Дополнительная электрика - что куда

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост
Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Случилось так, что на момент покупки Сабли (мой мотоцикл) у меня в загашнике лежал пульт с кнопками небезызвестной фирмы Курьякун. Он на титульном фото. Если у вас, как и у меня, мотоцикл мощным пластиковым обвесом не обладает, при монтаже дополнительной электрики сразу возникнет вопрос - а куда девать кнопки, которые её включают? Курьякун сделали хорошее, изящное решение.. и воткнули галактический ценник на этот кусок железа с хромом и тремя кнопками. Мой вам совет - лучше закажите с алиэкспресс. Но мне эту штуку подарили, так что покажу я - на ней. Поскольку я за безопасность, главный вопрос, который надо решить:



Как не спалить ничего и сделать удобно?


Чтобы ничего не спалить лучший вариант - сделать отдельную проводку на все наши потребители. Так мы ничего не спалим в родной проводке. Но держать наши дополнительные цепи всегда под напряжением - вариант не из лучших. Тот же адаптер для USB в дежурном режиме тоже кушает. Немного, но за месяц от заряда АКБ ничего не останется. Можно было бы сделать кнопку, но вдруг вы забудете её выключить? Да и зачем, если есть реле!


Итак, наша проводка будет использовать:


- Свой общий предохранитель как можно ближе к плюсу аккумулятора дабы при любом повреждении мы сразу получили сгоревший предохранитель, а не локальный пожар.


- Реле, которое я заведу на замок зажигания чтобы как только я выключил его - у меня всё отключилось.


И чтобы всё это собрать нам будут нужны:


- провода (желательно как минимум 2 цветов)


- термоусадка (крайне нужная штука - надеваете заранее, скручиваете провода, надеваете сверху, проводите феном или зажигалкой и всё)


- предохранители


- колодки предохранителей


- реле


- колодка реле


- кнопка/кнопки


- клеммы для кнопок


- клеммы для аккумулятора


Впрочем я обо всём этом ещё скажу



А теперь подробней.


Если вы ничего не шарите в электрике, хрен бы с ним - я объясню на пальцах. Потому что я тоже не сильно шарю. Представьте что ток это вода, которая течёт от плюса к минусу и что мы строим водопровод. Так, надеюсь, будет понятней.


Я даю общую схему для моего частного случая. По ней мы и будем ориентироваться - можете открыть её в новой вкладке и поглядывать.

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Выглядит сложно? Это только пока.



Шаг 1


В нашей электрике шаг 1 - красный провод. Итак, от плюса аккумулятора мы забираем ток и сразу заводим его на предохранитель. Это нужно затем, чтобы если где-то дальше будет короткое замыкание, наш предохранитель пшикнул и ток перестал туда течь. В этом нам поможет набор начинающего радиоманьяка любителя (можно найти в автозапчастях или на рынках):


клемма: 

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

или

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Разница только в том, что верхнюю удобней одевать и снимать, а нижняя - лучше фиксируется. Само собой учитывайте, что у болтов аккумулятора тоже есть диаметр - лучше глянуть заранее. Зачищаете провод, засовываете внутрь и зажимаете лапки специальным инструментом или пассатижами.


И предохранитель, лучше сразу с колодкой:

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост
Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Его провод-кольцо можно разрезать как удобней - на равные или неравные по длине концы. Идеальный вариант это если предохранитель будет того же вида что и остальные у мотоцикла - так вам не нужно будет таскать с собой несколько видов.



Шаг 2


После того, как мы обезопасились от собственных кривых рук, сделаем автоматическое включение. В этом нам поможет обычное 4-контактное механическое реле от ВАЗ. Я даже не знаю его партномер или название - фразы "4-контактное реле" обычно оказывалось достаточно.

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

К нему же рекомендую купить колодку - набор разъёмов, в который реле не воткнёшь неправильно. Так вы не запутаетесь, если отключите реле:

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

В колодке может быть даже 5 проводов - центральный 4-контактному реле не нужен.


Работает оно до безобразия просто - когда через 2 определённых контакта проходит ток, этот ток замыкает 2 других контакта, рассчитанных на бОльший ток. Это удобно - маленькие кнопочки включают мощные вещи. А в нашем случае это нужно затем, что замок не рассчитан на такой ток, который мы может быть будет использовать (не выдержит напор воды в нашем водопроводе).


Если вы в точности следовали моим советам и в руках у вас то же самое реле что и у меня, то контакты будут 30, 85, 86, 87 (там так и подписано). Пара 85 и 86 - это "слабая" пара, а 30 и 87 - "сильная". Не знаю, почему именно так. Если у вас другие циферки - поищите в поиске или посмотрите на самом реле схему.


Соответственно реле мы должны подключить так:


87 - наш входящий провод от аккумулятора после предохранителя (напомню, в нашей схеме он - красный)


86 - наш выходящий провод "слабой" пары, его надо будет подключить к минусу (зелёный)


85 - наш входящий провод "слабой" пары, его нужно подключить к замку (тонкий красный)


30 - наш выходящий провод "сильной" пары - вот он-то и пойдёт на все потребители (оранжевый)



Сразу же дополню - как скрутить провода?


Если вы умеете работать паяльником - честь вам и хвала. Нет - можно просто сделать нормальную скрутку и закрыть термоусадкой - у меня всё это держится.


Про скрутку можно долго спорить, но если вы пользуетесь ей, я рекомендую принцип "бандажа":

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

В нашем случае (скорее всего у вас многожильные провода) это будет выглядеть так:

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

И закручиваете провода относительно друг друга. Не забудьте изолировать соединение.


