Falcon 9 Block 5 – ракета, знаменующая завершение начального этапа космической программы SpaceX

Falcon 9 Block 5 – ракета, знаменующая завершение начального этапа космической программы SpaceX Космос, Falcon 9, SpaceX, Илон Маск, Техника, Длиннопост

Спустя всего лишь 8 лет после первого запуска, Falcon 9 стала едва ли не самой востребованной ракетой-носителем в мире, опережающей другие по количеству запусков. Это современный и эффективный носитель, который до сих пор постоянно подвергается модернизациям.


Так, постоянное улучшение характеристик используемых двигателей Merlin, экономия веса за счет использования более легких материалов, использование постоянно модернизируемого топлива, в настоящий момент Falcon 9 стала в 2 раза эффективнее, если сравнивать с первым полетом.


Сейчас одно из основных направлений, по которому происходит дальнейшая работа с этой ракетой, является улучшение возможности ее повторного использования. Именно Block 5 будет являться тем вариантом, когда закончатся основные серьезные изменения носителя, и он станет, в какой-то мере, окончательным вариантом Falcon 9.


Компания SpaceX планирует запускать Block 5 минимум по 10 раз, причем каких-либо серьезных ремонтных работ или замены узлов возвращенный модуль не потребует. В предыдущих версиях ступени ракеты, как правило, только один раз отправлялись в повторный полет. В течение последних запусков далеко не всегда ступени прошлых поколений (3 и 4) возвращались, ибо актуальными они уже быть перестали.


В теории, количество запусков Block 5 может быть доведено до сотни. На данный момент рекорд принадлежит кораблю «Дискавери», который летал 39 раз.


При этом, последняя версия носителя позволит наконец-то сократить время подготовки к повторному старту. На данный момент для этого требуется несколько месяцев, а наиболее короткий срок подготовки к повторному старту составил 2.5 месяца. Цель – уменьшить это время до нескольких недель, а в перспективе требуется иметь возможность подготовить ступень к повторному запуску в течение 24 часов.


Что известно про Block 5


Компания SpaceX не особо распространяется по поводу изменений и технических особенностей, но, тем не менее, есть, например, такой список изменений, внесенных в эту версию носителя.

В частности, среди перечня изменений, можно увидеть, что конструкция, в которой установлены двигатели (если есть правильное название – поправьте меня), теперь не сварная, а собирается на болтах, что существенно сокращает время сборки/разборки, ремонта, а также изменения конфигурации носителей для перехода от F9 к FH.


Упоминаются изменения в двигателях, конструкция посадочных опор теперь складная, т. е. после посадки они не снимаются для транспортировки, а складываются обслуживающим персоналом. Улучшена термозащита двигателей и т. д.


Предусмотрена сертификация этой версии носителя для использования с пилотируемыми кораблями. Для получения такого сертификата NASA потребовало выполнения 7 успешных запусков без людей на борту.


Стоимость запуска


На данный момент в компании не планируют снижать цену, т. к., судя по всему, не видят в этом особого смысла. На данный момент никто из конкурентов не в состоянии предложить более низкую цену. Тем не менее, считается, что в любой момент SpaceX может снизить стоимость на 20-40%, т. е. с 62 млн. долларов за стандартный запуск Block 5 до, примерно, 40 млн. долларов.


Аргументом в пользу снижения цены могло бы стать увеличение числа клиентов. В частности, ряд компания, да и сама SpaceX, разрабатывают и уже реализуют проекты по запуску сотен и даже тысяч спутников для глобальной телекоммуникационной сети (интернет, телевидение и т. п.). Так, Япония анонсировала инвестиции в размере порядка 1 млрд. долларов в развитие космических технологий. Есть интерес у Китая, США, Европейских стран в увеличении количества спутников для различных нужд на низких орбитах.

Falcon 9 Block 5 – ракета, знаменующая завершение начального этапа космической программы SpaceX Космос, Falcon 9, SpaceX, Илон Маск, Техника, Длиннопост

Впрочем, в данном случае речь идет о небольших спутниках. Как отмечают эксперты, рынок запуска крупных спутников на низкую или геостационарную орбиту довольно статичен и тенденций к увеличению количества запусков таких объектов на данный момент нет. К тому же, снижение цены – не самая актуальная задач, т. к. сами по себе крупные спутники очень дороги, и уменьшение стоимости запуска на 10, или даже 20 млн долларов - не столь сильный аргумент в пользу увеличения количества вывода на орбиту крупных спутников.


Перспективы


Falcon 9 Block 5, в определенном смысле, итоговый вариант этой ракеты-носителя. Если сравнивать с тем, что было до этого, то удалось достичь повторного использования ступеней. Важно, что стоимость подготовки к повторному пуску стала существенно ниже.


Программа Space Shuttle также позволяла повторно использовать корабль, но время подготовки обычно колебалось от 6 месяцев до года. Правда, рекорд тут принадлежит кораблю Atlantis, который был заново отправлен в космос в 1985-м году всего лишь через 54 дня после возвращения из предыдущего полета. Зато стоимость использования шаттлов не сравнима с тем, что предлагается на данный момент.


Важно то, что конкурентам SpaceX пришлось пересматривать свои программы, в частности, заново обращаться к теме многоразовости своих кораблей, а также планировать разработку новых носителей.


SpaceX, приняв версию Block 5 как свою основную ракету-носитель, планирует переключиться на проект Big Falcon, ракету, которая сможет выйти за пределы земной орбиты.


https://www.theverge.com/2018/7/21/17590448/spacex-falcon-9-...

https://arstechnica.com/science/2018/07/spacex-set-to-fly-it...

https://arstechnica.com/science/2018/05/block-5-rocket-launc...

https://www.reddit.com/r/spacex/comments/80m1yd/first_falcon...


P.S. Перевод непрофессиональный, так что прошу сильно не пинать.