исходя из той доли, которая приходится на финансирование за счет собственных средств:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Считаем остаток займов на конец периода (это то, что поступило минус то, что вернули обратно):

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

А теперь считаем возврат займов. Основная предпосылка — возвращаем кредиты и займы как можно скорее из потока — это эффективнее для акционеров и дешевле с точки зрения обслуживания кредитов. Формула длинная, поэтому на всякий случай поясню ее смысл. Сначала проверяем, положительный ли у нас в текущем периоде финансируемый денежный поток - если отрицательный, то возвращать нечем. Далее проверяем, есть ли еще остаток задолженности по займам — если остатка задолженности нет, то и возвращать нечего. Соответственно, если у нас и задолженность есть и денежный поток положительный, то мы что-то вернем акционерам:) Что — зависит от размера потока. Проверяем, что меньше - остаток задолженности перед акционерами или весь поток, умноженный на долю акционерного капитала в финансировании. Что меньше — ту сумму и возвращаем (мы не можем вернуть весь долг, если денежный поток не позволяет это сделать и, в то же время, если поток позволяет вернуть весь остаток задолженности, то нет смысла ее оставлять и не возвращать).

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

В расчете финансирования за счет кредитных средств все аналогично за тем исключением, что, во-первых. начисляются и выплачиваются проценты, а во-вторых, доля кредитных средств — это 100%-доля акционерных средств.


Итак, считаем поступления за счет кредитов:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

Остаток задолженности наконец периода:

Финансовое моделирование, ч. 5 Финансовое моделирование, Microsoft Excel, Финансы, Длиннопост

(упираемся в ограничения Пикабу, поэтому продолжение сейчас будет отдельным постом)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Делаю по вашей методичке но что-то не клеится с остатком займа на конец периода. Да, надо в первый год, скажем 100м финансирования, но оно все и уйдет, т.е. остаток должен быть ноль. А по-вашему если возврат займа не производился, то остаток будет равен поступлению.

Вот эта H16-H18 явно чего-то не учитывает. А именно траты того самого финансирования. Чет тут как-то по-другому надо формулу делать


И что-то я пропустил по-ходу, куда Норма оборотных средств (в % от OpEx) присобачивать. Допустим выпуск продукции начинается только во втором году и то не с начала. Общий финансовый поток получается положительный (за счет продаж в конце года) но понятно, что до конца нужно еще дожить

раскрыть ветку (14)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы про расчет строки 17 в листе финансирования? ()

Если да, то это расчет остатка займа на конец периода. В данном листе идут расчеты для заполнения раздела "финансовый денежный поток" в cash flow. Финансовый денежный поток - это поток для финансирования операционных и инвестиционных затрат. Тратятся займы и кредиты в операционной и инвестиционной деятельности.

Возможно, Вас смущает именно название строки "остаток займа". Имеется ввиду не то, что он взят, но ни на что не потрачен, имеется ввиду займ взят, и есть непогашенная его часть - это и есть остаток займа.

Касательно оборотных средств - присобачивать их надо не там, где непосредственно выпуск начинается, а там, где начинается закупка материалов для запуска, найм рабочей силы и т.д. Вложения в оборотку есть всегда, пока производство действует и высвобождаются только когда производство заканчивается.

Если возникают проблемы с тем, что высокие обороты внутри периода приводят к некорректному пониманию суммы финансирования - период нужно разбивать. На кварталы или месяцы. Неоднократно сталкивался с 10-летними помесячными расчетами - когда есть ярковыраженная сезонность, например, а в модели нужна высокая точность расчета процентов по кредитам.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий
Допетрил. Остаток напогашенного займа надо складывать с остатком от предыдущего периода. :) Тогда все норм
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

точно)

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Все, доделал. Вымучил. Спасибо огромное за туториал. Реально не понимаю людей, которые просят файл, это же такой кайф САМОМУ разобраться.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
Рад, что помог)
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо еще раз. Все же у меня есть одна нескромная просьба. Что можете посоветовать почитать на данную тему, чтобы из раздела "для чайников"? Взбираться на высоты этого мастерства мне не надо, но когда общаюсь с финансистами и инвесторами, хотелось бы меньше "плавать" в терминах. А то порой кажется, что огромная часть полезной информации остается мне недоступна.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
В смысле финансов вообще - в качестве настольной книги "для чайников" советую вот эту: (Зви Боди, Роберт Мертон: Финансы) http://www.ozon.ru/context/detail/id/3163248/

На достаточно простом, "домохозяйском" языке объясняются все основные термины, методы и инструменты финансистов.

В смысле непосредственно финмоделирования - не подскажу. Либо тренинги, либо методички разные, либо практика и споры с другими финансистами:). Не встречал пока заслуживающего доверия источника, на который можно полноценно положиться и ссылаться при необходимости.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Извиняюсь за назойливость, но хотел бы уточнить одну вещь. Мне немного не понятно, почему Вы считаете дисконтированный инвестиционный поток от итогового инвестиционного денежного потока? Ведь в нем не учитываются инвестиции требуемые для операционных потоков. В случае если инвестирование осуществляется из собственных средств, не лучше ли считать дисконтированный инвестиционный поток от поступления финансирования, чтобы потом более точно понять индекс доходности инвестиций?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
в смысле строка 14 в листе расчета эффективности?

здесь, конечно, методолгический вопрос.

финансовый денежный поток, конечно, дисконтировать методологически неверно, а можно, в зависимости от определения инвестиций, вложения в оборотные средства включать в инвестиции/инвестиционный денежный поток.

Но это как бы общая методология, "как правильно в принципе, в вакууме". Конкретные случаи разные бывают у разных заказчиков, я об этом писал даже в процессе пояснений - где-то чисто акционерное финансирование, тогда в расчете инвест. потока, который должен дисконтироваться для расчета окупаемости вполне можно учесть и сами капвложения и сальдо операционного потока до тех пор, пока оно отрицательное (в течение того времени, пока налаживается производство, скажем). По сути это тот же самый финансовый поток, но, опять-таки, чисто методологически финансовый поток - это покрытие кассовых разрывов по инвестиционному и операционному потоку, поэтому его лучше не трогать:)

А так, повторюсь, случаи разные бывают. Кому-то дисконтирование не нужно в принципе, т.к. вопрос исключительно в сроках возврата кредитов, а не в NPV. Бывает так, что проект сам по себе дает IRR, скажем, 60%, но на него надо навесить тот долг, который уже есть на предприятии и нужно будет отдавать - приходится изворачиваться и где-то этот долг учитывать, IRR снижается до 15%... Ну и т.д. Я здесь изложил общие принципы, а конкретика, конечно, допиливается в каждом индивидуальном случае.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Понял. Огромное спасибо за разъяснения, вот прям от души!

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо!

Автор поста оценил этот комментарий

Не совсем втыкаю с этим возвратом. Когда поступления в периоде нет, то возврат через год в минуса уходит. Что-то я явно не так делаю

Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий

Да, тяжко мне, не имея финансового образования... Спасибо за помощь. Вроде понял. Продолжу.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку