Двухэтажный транспорт в Советском Союзе

Мы привыкли воспринимать двухэтажный автотранспорт как причуду англичан. На самом деле СССР пытался перенять опыт Объединенного Королевства. Однако эксперимент закончился полным фиаско, а двухэтажные автобусы и троллейбусы были упразднены из системы общественного транспорта нашей страны.

Двухэтажный транспорт в Советском Союзе Длиннопост, СССР, Общественный транспорт, Ретро, Ретроавтомобиль

Советский Союз заключил контракт с Британской компанией Electric Cоmpany на поставку высокого троллейбуса АЕС 664Т. Чудо-техника прибыла в Страну Советов в 1937 году. Спустя год Ярославский автомобильный завод наладил выпуск идентичной модели под своим логотипом. Копию назвали ЯТБ-3.

Троллейбус ЯТБ-3 в фильме "Подкидыш", 1939 год

Двухэтажный транспорт в Советском Союзе Длиннопост, СССР, Общественный транспорт, Ретро, Ретроавтомобиль

Около десяти двухэтажных троллейбусов сошло с конвейера завода. Длина даблдекера составляла почти десять метров. Он вмещал сотню пассажиров. Ярославская копия была на две тонны тяжелее британского оригинала, что негативно сказалось на плавности торможения, скорости движения. Ожидалось, что вместительный городской транспорт эффективно решит проблему пассажирских перевозок. На деле всё оказалось иначе.

Автобус производства ГДР Büssing Do-56

Двухэтажный транспорт в Советском Союзе Длиннопост, СССР, Общественный транспорт, Ретро, Ретроавтомобиль

Москвичи и гости столицы с восторгом приняли идею двухэтажного автотранспорта. Со второго этажа открывался хороший обзор на достопримечательности Москвы. Однако, дискомфорт очень быстро развеял вкус новизны. Пассажиры указывали на существенные недостатки нового транспорта.


Стоячие места ограничивались низкими потолками. Высокий человек мог ехать только сидя или пригнувшись стоя. Передвигаясь по салону, они рисковали набить шишки о низкий потолок. Винтовая лестница на второй ярус оказалась неудобной. Пассажирам приходилось заранее спускаться на первый ярус, чтобы успеть выйти на своей остановке. Потому второй этаж подходил только для экскурсий или длинных поездок, как говорится, до конечной остановки маршрута.

Двухэтажный транспорт в Советском Союзе Длиннопост, СССР, Общественный транспорт, Ретро, Ретроавтомобиль

Двухэтажные троллейбусы прозвали «черепахами». Максимальная скорость движения ЯТБ-3 составляла 55 км/ч, что казалось достаточным для городского движения. Но на самом деле даблдекеры здорово задерживали движение на маршруте, так как из-за большой массы, при полной загрузке салона пассажирами, ехать более 30-40 км/ч уже было проблематично.


Транспортникам пришлось на метр поднять контактные провода из-за высоты ЯТБ-3. Обычные троллейбусы не могли работать в таких условиях, они банально не доставали до проводов. Традиционный электротранспорт перевели на другие маршруты.


Зимой обнаружилась другая проблема: даблдекеры раскачивались на скользкой дороге, как лодка. Хотя история не зафиксировала ни один инцидент с переворачиванием высокого троллейбуса или автобуса, пассажиры стали воздерживаться от поездок. Вскоре Ярославский автозавод прекратил выпуск двухэтажных троллейбусов, а в 1953 году ЯТБ-3 отправили на стоянку.

Двухэтажный транспорт в Советском Союзе Длиннопост, СССР, Общественный транспорт, Ретро, Ретроавтомобиль

В 1959 году в Москве снова появился двухэтажный автотранспорт. По столичным дорогам курсировали прибывшие из ГДР высокие автобусы Büssing Do-56, D2U. Однозначной версии о том, какими путями немецкий автотранспорт прибыл в СССР не существует.


Поговаривали, будто Никита Сергеевич Хрущёв получил их в подарок. Якобы автобусы прибыли от председателя немецкого Совмина Отто Гротеволя. Другая версия гласит, что столичные власти не спешили отказываться от идеи двухэтажного городского транспорта и приобрели немецкие автобусы для испытаний в реальных условиях.


К сожалению, двухэтажные автобусы оказались ничем не лучше высоких троллейбусов. Они были такими же медлительными, неповоротливыми. Büssing не смогли адаптироваться к зимним условиям. На скользкой дороге они опасно раскачивались, угрожая завалиться набок.

Büssing Do-56

Двухэтажный транспорт в Советском Союзе Длиннопост, СССР, Общественный транспорт, Ретро, Ретроавтомобиль

Büssing D2U

Двухэтажный транспорт в Советском Союзе Длиннопост, СССР, Общественный транспорт, Ретро, Ретроавтомобиль

Неизбалованные, но практичные советские граждане редко пользовались вторым этажом из опасения пропустить нужную остановку. Потому власти решили не тратиться на дорогие запчасти для импортной техники. В 1964 году двухэтажные Büssing сломались и попали прямиком в металлолом.

И короткая эра "двухэтажников" в системе общественного транспорта, ко второй половине шестидесятых в СССР, подошла к концу. Оставались ещё, конечно, экскурсионные автобусы, но это, как говорится, уже совсем другая история.

Москва, 1962 год, 211 маршрут (кадр из фильма "Я купил папу")

Двухэтажный транспорт в Советском Союзе Длиннопост, СССР, Общественный транспорт, Ретро, Ретроавтомобиль

Ретро

1.5K постов4.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

- Уважаем друг друга!

- Посты должны относиться к предметам, событиям, людям и моде прошлых лет

- Запрещается выяснять "кто старее" и троллинг на тему "а вот в наше время было..."