Финансовое моделирование, ч. 1

Начну серию постов, посвященных финансовому моделированию в Excel в компании — что это, зачем это, для чего/кого это и т.д. Постараюсь излагать материал максимально просто, своими словами, чтобы понять могли непрофессионалы. Пример/примеры буду приводить из отрасли, которая сейчас для меня наиболее близка — горнодобывающая отрасль, она же майнинг, но принципы, заложенные в финансовое моделириование, применимы и в других отраслях — производство, продажи, услуги и т.д. В принципе, финансовая модель стартапа принципиально не будет отличаться от любой другой правильно составленной финмодели:)


Итак, финансовая модель.

Финансовое моделирование, ч. 1 Финансы, Microsoft Excel, Финансовое моделирование, Длиннопост

Цель финансового моделирования на предприятии — оценить будущую эффективность проекта, чтобы понять, насколько целесообразно им вообще заниматься. Под проектом в данном случае можно понимать:


1. непосредственно само предприятие, если разговор идет о покупке бизнеса;


2. новый бизнес/стартап — для принятия решения, стоит ли им вообще заниматься;


3. внесение каких-либо изменений в действующий бизнес, например, запуск нового продукта, выход на новый рынок, изменение действующей технологии производства.


То есть, если у тебя есть действующий давно и успешно бизнес, в котором тебя все устраивает и ничего менять не хочется (даже проанализировать, как отразится на доходе от бизнеса скачок курса валюты или рост зарплаты сотрудников), то, наверное, финмодель тебе не нужна. Или же ты просто работаешь наемным работником, никак не связанным с финансами предприятия, и не планируешь это менять — тогда тоже не нужна. В о всех остальных случаях, похоже, хотя бы скромная и простенькая финмодель нужна:) Финмодель и результаты ее расчетов также являются частью бизнес-плана, который требуется во всех финансовых организациях для получения финансирования, для любого грамотного инвестора.


Из чего состоит финансовая модель?


Состав финмодели (набор ее разделов, листов, компоновка и т.д.), как правило, определяется в техническом задании от заказчика, если таковой имеется. Или личными предпочтениями и спецификой отрасли/предприятия. Но есть определенный набор разделов, без которых ФЭМ (финансово-экономическая модель) не будет выглядеть полноценной и даже корректной. В принципе, часть или даже все эти разделы можно объединить на один лист, но я предпочитаю выносить их на разные листы, т.к. это обычно проще для восприятия конечному пользователю. Собственно, сами разделы:


1. Исходные данные;


2. CapEx;


3. OpEx;


4. Выручка;


5. Налоги;


6. Финансирование;


7. Cash Flow;


8. Эффективность проекта;


9. Анализ чувствительности.

Финансовое моделирование, ч. 1 Финансы, Microsoft Excel, Финансовое моделирование, Длиннопост

Желтым цветом выделены листы/разделы, допускающие заполнение данных вручную (т.е. непосредственно в ячейки вставляем то или иное значение показателя, цифрами). Голубым цветом выделены разделы, заполняемые исключительно формулами на основе данных из «желтых» разделов. Подробнее это мы рассмотрим в дальнейшем.


В принципе, к обозначенным выше разделам можно добавить, например, «Титульный лист» (в соответствии с правилами хорошего тона его бы, конечно, надо добавлять всегда, но фактически от него ничего не зависит), и, если уж мы говорим о горнодобывающей отрасли, «Горный календарь» (хотя, в простейшем виде его можно засунуть и в исходные данные, т.к. график выработки месторождения, собственно, и является самыми что ни на есть исходными данными для финмодели в майнинге). Теперь пройдемся чуть подробнее по каждому разделу для общего понимая того, какие данные на каком листе у нас строятся (это первая, ознакомительная часть серии постов, поэтому пока что пройдемся по верхам, чтобы не мешать сразу слишком много информации в один пост).


1. Исходные данные - основа для построения всей модели. Здесь описываются основные прогнозные параметры, от которых зависит вся деятельность предприятия: цены на конечную продукцию и на материалы для производства, ставки налогов и курсы валют, ставки кредитов и прочая информация, которая понадобится в дальнейшем. Даже если в процессе построения модели оказалось, что необходимо указать еще какой-то исходный параметр — его также нужно внести именно на лист «Исходные данные», а не на тот лист, в котором возникла необходимость его применить. Очень важно вынести всю исходную информацию на отдельный лист и в дальнейшем ссылаться именно на него по следующим причинам:


- конечный пользователь на одном листе видит всю информацию, заложенную в модель, и может изменить необходимые параметры по мере необходимости;

- снижает вероятность ошибки, связанной с тем, что пользователь решил поменять какой-то параметр модели, а итоговый результат не изменился;

- проще собрать исходную информацию для презентации заказчику;

- нет необходимости искать по всем листам, куда вносится тот или иной исходный параметр, если его надо изменить (это тем важнее, чем объемнее модель).


