Древний Египет. Антропоморфные гробы. Вступление

Для того что бы погрузится в занимательный мир загадок Древнего Египта, совершенно не обязательно ехать на Пирамиды Гизы, или ползать по развалинам Абусира и Абидоса. В эпоху великого разграбления ценностей, из Египта в Европу и Америку, было вывезено столько артефактов, что хватило бы на несколько полноценных тематических музеев. К сожалению, отечественные коллекции невозможно сравнивать по количеству экспонатов с забугорними, однако,  кое-что есть и у нас.

История, которую я хочу рассказать, практически полностью основана на материалах, добытых не где-то в песках Египта, а в нашем, родном питерском Эрмитаже, и любой желающий, даже не имея загранпаспорта, может убедиться в правдивости изложенного.

Приятного чтения!

Древний Египет. Антропоморфные гробы. Вступление Древний Египет, Тайны, Резьба по камню, Древняя история, Саркофаг, Длиннопост

Возможно, вам уже попадались в интернете мои краткие заметки на тему саркофагов. Я должен отметить, что за прошедшее время в некоторых моментах существенно продвинулся вперед, и здесь я планирую изложить более полную версию своих наблюдений, включая материалы не публиковавшиеся ранее.  


Прежде чем рассказывать о загадках, немного общей информации по теме.

Антропоморфные гробы - по простому, это гробы с обозначенными частями тела человека. Есть гробы на которых обозначена только голова, есть более сложные варианты с "руками" и "ногами". Обычно подобные гробы называют - саркофаги, хотя можно и так, и так.

Я буду говорить о саркофагах изготовленных из твердых пород камня, которые датируются Саитским (Саисским) периодом, это времена 25-26 династии.

Древний Египет. Антропоморфные гробы. Вступление Древний Египет, Тайны, Резьба по камню, Древняя история, Саркофаг, Длиннопост

В Эрмитаже есть два саитских (саисских) саркофага - это гроб принца Яхмеса, сына одного из последних царей Египта, и  матери этого принца - царицы Нехтбастетру.

В их аутентичности происхождения этих гробов сомневаться не приходится:

Происходят они из Гизы, гробница LG 83

Известны с 1820-х гг.; в середине XIX в. приобретены герцогом Максимиллианом Лейхтенбергским, а в 1852 подарены им Эрмитажу.

Вот описание саркофага принца Яхмеса из труда "Les Mastabas" Auguste Mariette от 1889 года

Древний Египет. Антропоморфные гробы. Вступление Древний Египет, Тайны, Резьба по камню, Древняя история, Саркофаг, Длиннопост

С происхождением гробов неясностей нет, есть небольшая непонятность с самим принцем Яхмесом.

Дело в том, что жизнь царя Яхмеса (то есть папы принца) неплохо задокументирована Геродотом, и в его записях о Яхмесе-царе, Яхмес-сын упоминается ровно 0 (ноль) раз, что достаточно странно, учитывая наличие других мелких подробностей описывающих жизнь царя.

В общем дело ясное, что дело темное, и я буду очень признателен если кто-то сможет подкинуть исторических данных по данному персонажу.

Кстати, вот саркофаг Яхмеса-старшего:

Древний Египет. Антропоморфные гробы. Вступление Древний Египет, Тайны, Резьба по камню, Древняя история, Саркофаг, Длиннопост

Саркофаг сына определенно выглядит немного хуже:

Древний Египет. Антропоморфные гробы. Вступление Древний Египет, Тайны, Резьба по камню, Древняя история, Саркофаг, Длиннопост

Глядя на саркофаг принца Яхмеса, сложно говорить о высочайшем уровне исполнительного мастерства камнерезов Древнего Египта. Но давайте не будем торопиться с выводами, и  посмотрим более внимательно на данный артефакт.


Материал из которого сделан саркофаг - гравуакка, это очень твердая осадочная порода. Надо отметить, что египетская гравуакка настолько прочная, что некоторые ученые при исследовании древних артефактов ошибочно определяли гравуакку как базальт, . В любом случае, гравуакка это вам не мрамор и не известняк - камень очень прочный, и медной иголкой его не возьмешь.


