Единственный советский летчик, полный кавалер ордена Славы, Герой Советского Союза – Иван Драченко

Единственный советский летчик, полный кавалер ордена Славы, Герой Советского Союза – Иван Драченко Великая Отечественная война, Штурмовик авиация, Герой Советского Союза, Ас, Ил-2, Длиннопост

Иван Григорьевич Драченко родился 15 ноября 1922 года под Черкасами в селе Великая Севастьяновка. Окончил среднюю школу, позже «Ленинградский аэроклуб».

Отучившись в «Тамбовской военной авиационной школе», в мае 1943 года летчик Драченко прибыл в 140-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

5 июля 1943 года Иван совершил свой первый боевой вылет.

14 августа 1943 года спасая в воздушном бою комполка, Иван протаранил своим «Ил-2» вражеский истребитель. Получив тяжелое ранение, выпрыгнул с парашютом и на земле был схвачен гитлеровцами. В этом бою молодой летчик лишился правого глаза.

В лагере военнопленный хирург сделал летчику сложную операцию и вытащил Ивана с того света. В сентябре немцы решили перевести лагерь, в котором содержался Иван Григорьевич подальше на запад. В пути Драченко с товарищем летчиком-истребителем задушили двух конвоиров и на ходу выпрыгнули из кузова грузовика.

Ребятам повезло, через два дня они напоролись на наших разведчиков возвращавшихся домой с языком.

В «Первом Московском коммунистическом военном госпитале» (сегодня Бурденко) Ивана подлечили и вставили протез, который с первого взгляда ничем не отличался от настоящего глаза. Как он уговорил профессора Сверлова на подлог, история умалчивает, но в часть младший лейтенант убыл со справкой содержащей слова

«Годен для дальнейшего прохождения службы».

В госпитальных документах указывалось, что 14 августа 1943 года Драченко И.Г. был тяжело ранен, получив:

- сквозное проникающее ранение правой стороны грудной клетки;

- сквозное осколочное проникающее ранение брюшной стенки.

О потере глаза не было ни слова.

Свою тайну он рассказал другу летчику-штурмовику, будущему Герою Советского Союза Николаю Киртоку. На первых порах именно Николай выходил к посадочному знаку «Т» и знаками заводил Ивана на посадку. Асы смотрели на это из курилки, и говорили:

«Сильно Ивана в бою приложило, если он напрочь забыл азы пилотирования».

6 апреля 1944 года во время разведывательного полета Ивана Григорьевича атаковали пять истребителей «Фокке-Вульф»-190. На изрешеченном в хлам самолете он чудом дотянул до аэродрома. За предоставленные командованию фронта ценные разведданные летчкиа наградили орденом Славы 3-й степени.

26 июня 1944 года командование поставило задачу двум «Ил-2» собрать информацию об обороне гитлеровцев под Яссами. Стоит отметить, что к 1944 году немцы превратили десятки молдавских населенных пунктов, включая Кишинев и Яссы в настоящие укрепрайоны. Первый штурмовик пилотировал Иван Драченко, второй Константин Круглов.

Каждый из разведчиков сфотографировал оборону немцев на отрезке Яссы-Хуши-Роман.

Взяв курс на румынский городок Тыргу-Фрумос, летчики вскоре встретились с истребителями Люфтваффе. Завязался бой 12 против 2. Ребята сбили два «мессера», но и «Ил Круглова задымил. К линии фронта советские пилоты уходили, на бреющем полете над рекой. Немцы болтались на хвосте. Советских летчиков спасла церквушка в селе Егоровка. Иван «прижался» к ней вплотную и стал закладывать вокруг маленькой колокольни крутые виражи, Константин еле-еле за ним поспевал, а немцы в буквальном смысле ошалели от этих «гонок». Плюнув на чудачества «чокнутых» русских «мессеры» ушли на аэродром. Техники насчитали в каждом из «илов» десятки пробоин, но данные авиаразведки ушли в штаб фронта и Москву.

В сентябре 1944 года Иван Григорьевич в ходе штурма уничтожил вражеский эшелон на железнодорожной станции Тузира. За это подвиг героя наградили орденом Славы 2-й степени. В начале октября за 55 успешных боевых вылетов его наградили третьим орденом Славы.

В середине месяца штурмовикам приказали уничтожить штаб танкового корпуса гитлеровцев, защищенный сильной противовоздушной обороной. «Режиссер операции» доверил Драченко главную роль. На подлете к цели ему предстояло «загореться и падать». Прорвавшись к штабу, Иван активировал дымовую шашку и сорвался в штопор. Зенитчики выпустили «приземленного» русского из прицела. Выбрав момент, он выровнял машину и ударил эрэсами (реактивными снарядами) и пушками по комплексу зданий. От штаба осталась груда дымящихся развалин.

В октябре 1944 года младшему лейтенанту Ивану Григорьевичу Драченко присвоили звание Героя Советского Союза.

В начале 1945 года Иван во время завтрака не заметил, что его искусственное око перевернулось на 180 градусов. Внезапно в столовой раздался дикий крик:

«Братва, Драченко двинулся рассудком».

После прилюдного рассказа об инвалидности и тщательного обследования в медсанбате, командир 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса генерал Рязанов лично принял у Драченко «экзамен» по технике пилотирования. Вердикт комкора был краток «Пусть бьет фашистов до полной Победы».

За 2 года боев Иван Григорьевич Драченко на самолете «Ил-2» совершил 178 боевых вылетов, сбил 5 немецких истребителей, 9 машин уничтожил на аэродромах. Сжег десятки вражеских танков, бронетранспортеров, грузовиков, уничтожил сотни единиц живой силы противника.