2. CAPEX (Капекс = Capital Expenditures) - он же «Капитальные вложения» или «Вложения в основные средства», он же «Инвестиции». В этот раздел выносятся те затраты, которые несет предприятие единожды и надолго- покупка зданий и сооружений, закупка оборудования, проектно=изыскательские работы или же просто покупка/оформление юрлица.


3. OPEX (Опекс = Operating Expenditures) - он же «Операционные затраты» или «Текущие издержки». Все регулярные постоянные расходы, связанные с деятельностью организации, отражаем здесь: аренда помещений и оборудования, закупка материалов и ресурсов для производства, оплата труда и все остальные платежи, которые необходимо осуществлять постоянно, без которых предприятие не будет функционировать нормально.


4. Выручка - он же «Доходы предприятия». Здесь считаем приток денежных средств от продажи продукции/услуг.


5. Налоги - он же «Госпошлины и налоги». Раздел, который в простейшем виде можно перенести на лист OPEX, т.к. по сути это тоже постоянные издержки, но я предпочитаю все же выносить его на отдельный лист — мне так удобнее с ним работать. Чем меньше загружен каждый лист, тем проще его в дальнейшем вставлять в презентации, бизнес-план, распечатывать и т.д.


6. Финансирование - он же «Кредиты и займы». Даже если в силу тех или иных причин заказчику непосредственно банковские кредиты не нужны/не хочет с ними связываться, этот раздел необходим для понимания того, сколько денег в какие периоды ему самому придется вложить в проект, а когда эти деньги можно будет вернуть. А если мы говорим о бизнес-плане и ФЭМ для банка, то к расчету этого листа надо подойти особенно скрупулезно, т.к. для банкиров это самый интересный раздел всей модели:) Здесь учитываем все поступления финансов в проект, в том числе для покрытия возникающих кассовых разрывов, а также все проценты к уплате и т.д.


7. Cash Flow - он же «Денежные потоки», он же «Прогнозный БДДС (Бюджет Движения Денежных Средств)». Практически самый важный и интересный лист всей модели, ради которого вся модель и строится:) Здесь сводим все денежные потоки, которые мы рассчитали на предыдущих листах — доходную часть, расходы, инвестиции, финансовые потоки. Здесь мы выходим на итоговый денежный поток и уже можем прикинуть, жизнеспособен ли проект вообще. В неписанных правилах хорошего тона (а иногда, кстати, в писанном ТехЗадании) предполагается наличие, кроме этого листа еще листов «Прогнозный БДР (Бюджет Доходов и Расходов» и «Прогнозный Баланс», но фактически заказчику это нужно в исключительных случаях, т.к. все-таки самая важная информация для него — это поток кэша — когда и сколько нужно вложить, когда и сколько можно «вытащить» из проекта.


8. Эффективность проекта - он же «Показатели инвестиционной привлекательности». В этой части финансисты считают циферки для финансистов:) Такие показатели, как NPV, IRR, PP, DPP и прочие страшные и злые финансовые штуки - это все здесь. Несмотря на то, что данные показатели могут быть сложными для понимания обывателя, но т.к. они являются квинтэссенцией экономической результативности предприятия, именно на них инвесторы, банкиры и все прочие пользователи финмодели будут обращать особое внимание (особенно инвесторы, не являющиеся профессионалами в той отрасли, в которой работает предприятие).


9. Анализ чувствительности — он же «Анализ рисков». Довольно интересный и показательный раздел, который наглядно показывает, насколько устойчив проект к тем или иным колебаниям внешних и внутренних факторов. Скажем, в целом проект выглядит довольно симпатично, но оказывается, что если цена на конечную продукцию упадет на 10%, то по итогам реализации этого проекта предприятие получит не прибыль, а убыток. Или, наоборот, мы увидим, что рост курса доллара на 20% не только не «уронит» экономику проекта, но даже улучшит ее. В общем, здесь можно проанализировать влияние «и степень влияния» того или иного параметра из списка «исходных данных» на конечный результат и оценить, готовы ли мы браться за данный проект при таких рисках, или нет.


На этом, пожалуй, закончим на сегодня. Это была, наверное, самая скучная, но, тем не менее, необходимая вводная информация: в дальнейшем должно быть больше экшена, иллюстраций, примеров, скриншотов и т.д.:) Постараюсь в дальнейшем изложить интересных фишек Excel’я, которые регулярно используются в ФЭМ, например, использование итеративных вычислений для автоматического подбора финансирования, работа с таблицами данных при анализе чувствительности, объяснить максимально простым и понятным языком, что же такое NPV, IRR, ставка дисконтирования и т.д.