Джон Лилли и его карты внутренних пространств

Жизненный путь Джона Каннингема Лилли (1915–2001) – путь от строгого ученого до мистика, далеко ушедшего от того, что можно назвать академичностью, является, с одной стороны, уникальным, с другой же – типичным для ряда ученых XX в., чьи интересы, так или иначе, касались исследований человеческого сознания.


Свою научную деятельность Лилли начинает в Калифорнийском институте, изучая там с 1933 по 1938 гг. эмбриологию. После окончания – анатомию и физиологию мозга в Дартмутском колледже. В 1942 г.получает степень по медицине и спустя несколько лет публикует статью, где описывает методику регистрации мозговой деятельности при помощи специально изобретенных им электродов, помещаемых в мозг.


Популярность в научных кругах Лилли получает благодаря своим исследованиям мозга дельфинов. На многие годы дельфины становятся его страстью. Его интересовала сложная сигнальная система, используемая ими для коммуникации. Лилли работает в лаборатории, вживляя в мозг животным электроды, изучая их поведение и коммуникацию и даже пытаясь вступить с ними в контакт. В 1958 г. Лилли выступил с докладом, в котором выдвинул довольно смелые тезисы о том, что дельфины являют собой цивилизацию, живущую бок о бок с человечеством, но не замеченную последним из-за своей ограниченности. Дельфины же, в свою очередь, за свою многовековую историю смогли постигнуть многие тайны и законы как Земли, так и Вселенной. Вслед за докладом в 1961 г. выходит книга Лилли «Человек и дельфин». В этой работе тезисы доклада были широко развернуты и дополнены. Книга вызвала широкий общественный резонанс и была переведена на множество языков, включая и русский [Лилли Д. Человек и дельфин. М.: Мир, 1965]. Во многом благодаря этой работе Джон Лилли получил мировую известность, а многие страны под давлением возмущенной общественности отказались от промысла дельфинов.


Если бы интересы Джона Лилли ограничились дельфинами и деятельностью по защите их прав, то он уже занял бы свое место в истории мысли XX в. Однако вскоре Лилли закрывает лабораторию и прекращает исследования дельфинов, утверждая, что это больше не согласуется с его новой этикой. Чтобы понять логику этого решения, необходимо вернуться на несколько лет назад.


Лилли как человека широких интересов и эрудиции интересовало, помимо сознания дельфинов, также и сознание человека. В какой-то момент Лилли решает проверить тезисы бихевиористов о сознании. А именно то, что, не получая внешних сенсорных раздражителей, сознание перестанет работать, и человек быстро заснет. Для эксперимента он конструирует в 1954 г. первую «камеру сенсорной депривации». Камера представляла резервуар с соленой водой температурой +34, что ощущается телом как нейтральная. Резервуар также был герметичен, не пропуская визуальных и звуковых сигналов. В результате находящийся внутри человек пребывал как бы в невесомости и был лишен внешних раздражителей.


Результаты, полученные в камере, удивили в первую очередь самого Лилли. Человек, находясь в резервуаре, не засыпал, но, сохраняя полное сознание, начинал переживать необычные состояния, видения, иногда даже начинал общаться с некими «сущностями» и путешествовать по иным мирам. В камере Лилии пережил множество состояний: от райских до адских, впоследствии подробно описав их в работе «Центр циклона». Но это будет позже, пока что Лилли полностью поглощен теми возможностями, что дает камера для изучения сознания, и активно предлагает испытать ее своим знакомым и коллегам. Сам же Лилли в то время подходил с некоторой осторожностью к интерпретации своих состояний и видений, хотя они зачастую далеко выходили за пределы рационального.


В тот же период своей жизни Джон Лилли пробует ЛСД. Нужно отметить, что в то время ЛСД не был еще запрещенным наркотиком, напротив, в США существовало множество центров по его изучению. Входе одной из таких программ, а именно в Национальном институте психического здоровья, Лилли и принимает ЛСД. Приняв его несколько раз, Лилли убеждается в том, что области сознания, открывающиеся под ЛСД и в камере сенсорной изоляции, очень схожи. И спустя некоторое время решается на эксперимент, приняв ЛСД, находясь в камере сенсорной депривации.


