Джованни Бернини

Джованни Бернини Архитектура, Архитектор, Италия, Длиннопост

Джованни Бернини родился в Неаполе в 1598 году, первым сыном и шестым ребёнком из тринадцати Пьетро Бернини - тосканского скульптора позднего маньеризма, и неаполитанки Анжелики Галанте. Молодой Джованни провел первые годы своего детства в Неаполе, куда его отец Пьетро переехал по приглашению вице-короля для работы в Чертоза ди Сан-Мартино.

В 1606 году Пьетро Бернини переехал с семьей в Рим, куда его пригласил папа Павел V. Имея большой талант, обучение скульптурному искусству Джованни Бернини проходил под руководством своего отца Пьетро. Бернини, сопровождая своего отца на строительные площадки, получал свой первый опыт, как в искусстве, так и в строительном деле, включая организацию большой коллективной строительной площадки. Повзрослев, Джованни становится достойным помощником своего отца в качестве скульптора. Благодаря протекции своего отца, Бернини начинает получать свои частные заказы. Уже в 1618 году гениальность Бернини была замечена и оценена, он становится самостоятельным и востребованным скульптором, получив несколько заказов на бюст папы Павла V.

Джованни Бернини Архитектура, Архитектор, Италия, Длиннопост

Однако наибольшую популярность Бернини получил после четырёх шедевров, созданных в период 1618—1625 гг. из белого каррарского мрамора по заказу кардинала-протектора Сципиона Каффарелли-Боргезе для своей виллы: «Эней, Анхиз и Асканий» (1618-1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Давид» (1623-1624), «Аполлон и Дафна» (1622-1625)  — скульптурные группы, хранящиеся в Галерее Боргезе в Риме. Сюжет «Эней, Анхиз и Асканий» взят из книги «Энеиды» Вергилия, где рассказывается о побеге Энея, Анхиза и Аскания из Трои, охваченной огнем. Разный возраст трех главных героев дал художнику возможность проявить свою техническую виртуозность в изображении кожи: бархатистой и мягкой ребенка, энергичной и напряженной Энея, дряблой и морщинистой Анхиза. Виртуозность работы, являющейся шедевром скульптуры барокко - "Похищение Прозерпины" такова, что изображаемые мифические персонажи выглядят почти как реальные фигуры. Однако определенную искусственность сцене придает характер движения, их поза довольно неестественно спиралевидна - прием используемый в маньеризме, чтобы наилучшим образом выразить ощущение движения и динамики в работе. В скульптуре "Давид" Бернини обратился к библейскому мифу, уже раннее рассмотренным Донателло и Микеланджело. Как и Микеланджело, Бернини отходит от традиционной иконографии, предпочитая изображать Давида за мгновение до того, как камень будет брошен в Голиафа, что придает скульптуре динамизм, в полном согласии с поэтикой барокко. Работу на скульптурой "Аполлон и Дафна" Джованни начал раньше, чем работу над скульптурой "Давид", но завершил уже после. Современники назвали эту работу лучшей работой мастера. Бернини отображает момент, когда Дафна, пытаясь вырваться из объятий настигнувшего ее Аполлона, начинает превращаться в лавровое дерево.

Джованни Бернини Архитектура, Архитектор, Италия, Длиннопост

На папский престол восходит первый покровитель Бернини - Маффео Барберини, который в 1623 году стал папой с именем Урбана VIII. Благодаря влиянию Урбана VIII, Бернини получает ряд важных должностей и работает не только скульптором, но и архитектором и градостроителем. После смерти своего отца в 1629 году, Бернини унаследовал должность архитектора фонтанов, по этой причине он участвовал в строительстве многих фонтанов в Риме.

В 1629 году Бернини становится главным архитектором собора Святого Петра в Ватикане, сменив Карло Мадерна. Художником было выполнено часть декоративных элементов и скульптур, в частности знаменитый бронзовый киворий (балдахин) над гробницей Св. Апостола Петра, над которым Бернини работал с 1624 года. Хотя это в значительной степени бернинское изобретение, архитектор-помощник  Франческо Борромини также участвовал в этой работе. Бернини также заменяет Карло Мадерна на строительстве Палаццо Барберини, где он руководит строительной площадкой в сотрудничестве с Франческо Борромини.

Помимо скульптуры и архитектуры, где Бернини достиг величайших успехов, Бернини в эти годы также занимается живописью, создав несколько портретов, автопортретов и двух святых, а также создает несколько сценографических инсталляций.

В 1636 году, папа Урбан VIII поручает Бернини, главному архитектору собора, построить две давно задуманные колокольни, основания под которые были сделаны ещё при Карло Мадерна.

Со смертью Урбана в 1644 году и восшествием на престол Святого Петра Иннокентия X Памфили престиж Бернини временно пошатнулся. Барберини, попавшие в опалу, эмигрировали во Францию из-за враждебности нового двора. Папские заказы больше не доставались исключительно Бернини, большая часть которых уходила его сопернику Борромини и другим видным деятелям искусства и архитектуры.

В 1645 году Бернини продолжает работу над убранством собора Святого Петра, он украшает неф и прилегающие к нему часовни, полы, настенные покрытия и своды. Результат труда Бернини вызвал ряд критики за чрезмерную помпезность и большие затраты, признанные слишком высокими (с июля 1646 года по январь 1649 года огромное количество мрамора прибыло в собор Святого Петра).

В 1647 году в основании южной колокольни были обнаружены трещины, которые Бернини построил еще в 1637 году. Комиссия установила причину в основаниях, которые были сооружены еще при Карло Мадерна; однако, Иннокентий X, как и общество, возложил ответственность за ущерб на Бернини и приказал в 1646 году снести колокольни за счет архитектора. Это событие вызвало скандал и Бернини, покрытый оскорблениями и клеветническими обвинениями со всех сторон, потерял свой статус и только со временем доверие к архитектору будет восстановлено. Но в это же время понтифик поручает Франческо Борромини спроектировать трубопровод для доставки воды из Аква Вирго на площадь Пьяцца Навона и объявляет конкурс на проектирование фонтана на площади. Конкурс выиграл Бернини. Строительство началось в 1648 году и закончилась в 1651 году под руководством Бернини с группой скульпторов, включая Джована Марию Франки, Джакомо Антонио Фанчелли, Клода Пуссена, Антонио Раджи и Франческо Баратта. С помощью этой работы Бернини смог восстановить свою карьеру и статус. Белые мраморные обнаженные скульптуры представляют собой аллегории четырех главных рек планеты, по одной для каждого из известных тогда континентов, которые в работе представлены в виде гигантов, сидящих на центральной травертиновой скале (работа Джован Мария Франки, 1648): Нил (работа Джакомо Антонио Фанчелли, 1650), Ганг (работа Клод Пуссен, 1651), Дунай (работа Антонио Раджи, 1650) и Рио-де-ла-Плата (работа Франческо Баратта, 1651). Дунай указывает на один из двух гербов Памфили, присутствующих на памятнике, как на символ религиозной власти понтифика над всем миром, Нил покрывает лицо тканью, ссылаясь на темноту его источников, оставался неизвестным до конца 19 века, у Рио-де-ла-Плата есть мешок, переполненный серебряными монетами, символизируя серебристый цвет вод, и, наконец, Ганг держит длинное весло, которое предполагает судоходность реки.

Джованни Бернини Архитектура, Архитектор, Италия, Длиннопост

В 1655 году, со смертью Иннокентия X и восшествием на папский престол Фабио Киджи, ставшего папой с именем Александра VII, Бернини вернулся, чтобы стать любимым художником папского двора и главным архитектором проектов Киджани.

Одновременно со строительством собора Святого Петра потребовалось обустроить его площадь. По поручению папы Александра VII Джованни Бернини приступил к реализации этой задачи. В 1656—1667 годах по его проекту построили мощную колоннаду: два полукольца поставленных в четыре ряда 284 колонны тосканского ордера из серовато-желтоватого Травертин окружают овальную в плане площадь в 196 метров ширины.

К 1664 году Бернини приобретает всемирную популярность, французский министр Жан-Батист Кольбер, от имени короля Людовика XIV,  убедил папу "подарить" ему своего любимого мастера, и в 1665 году шестидесяти шестилетний Бернини уехал во Францию с амбициозным намерением на участие в реконструкции Лувра. Однако вскоре Бернини начинает испытывать негативное давление со стороны местной творческой элиты, которое перерастает в открытую конфронтацию. И вскоре Бернини вернулся в Рим, лишь став свидетелем закладки первого камня в фундамент своего проекта, который не имел продолжения.

Вернувшись из Франции, Бернини уже практически исчерпал свой творческий потенциал из-за преклонного возраста, но он еще выполняет ряд скульптурных работ.

В последние годы жизни Бернини целиком и полностью уходит в религию. В 1680 году у Бернини случается паралич правой руки; он пережил свою болезнь иронично и игриво, признавая, что его правая рука должна отдохнуть после стольких трудов. Однако его немощь усугубилась, что привело к его смерти в этот же год.

Архитектура и дизайн интерьера

1.4K постов5.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

В сообществе запрещается всё то, что запрещено правилами сайта :) Архитектурные проекты принимаются к публикации только при наличии:

-имени проекта (если имеется)

-имени архитектора

-места строительства (предполагаемого/фактического)