И у древних египтян, судя по всему, на такой случай был очень серьезный инструмент.


Вот макросъемка иероглифа "змея" с поверхности  саркофага:

Древний Египет. Антропоморфные гробы. Вступление Древний Египет, Тайны, Резьба по камню, Древняя история, Саркофаг, Длиннопост

Голова змеи в самой широкой части не более 3 мм! Отчетливо видно, как именно автор рисовал этот элемент - вначале режущая кромка инструмента сделала петлю, а потом мастер точечным движением убрал оставшийся "островок" материала.

Края иероглифа очень ровные, по всей длине не видно ни одной случайной "ступеньки", сложно представить как это можно было сделать медным или даже бронзовым долотом.

Однако, справедливости ради, нужно отметить что иероглифы на нижней части саркофага выполнены значительно хуже, и совершенно определенно другим инструментом.

Древний Египет. Антропоморфные гробы. Вступление Древний Египет, Тайны, Резьба по камню, Древняя история, Саркофаг, Длиннопост

Тут уже четко прослеживаются следы мелких ударов, и места, где инструментом царапали поверхность. Четкости линий нет, хотя видно что иероглифы старались наносить очень аккуратно и ровно.



Наглядное пособие - "Как нарисовать сову" почти 3000 летней давности)))

Древний Египет. Антропоморфные гробы. Вступление Древний Египет, Тайны, Резьба по камню, Древняя история, Саркофаг, Длиннопост

Сделать такое в очень твердом камне мог только очень качественный инструмент.

Однако качественный инструмент, не дает гарантию качественного итогового результата его применения. От рук мастера зависит очень много, и если по иероглифам к мастерам претензий почти нет, то к остальному...



Давайте повнимательней взглянем на фото, которое я жу размещал чуть выше, точнее на его правый нижний угол, ничего странного не замечаете? Там где торцевая часть парика соприкасается с ожерельем...

Древний Египет. Антропоморфные гробы. Вступление Древний Египет, Тайны, Резьба по камню, Древняя история, Саркофаг, Длиннопост

Вот тоже самое место с другого ракурса.

Древний Египет. Антропоморфные гробы. Вступление Древний Египет, Тайны, Резьба по камню, Древняя история, Саркофаг, Длиннопост

Вот еще, для более полного понимания.

Древний Египет. Антропоморфные гробы. Вступление Древний Египет, Тайны, Резьба по камню, Древняя история, Саркофаг, Длиннопост

Рисунок парика вышел за пределы предназначенного для этого рисунка элемента формы. Как такое могло произойти?!

Сами линии проведены ровно и выведены точно на одну длину, значит мастер был уже достаточно опытный, что бы без проблем сделать это. Однако, этот же опытный мастер не замечает что вылез за границы формы? Вывод может быть один -  данный рисунок сделан так специально, но зачем?


Исправить рисунком недостатки формы? Это было бы достаточно хорошим объяснением, если бы не то, что... линии рисунка ожерелья, в свою очередь, так же выходят за границы отведенной им формы, но уже в противоположном направлении линиям парика.

Древний Египет. Антропоморфные гробы. Вступление Древний Египет, Тайны, Резьба по камню, Древняя история, Саркофаг, Длиннопост

Для древнего египтянина все что связано с загробной жизнью имело сакральное значение. По сути, вся жизнь египтянина  древности была подготовкой к жизни загробной, и в этой подготовке не было мелочей. Даже имя усопшего начертанное на гробе имело очень важное значение, настолько важное, что человек которого заставили эти имена стереть, не посмел это сделать полностью. Об этом можно почитать у Андрея Большакова  "Древний Египет в Эрмитаже. Новые открытия".


Не мог древний мастер настолько халтурно отнестись к такого рода работе, ну или по крайне мере, должно было быть что-то, что заставило его нанести рисунок именно так.

Попробовав разобраться в этом вопросе, я начал более подробное изучение данного саркофага, что привело к совершенно неожиданным наблюдениям и еще более неожиданным выводам.



Продолжение следует...