Кроме того, возникает вопрос - а куда мы должны подключиться к замку?



Шаг 3


Чтобы подключиться к замку, нам придётся разыскать схему электрики мотоцикла или потыкать тестером. Наша цель - найти провод, на котором напряжение появляется при включении зажигания и пропадает - после его отключения.


- на схеме это обычно провод, который от замка зажигания идёт к коробке предохранителей. Если схема цветная, то у замка зажигания вероятно будет 3 провода - один из них к аккумулятору, а вот какой-то второй - нужный


- у моей хонды это красный провод с чёрной полосой


- если вы работаете тестером, выставите его в режим замера сопротивления и одним щупом ткните в минус аккумулятора, а вторым - во все провода по очереди, аккуратно проткнув кончиком щупа изоляцию. Если вы угадали, тестер будет показывать бесконечное сопротивление при выключенном зажигании и небольшое - при включенном.



Извините, я не могу лучше объяснить, как подсоединить реле. Если вы так и не поняли, просто на шаге 2 поставьте кнопку, а лучше всё же - попросите кого-то из знакомых помочь с этим.


Когда вы нашли провод, всё что нужно - подключиться к нему не разрывая его то есть по сути - разветвить. Есть такая штука специалньая, называется "разветвитель" кажется:

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Смысл в том что к неё вдевается 2 провода - старый и конец нового. После этого пассатижами вы её зажимаете, вставляя металлический ножичек и он остаётся внутри, соединяя 2 провода. И последним шагом вы захлопываете хвост чтобы оно не открылось. Удобно, но по идее их надо подбирать под толщину провода.


Альтернативное решение, если вы закупили термоусадки/изоленты а вот такую штуку не нашли:

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост
Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Шаг 4


После того, как мы получили наш "идеальный" плюс, нам его нужно подключить к потребителям. Потребители могут быть самые разные:


- дополнительный свет


- музыка


- зарядное устройство


- видеорегистратор


И прочее и прочее и прочее. Принцип по сути везде одинаковый, но из-за того что я рисовал свою схему раньше у меня будет чуть сложнее чем надо. В целом порядок подключения такой - к нашему оранжевому плюсу мы подключаем один контакт кнопки, второй контакт кнопки мы подключаем к самому потребителю (к примеру - прикуриватель), а минус потребителя (на нашей схеме - зелёный) - либо к общему минусу, либо на минус АКБ, либо на раму. Дополнительно я бы рекомендовал ставить перед кнопкой отдельный предохранитель (у курьякунов он почему-то после кнопки, на схеме соответственно тоже) каждому потребителю. А то будет обидно если ночью в дождь из-за того что залило прикуриватель у вас сдохнет дополнительный свет.


О предохранителях - как правило у устройств есть заявленные данные, в том числе и о потребляемом токе. Так, если у вас зарядное устройство жрёт до 1 Ампера, ну и поставьте ему предохранитель на чуть больше (по моему они идут 1 2 5 10 15 и т.п.). А общий на всё - исходя из суммы всех отдельных.


То есть если вы знаете что у вас свет ест 10 Ампер, зарядное для мобильника 1А и навигатор ещё 1А то вы легко поймёте, что всё вместе это больше 12 ампер есть не может и тот самый первый предохранитель достаточно поставить 15А.


Чтобы подключить потребителей, если кнопок у вас ещё нет, нам могут пригодиться:

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Кнопка. Кстати третий, жёлтый контакт это (если верно помню) минус внутренней лампочки. Если подключить его к минусу, кнопка будет гореть когда включена.

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Клемма для подключения провода к кнопке.


Альтернативный вараинт с алиэкспресса, уже с проводом:

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Последний момент - у меня на схеме крестик в кружке - зарядное устройство. Поскольку я немного паранойик и решил подстраховаться, товарищ мне собрал стабилизатор напряжения на основе LM317 и когда я объяснял это в прошлый раз, я и дорисовал его туда. Это не обязательный элемент.



Шаг 5


Если потребителей несколько - возникает вопрос, как разделить 1 провод на несколько? Или, в случае с минусом, как собрать несколько проводов в 1. Кроме той штуковины, о которой я говорил в шаге с замком, есть ещё штука под названием клеммник. В частности, я нашёл весьма удобными клеммники Wago (хотя они вроде как под 220)

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Открыли, вставили зачищенный (и скрученный, если он многожильный) провод, закрыли.



Вот в общем-то и всё. По результатам этой работы у нас получится что при включении зажигания реле откроется, пропуская ток дальше. А при включении кнопки - цепь откроется полностью, пропуская ток на потребитель. В то же время если у вас есть что-то, работающее постоянно (к примеру видеорегистратор) кнопку ему можно не ставить - замок и реле выполнят всю работу. Так сделано и у меня.


НУ а теперь вперёд, в комментарии. Читать исправления и дополнения :D

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Комрад может лучше пайка а не скрутка? А не слабовата ли LM317 (к тому же она греется не слабо)? и где резистор для регулировки стабилизатора? Ни гвоздя, ни Жезла!

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот так она выглядит с и без самодельного корпуса с радиатором

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий

LM317 это условное название. Там кондёр и ещё что-то и это прикреплено к здоровому (1,5 на 4 см) радиатору.


Пайка само собой лучше, но если нет возможности (или умения) то хоть скручивать надо правильно а не вот так.


P.S. И вам ровных дорог и ветра в лицо.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Эх, сколько дней прошло а я так и не научился

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку