Фальшивки, обманутый музей и русский авангард
Писали мне под прошлыми постами об аферистах, мол, мельчает нынче жулик, скучно стало. Чтоб это опровергнуть, хочу вам поведать совсем свежую историю о том, как один, вероятно, очень обаятельный обманщик ввел в заблуждение кучу народу и заставил художественное сообщество стоять на голове и бурно ссориться.
Все ниже описанное особенно интересно, потому что речь пойдет о грандиозной афере, связанной с русским авангардом.
Итак, знакомьтесь, Игорь Топоровский, жулик, обдуривший Музей изящных искусств Гента и еще огромную кучу народу:
Интересное дело - как наткнешься на какого-нибудь одиозного персонажа, который немного историк, так окажется, что он, почему-то, считает себя специалистом именно по Наполеону. Я как-то задавала вопрос людям причастным - это личность Наполеона приманивает таких оригиналов или происходят с ними трансформации в процессе работы, но ответа, конечно же, не последовало. (Только пожалуйста, если вдруг меня читают специалисты по Наполеону, вы не обижайтесь, это я так шучу).
Итак, некий Игорь Топоровский, совершенно не понятно откуда взявшийся персонаж, судя по его же интервью - секретный советник всех президентов прямо с университетских лет, тайный агент всех агентств, теневой дипломат, друг всех генсекретарей по переписке и лично, бельгийский бизнесмен сложных бизнесов и, в целом, широкий специалист по мутным делам (без единого подтверждения, конечно же), оказался собирателем русского авангарда. При том не какого-то то там вашего в каталогах-резоне записанного, а совершенно неизвестного, никем не виданного, но очень важного - в его коллекции оказались и Кандинский и Малевич и "амазонки" Попова с Гончаровой и Экстер и прочий Родченко.
подделка под Наталью Гончарову из коллекции Топоровского.
В общем, художники первой линии авангарда. И все - уникальное и секретное. Что уже странно, ведь и правда бывает, что находят какую-то неизвестную картину известного художника и долго ее изучают, проверяют, так и сяк вертят, а потом танцуют и поют обнявшись, а тут прям оптовая поставка. То есть, чтоб вы понимали масштаб, Топоровский говорил, что он планирует представить в будущем публике сотни работ авангардистов. Сотни!
Ну, бывает, насобирал и радуется - так что же теперь. А вот что - он, видимо, благодаря своему какому-то совершенно змеиному обаянию и уникальному таланту пудрить мозги умудрился втереться в доверие директору музея изящных искусств Катрин де Зегер и устроить выставку “шедевров” в Генте. Там было всего 24 шедевра из заявленных сотен, но открытие было громким и привлекло внимание по всему миру.
поддельный Филонов
Почему именно русский авангард попал под прицел Топоровского? Подделывают, в принципе, все подряд. Но в мире действительно произошел настоящий бум подделок русского авангарда в последние десятилетия на фоне очень сильно возросшего интереса к русскому искусству, а работ для всех желающих не хватало.
Русский авангард для коллекционеров и зрителей стал символом чуть ли не сопротивления нацизму и репрессиям, а еще - удивительным и самобытным глотком свежего воздуха и рассматривается как уникальное явление, аналогов которому нет больше нигде в мире.
Да еще и первые дилеры, привозившие авангард страждущим в Европу, появились в 50-60 годы прошло века и сложилась интересная ситуация - ведь, дело в том, что в том, что обычно, при торговле картинами покупатели и продавцы обязательно внимательно изучают штуку, которая называется провенанс. Провенанс - это детальное описание того, откуда картина взялась, кто был ее владельцем ранее и весь путь, который работа прошла от создателя в далеком прошлом до наших дней.
Если у картины какие-то проблемы с этим самым провенансом - например, она взялась ниоткуда или есть пробел в описании ее кочевания из рук в руки в десяток или сотню лет, то серьезные коллекционеры постараются не связываться, как минимум, до момента, пока картину не изучат вдоль и поперек самые серьезные эксперты в своих областях.
А тут сложилась уникальная ситуация, потому что из-за "железного занавеса" покупателям просто сообщали: "Ну вы же понимаете, все только на доверии, проверить нет никакой возможности - мы в трусах вам картин через границу пешком перетащили, а все эксперты под присмотром КГБ, так что или покупаете или нет" - и коллекционеры и музеи вздыхали, но покупали, надеясь на порядочность дилеров, которых тогда было буквально три штуки.
Сейчас все совсем не так, границы открыты, искусствоведы и центры изучения наследия русского авангарда со всего мира находятся в диалоге, эксперты давно есть не только у нас, но и за рубежом ,но, как говорится, осадочек остался.
поддельный Малевич.
И вот, этой неразберихой воспользовался наш герой.
По легенде, часть коллекции Топоровскому досталась от родственников жены, а часть он скупил буквально на барахолке за Эрмитажем, где в 90е чуть ли не из ларьков продавали по рублю авангард.
Там правда проблема вышла - “родственники” жены официально ответили на запросы, что такой женщины в принципе не знают, а вот распродажи коллекции Эрмитажа, кстати, почему-то, в Одессе - ну тут даже комментарии излишни.
Авангард и правда очень долго был не в чести, но если бы его вот так распродавали, то это было бы, как минимум, известно хоть кому-то, тем же музейным работникам, коллекционерам, историкам. Но нет - все в тумане, а сама легенда периодически менялась.