В первом же таком опыте он, по его собственным словам, избавился от тела, от «я», от всего, что еще сохранялось в камере от обычной реальности. Его путешествия стали довольно далекими. Он общался с некими сущностями, которых называл «два проводника», вел с ними философские беседы о сознании, природе и цели человека. По всей видимости, именно во время этих разговоров и выработалась та самая этика, заставившая его прекратить эксперименты с дельфинами.


Сам он так описывает свои астральные переживания: «Я двигался в пространствах, в которых обитали существа много больше меня, так что я был пылинкой в луче их солнца, маленьким муравьем в их мире, единичной мыслью в огромном уме или маленькой программой в космическом компьютере».


Но какими бы далекими ни были его путешествия, он всегда мог вернуться в место, которое называл точкой полного нуля. Если его переживания становились слишком интенсивными, а события излишне хаотичными и пугающими, он переносил свое сознание в это место. Место это было пустым и не несло какого-либо содержания, кроме тишины и темноты. Именно к этому месту и отсылает название его работы «Центр циклона» – спокойное место во время бури, в центре бури.


С этого момента он начинает свое движение от «Лилли –академического ученого» к «Лилли – мистику и исследователю иных миров».


Этот переход можно наглядно проследить по двум его работам, вышедшим с разницей в 4 года:


1) 1968 г.–«Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера» (далее ПИМЧБ);

2) 1972 г.–«Центр циклона» [Лилли Д., Дасс Р.Центр циклона: Автобиография внутреннего пространства. Киев: София, 1993]


Если в первой работе Лилли все еще объясняет результаты своих опытов исходя из материалистической парадигмы, то в «Центре циклона» Лилли выступает как человек, твердо уверенный в мистическом характере своих переживаний.


В книге «Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера» доктор Лилли использует новую на тот момент, а сейчас ставшую широко употребляемой метафору: человеческое сознание –это сложнейший компьютер, превосходящий любой механизм, изобретенный к 1965 г. Внутри сознания-компьютера функционирует множество программ и метапрограмм. В понимании Лилли программа – это базовая установка сознания по обработке и интерпретации сенсорных сигналов и формированию на их основе единицы информации для последующих с ней манипуляций. На бытовом уровне программу можно сравнить с привычкой. Привычка –это приобретенная когда-либо программа, которая накладывает свои ограничения как на восприятие сознанием новой информации, так и на качества и потенциал самого компьютера.


В свою очередь, для управления программами в компьютере существуют метапрограммы. Их функция –это структурирование множества программ в единую,непротиворечивую и,в идеале, последовательную систему. «Я» человека в этой системе выступает руководящим началом над всеми метапрограммами. Одна из проблем заключается в том, что у человека, по Лилли, имеется множество «я», что создает напряжение и конфликт. Для борьбы с этим недугом он разрабатывает процессы программирования и самопрограммирования, результатом чего должно быть подчинение конфликтующих процессов одному администратору. В качестве средства для ускорения процесса самопрограммирования Лилли предлагает в числе прочего работу с ЛСД и камерой сенсорной депривации, разрабатывает подробную систему по работе с ними.


Основная часть книги посвящена тому, как при использовании ЛСД и изоляционной камеры программировать свой биокомпьютер, а также тому, что можно назвать «техникой безопасности». Скорее всего, толчком для формирования этого предостережения явилась формирующаяся в те годы культура хиппи. В отличие от Тимоти Лири, призывавшего к повсеместному употреблению психоделиков, Лилли более осторожен и призывает к такой же осторожности своих читателей. Это отмечает и сам Тимоти Лири, вспоминая, что Лилли не был одним из тех, кого можно было встретить на Вудстоке в цветном галстуке.


Саму работу по программированию он разделяет на два этапа.Первый он называет «проекционным экраном», второй–более сложный –«чистым экраном». «Проекционный экран» рассматривается как подготовительный: его задача заключается в том, чтобы в ЛСД-состоянии смоделировать переживание при помощи внешних раздражителей, что может помочь при самопрограммировании. Например, религиозная музыка может пробудить религиозные видения, а наблюдение за собой в зеркале –открыть двери к «коллективному бессознательному».


Второй же этап заключается как раз в изоляции сознания от внешних раздражителей (изоляционная камера). Хотя при начале работы с «чистым экраном» еще может использоваться музыка, то лишь как подготовка к «0 уровню внешней реальности».


Помимо ряда любопытных идей, эта книга интересна как переход в работе Джон Лилли от психологии к эзотерике. Точнее, как первый этап этого перехода .В ПИМЧБ Лилли говорит по большей части о психологии. Хотя для это-го он использует необычный язык и предлагает новые методы для работы с сознанием, его выводы осторожны. На протяжении всей книги автор предостерегает читателей от того, чтобы принимать прозрения по поводу природы реальности или Абсолюта, полученные в ходе сеанса самопрограммирования, за объективную действительность. Но в вышедшей через 4 года работе «Центр циклона» мы видим совершенно другого доктора Лилли.


За эти 4 года в жизни Лилли произошло несколько событий, повлиявших на его мировоззрение. Во-первых, стоит упомянуть его продолжительное пребывание в Институте Эсален, бывшем в то время центром неклассических исследований в области психологии и сознания. Там почти всегда можно было встретить пеструю компанию из профессоров разных университетов, поэтов-битников и приехавших с востока гуру. Употребление же психоделиков считалось, по всей видимости, чем-то само собой разумеющимся.


В Эсалене Лилли знакомится с Ричардом Альпертом, бывшим профессором Гарварда, уволенным оттуда вместе с Тимоти Лири из-за скандала, связанного с ЛСД. К моменту их знакомства Альперт вернулся из Индии, где принял индуизм и новое имя Рам Дасс. Именно как гуру Рам Дасс он впоследствии и обрел широкую известность. Альперт знакомит Лилли с основа-ми йоги Патанджали, много говорит о мистических идеях индуизма. В Эсалене Лилли знакомится и с другими мистическими системами, практикует медитации.


Скептицизм Лилли уступает место восторженному энтузиазму первооткрывателя. Размышления на тему «Это все правда или только мне кажется?» становятся препятствием. Новым кредо Джона Лилли становится тезис «Границы веры обуславливают границы опыта». Для более глубокого понимания сознанияи реальности необходимо оставить в прошлом установки или про-граммы, используемые им ранее. Возможно, теория, предлагаемая в ПИМЧБ, сработала для самого Лилли лучше, чем он сам вначале рассчитывал.


Для примера эволюции подхода Лилли сравним описания устройства «я» из ПИМЧБ и «Центра циклона». Впервой работе мы видим формулировку «В этой работе человеческий мозг рассматривается, как гигантский биокомпьютер. Ум определяется, как общая совокупность всех программ и метапрограмм данного человеческого компьютера. Мозг определяется как видимая, осязаемая живая структура, включенная в человеческий биокомпьютер». Во второй работе она сменяется на следующую: «Я не биокомпьютер. Я не программист, я не программирование, я не программированное, я не программа». Выход за пределы своей собственной системы взглядов, точнее, попытка ее расширить со все большим обращением к мистицизму продолжится с этого момента до конца жизни ученого.


Вторым важным этапом в процессе формирования «Лилли-мистика» является его 8-месячное обучение в Чили у Оскара Ичазо. Ичазо был духовным учителем, своеобразно трактовавшим систему Георгия Гурджиева. Лилли, услышав о ней в Эсалене от одного своего знакомого, начинает интересоваться его идеями. И вскоре он отправляется в Чили, где знакомится с Ичазо и начинает обучаться в его школе. На этом этапе Лилли уже перестает сомневаться. После 8-месячного пребывания в Чили Лилли возвращается в Эсален и пишет там «Центр циклона».


Одним из самых интересных сюжетов в творческом наследии Джона Лилли является подробная картография внутренних пространств, основанная на системе Оскара Ичазо. Последний же использовал для ее основы «Луч творения» Георгия Гурджиева.


Эта система делилась на положительные состояния сознания: +48, +24, +12, +6, +3 и, соответствующие им отрицательные: -24, -12, -6, -3. Лилли трактует эти состояния следующим образом.


«+48» –это нейтральное состояние: находясь в нем, человек более всего расположен к обучению и усвоению новой информации. Состояние рационального, трезвого ума.


«+24» –это ступень, на которой начинается переживание различных типов просветления. +24 –это «профессиональное сатори», то, что психологи называли состоянием потока. В этом состоянии охваченный энтузиазмом человек выполняет работу, в которой он является профессионалом, получая от процесса истинное удовольствие.


