"ДОЗНАНИЕ ПИЛОТА ПИРКСА" (1979 г)
Советско-польский фильм "Дознание пилота Пиркса", произвел на меня в детстве довольно сильное впечатление по телеку где-то в начале 90-х.Хоть я уже успел к тому времени посмотреть на "видике" голливудских "Терминатора","Чужой".Пиркс конечно,не шёл ни в какое сравнение с этими американскими блокбастерами,но в нём тоже были космос и роботы,а это уже было интересно,особенно в детстве.
"Дознание пилота Пиркса" (оригинальное название "Test pilota Pirxa", что по контексту правильнее было бы понимать "Испытание/проверка пилота Пиркса", ведь именно Пиркс проводил проверку, но авторы, в т.ч. Станислав Лем назвал свой рассказ "Дознание", а весь рассказ (а потом и фильм) сделаны в виде ведения следствия и допросов участников событий...
Сюжет: Фирма "Кибертрон Электроникс" предлагает провести испытание новой модели человекоподобного робота. Для этого организуется полёт космического корабля "Голиаф" со смешанным экипажем из людей и роботов. Официальное задание для экипажа "Голиафа" — запуск зонда в щель Кассини (щель между кольцами Сатурна).
При выборе командира, выбор пал на пилота Пиркса в связи с его кристальной честностью и порядочностью. Он хотел отказаться, но, пережив покушение, устроенное фирмой «Юнайтед Атомик Лэборатори», соглашается.
Его не уведомляют, кто именно из членов экипажа — робот, а кто — человек, чтобы исключить возможное предвзятое отношение к роботам с его стороны. На корабле отсутсвует оборудование, позволяющее отличить человека от робота.
Трюки и спецэффекты - ничего "сверхестественного". Не забываем, что фильм снимался в 1970-х, когда все примененные приёмы производили на зрителей впечатление.
Конечно, показывать будущее можно более футуристичными методами, например, используя менее известные образцы техники, чем уже успевшие заметно устареть советские вертолёт Ми-2 и броневик БРДМ-2,американский самолёт "Боинг-707" и старенький "Форд-Мустанг". С другой стороны: зачем искать какую-то экзотику, если зритель и так будет ошарашен?
При съемках фильма режиссером-постановщиком перед съемочной группой была поставлена задача: снять космические эпизоды фильма как можно ближе «к реальности». Костюмы космонавтов и внутренний вид помещений космического корабля «Голиаф» разрабатывались на основе существовавших на тот момент американских и советских аналогов
Фильм неплохо смотрится и сейчас! А вопрос, должны ли роботы получать широкое распространение, повсеместно заменять человека - стал гораздо актуальнее! Дай роботам равные с человеком права и "привет!". Более выносливые, не капризные к внешним условиям, умеющие мгновенно принимать решения, лишённые какой-либо морали, не подозревающие о Законах Робототехники от Азимова, он могут быстро "разобраться" с человечеством. И хорошо, если на их пути окажется такой Пиркс...
Наши 90-е
4.9K поста21.8K подписчика