Короче, следов собирательской деятельности Топоровского в России никто так не обнаружил. Ну, кроме истории про пару искусствоведов-жуликов, которые продавали поддельный авангард и с которыми Топоровский сотрудничал, а после проходил свидетелем по уголовному делу. Не ясно так же как коллекционер умудрился незаметно перетащить через границу пять сотен заявленных картин.
Сам Топоровский эти и еще целую гору несостыковок объясняет просто - у вас, говорит, просто заговор искусствоведов, ведь если все вот это великолепие попадет на рынок, то искусство подешевеет, а злые и хитрые искусствоведы не хотят такого и плетут интриги. И хотел он передать свою коллекцию русским музеям, но вы же знаете, какие там змеи подколодные - испугались, не взяли.
Потом еще оказалось, что Топоровский по половине европейских музеев пробежался со своим собранием, но нигде его не воспринимали всерьез.
поддельный Рерих.
Чтоб вы понимали уровень исполнения коллекции Топоровского - несколько моих знакомых, вовсе не специалистов в области русского авангарда, не зная подоплеки этой всей выставки, отправились глядеть на те картины. Все же музей-то их выставлял авторитетный, а директор этого музея была на слуху как куратор всяких хороших штук про современное искусство. Так вот, обалдели даже не специалисты, потому что специалисты и вовсе лежали в глубоком обмороке.
Комментарии и впечатления были в духе “да вы чего это, вы чего?” - особенно зрителей привели в восторг развеселые расписные торбы и прялки от Казимира Малевича.
Московский галерист Емельян Захаров тогда написал о «невыносимом ощущении испанского стыда, которое охватывает тебя целиком, когда ты находишься в этом зале».
Это еще что, Топоровский дома гостям показывал деревянные головы и чашки-плошки, которых Малевич понавырезал. Обещал потом тоже выставить.
торба и прялка от "Казимира Малевича"
Выставка выставлялась, а вопросов становилось все больше с каждым днем. Музей отбивался, отвечая на все запросы о том, что за экспертиза подтвердила авторство что-то типа “у нас все документы в порядке” и вообще обещал открыть потом еще одну, большую-пребольшую выставку коллекции Топоровского.
Зрители недоумевали, эксперты похохатывали, журналисты вели расследование, Топоровский раздавал интервью в своей особой манере.
Группа европейских искусствоведов, кураторов, арт-дилеров и коллекционеров выступила с открытым письмом к руководству музея, в котором требовала объяснить что за фигня происходит.
Постепенно выяснили, что все-все-все, что плел Топоровский - концентрированная брехня от начала до конца, то есть, буквально, начиная даже от темы его диплома в университете и он не специалист по Наполеону, как всем рассказывал. Что те эксперты, на которых ссылался Топоровский не видели его в глаза, что каталог выставки из Харьковского музея 1992 года, в котором, вроде как, Топоровский скупил еще часть своей коллекции и который предъявлял как доказательство подлинности коллекции, подделка уровня бэ - туда просто вклеили другие работы поверх настоящих и прочее прекрасное.
И вот это наконец убедило правительство закрыть выставку и начать расследование.
поддельный Кандинский
Бельгийские журналисты в интервью с министром культуры сетовали, что Бельгия стала международным посмешищем, специалисты по авангарду возмущались тем, как дискредитируется наследие великих русских художников, музею был нанесен колоссальный репутационный урон, директора из музея выгнали, коллекция Топоровского была арестована, а он сам рассказывал о травле, организованной преступной группой искусствоведов, пока в 2019 году не присел за мошенничество, отмывание денег и торговлю краденым.
Ну и сидит по сей день, вроде бы.
Прикольно, в общем, хоть кино снимай, а материала и вовсе хватит на книгу.
Интересно еще и то, что при современном уровне технологий и экспертиз удалось одним пусканием пыли в глаза и забалтыванием Топоровскому удалось пролезть в музей такого уровня. Про том, что картины, которые он притащил в Гент не были даже попыткой повторить, с изменениями или без, работы художников - это просто чистый кураж и поток творчества, вероятно, студенческого и очень отдалённо "по мотивам" оригиналов.
Мне кажется, что я примерно представляю типаж этого человека - сталкивалась полтора раза в жизни с такими. И тут ты или успеешь убежать или попадешь под гипноз и не то что в прялку Малевича поверишь, а вступишь в секту, уйдешь в рабство и что угодно, поэтому я даже сочувствую Катрин де Зегер и верю, что она не специально, хотя она по сей день доказывает, что была права и стала жертвой охоты на ведьм, травли и заговора.
поддельный кривой Лисицкий
Но вот что особенно интересно - этот огромный скандал, отголоски которого полыхают по сей день, стал своего рода двигателем прогресса и на данный момент все крупные и не очень европейские музеи, накупившие когда-либо того самого авангарда, кряхтя расчехляют запасники, достают оттуда свои коллекции, показывают их публике и, главное, массово занимаются проверкой того, что у них там было припрятано.
Кроме того, нашлась куча частных коллекционеров, которым Топоровский сел на уши и впарил "авангарда" на бешенные деньги. Теперь все из коллекции тоже на проверке и под вопросом.
Ну а авангард все еще в моде и пользуется бешенным спросом в мире.
моя любимая прялка напоследок.
Чаще я пишу всякую всячину об искусстве вот тут: https://t.me/tojemne