«+12» –это состояние блаженства. Человеку сложно функционировать во внешнем мире, так как он испытывает непрерывное ощущение непрекращающейся радости. Все вокруг кажется живым и наполненным светом. Лил-ли считает, что о просветлении такого рода говорит дзэн-буддизм. Впоследствии Лилли называл это «состоянием блаженного идиота».


«+6» –в этом состоянии человек покидает тело и становится центром сознания и любви, при этом сохраняя собственное «я». Это пространство астральных путешествий, ясновидения, общения с иными сущностями.


«+3» –это состояние истинного сатори. Состояние единения со вселен-ной и высшим разумом. Ощущение «я»почти полностью теряется. «Мой эпизод в +3 был единственным, когда я был изъят из вселенной, которую мы знаем, и она была показана мне с ускорением в сотни миллиардов раз».


По схожей логике Лилли располагает и «отрицательные состояния», не существующие сами по себе, а как обратная сторона положительных состояний.


«-24» –состояние, в котором человек испытывает отрицательные переживания от собственной деятельности. Делание того, что нужно, но это сопровождают боль, страх и вина.


«-12» –чрезвычайно негативное состояние. Сознание находится в изолированной от внешнего мира точке ужаса и страха.


«-6» –адоподобное состояние, в котором боль, вина и страх достигают своего максимума. Нет ничего, кроме последних.


«-3» подобно +3 в том, что человек слит с другими существами по всей Вселенной, но все это мертво и бессмысленно. Конечная точка ужаса.


Более подробно эта схема описана в книге «Центр циклона», где Лилли раскладывает по полочкам таблицы и свои собственные переживания и переживания своих коллег. В самом подходе Лилли к сфере мистических переживаний наблюдается методология ученого. С одной стороны, эмпирика, что составляло основную часть его этики – «наиболее приемлемый и этичный эксперимент – это эксперимент над собой». С другой стороны, теоретика, продолжающего развивать описанные выше идеи на протяжении всей жизни.


Таким образом, как было отмечено, путь Джона Лилли, путь от ученого к мистику, с одной стороны –уникален, с другой стороны –типичен для ряда ученых его времени. В их числе можно вспомнить и упомянутых выше Тимоти Лири и Ричарда Альперта (Рамм Даса) и многих других. Начиная как вполне академические исследователи, в течение жизни они сталкивались с переживаниями и опытами, уводящими в далекие от классической науки сферы. Иногда они становились пророками, иногда просто продолжали свои исследования без оглядки на научное сообщество. Как пишет исследователь эзотеризма и мистицизма С. В. Пахомов, «Революция в понимании “измененных состояний сознания” (ИСС) и становление научной дисциплины об ИСС совпали со все более часто применяемым способом личного вхождения в ИСС. Станислав Гроф, Тимоти Лири, Рам Дасс, Джон Лилли, Чарльз Тарт и многие другие представители трансперсональной психологии сделали методику самопогружения классической процедурой, а в знаменитом калифорнийском Институте Эсален это стало, похоже, необходимой нормой. Очень возможно, что подобные смелые эксперименты торят путь новой научной парадигме».


Уникальность Джона Лилли, помимо его самобытных идей, определяется тем местом, которое он занял в пестрой истории мысли своего времени. Это место на стыке науки и мистики. Место человека, пускающегося в авантюрные эксперименты по изменению своего сознания и того же человека, по-дробно расставляющего эти переживания по местам таблицы.Джон Лилли наряду с другими учеными открыл новую эпоху в исследовании как человеческого сознания в целом, так и «измененных состояний сознания» в частности. «И если я больше, чем результат просто ста биллионов клеток, живущих совместно, то откуда я пришел? Это чудо, что вселенная сотворила часть себя, чтобы изучить все остальное в себе, что эта часть, изучая себя, находит остальную часть вселенной в собственной внутренней реальности».


(опубликовано в журнале "Aliter" Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма)

Эзотерика и магия

2.2K поста4.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

- Уважай себя и других ( если даже "другой" НЕВЕЖЕСТВЕНЕН)

- Никакой коммерции на pikabu.ru !!!


Продолжение следует.